БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА Станислав Гроф Доктор медицины, доктор философии, профессор Станислав Гроф – психиатр с пятидесятилетним опытом исследований необычных состояний сознания, один из основателей и главных теоретиков трансперсональной психологии. Родился в столице Чехословакии Праге 1 июля 1931 года. В 1956 году получил диплом врача от Медицинской школы Карлова университета в Праге и степень доктора наук от Чехословатской Академии Наук. С 1956 по1967 Гроф – практикующий психиатр-клиницист. В этот же период он активно изучает основы психоанализа и принимает участие в новаторских научно-исследовательских проектах. В 1959 году он удостаивается премии Кюфнера – национальной Чехословацкой награды, ежегодно вручаемой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии. В 1967 году был приглашен в качестве стипендиата для клинической и исследовательской работы в Университет Джонса Хопкинса, Балтимор, штат Мэриленд. По прошествии двух лет остался в Соединенных Штатах и продолжал свои исследования в качестве руководителя психиатрических исследований в Мэрилендском центре психиатрических исследований и как ассистент-профессор психиатрии в клинике Генри Фиппса при Университете Джонса Хопкинса в Балтиморе, Мэриленд. В 1973 году доктор Гроф был приглашен в Институт Эсален в Биг Суре, Калифорния, где жил до 1987 года, занимаясь писательской работой, проводя семинары, лекции и работая над разработкой техники холотропного дыхания вместе со своей женой Кристиной Гроф. Также он входил в Совет попечителей Эсаленского института. Гроф является основателем Международной трансперсональной ассоциации (МТА) и ее бессменным президентом. В этой роли, вместе с Кристиной он организовал и провел крупные международные конференции в Соединенных Штатах, в бывшей Чехословакии, в Индии, Австралии и Бразилии. В настоящее время живет в Милл-Вэлли, Калифорния. Гроф является профессором психологии Калифорнийского Института Интегральных Исследований (КИИИ) в Сан-Франциско и аспирантуры пацифизма в Санта. Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов («Трансперсональные тренинги Грофа»), пишет книги, а также выступает с лекциями и семинарами по всему миру. В 2007 году за свои 50-летние исследования глубин человеческой психики Гроф удостоен одной из самой престижных мировых премий за выдающийся вклад в развитие науки – премии фонда Гавелов «Предвиденье 97», которую ему вручит президент фонда Вацлав Гавел 5 октября 2007 года. Фонд бывшего президента Чехии Вацлава Гавела и его жены Дагмар предназначен для поддержки пионерских социокультурных проектов и программ, которые в настоящее время еще не получили широкую поддержку, но которые имеют громадное значение для нашего будущего. Премия фонда Гавелов присуждается ежегодно с 1997 года в поддержку мыслителей, чья научная деятельность тесно связана с общечеловеческими ценностями, и в которой преодолеваются ограничения общепринятого знания, проясняются неизвестные и удивительные взаимосвязи, по-новому выражается тайна вселенной и жизни. Через присуждение ежегодных премий Фонд Гавелов обращает всеобщее внимание на нестандартные и альтернативные пути исследования реальности. До Грофа эту премию получали такие выдающиеся ученые, как Стэнфордский психолог Филипп Зимбардо, Стэнфордский.нейрофизиолог Карл Прибрам, всемирно известный семиотик и романист Умберто Эко, пионер исследований искусственного интеллекта Джозеф Вейнзбаум. Нужно сказать, что Гроф не ожидал, что его теория станет руководством к действию для повитух, акушеров, перинатальных психологов. Однако, его стройная теория БМП сейчас отлично характеризует те психические процессы, которые формируют многое в жизни человека и многое объясняют для нас - родителей.
Матрица — штамп по которому строится дальнейшие образы. База — это некий фундамент, на котором основываются все дальнейшие построения. А перинатальным называют все, что характеризует состояние ребенка до рождения и сразу после него. Первая перинатальная матрица, когда ребенок находится в уюте и полной защищенности, формируетcя во время беременности. Для малыша это самое замечательное время — он любим и желанен. Мир к нему благосклонен. Он в полной безопасности. Мама любит его, еще ничего о нем не зная: ни пола, ни цвета волос и глаз. Согласно одной из теорий психологии, ребенок пребывает в состоянии «Мир в порядке, и Я в порядке».
В это время формируется матрица оптимизма, веры, что все к лучшему, все будет хорошо. Если мама была рада беременности, счастлива и довольна, малыш рождается с «синдромом счастья». Есть люди, способные быть счастливыми при любых обстоятельствах. Это значит, что у них очень благополучно сформирована первая перинатальная матрица. Конечно, вряд ли вам удастся провести все девять месяцев в состоянии безбрежного счастья. Порою вам будет казаться, что нервы напряжены до предела, и любую мелочь вы будете воспринимать близко к сердцу. Но и этот опыт тоже имеет смысл. Малыш должен накопить определенный багаж знаний об эмоциях. Он должен уметь переживать, чтобы потом научиться сопереживать, уметь огорчаться, чтобы научиться сочувствовать. Это та самая матрица, на которой сознание будет отливать все более сложные эмоции и черты характера. Происходит это ближе к концу беременности, когда уже накоплен "багаж счастья" и гораздо легче для формирующегося мозга и психики справиться с мамиными переживаниями. Кроме того, самое длительное и содержательное время вашего единства дает малышу еще очень многое. Начиная с уровня его консервативности и заканчивая его сексуальной ориентацией.
Вторая базовая перинатальная матрица формируется во время схваток, третья — во время открытия родового канала, четвертая — во время прохождения малого таза, т. е. во время рождения. Итак, вторая базовая перинатальная матрица формируется во время схваток. Для малыша это первый опыт конфликта, первый опыт серьезного стресса. Все меняется. Приходит боль. Но мир-то остается прежним: малыш по-прежнему часть мамы, значит, что-то не так с ним... Ему больно, его жмет какая-то сила. Что происходит? Малыш уже знает — в природе действует естественный отбор: если ты здоров, ты растешь и развиваешься дальше, если ты болен — организм матери прекращает беременность, происходит выкидыш. То есть враждебность по отношению к нему материнского организма малыш воспринимает как знак своей ущербности: значит, я плохой!
Если же родовая деятельность идет своим естественным чередом, то на этом этапе из установки «я плохой, со мной что-то не так» формируется матрица, которая является базой для способности к самоанализу, самокритике. Но главное — формируется матрица терпения и способности стойко переживать жизненные неурядицы. Это вовсе не значит, что «в голове образуется пространство», где будет жить терпение. Нет, конечно. Просто в подсознании формируется некая база, на которой по мере накопления жизненного опыта будут формироваться определенные черты личности. Если малыш появился в результате кесарева сечения и не прошел через схватки, воспитать его терпеливым можно, хотя это будет нелегко.
Стимуляция нежелательна еще по одной причине: медикаментозное вмешательство в естественный процесс чревато быстрым приобретением зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и прочей гадости. Есть люди, начинающие курить с первой сигареты. А другие не привыкают к наркотикам даже после нескольких уколов. Корни — во второй перинатальной матрице. Наверняка при рождении человека, который 10 лет мучается, никак не может бросить курить, применяли стимуляцию и обезболивание. Механизм такой зависимости прост: стимуляцию практически всегда сопровождает обезболивание (очень уж болезненными становятся схватки). Малышу приходится туго. И тут настает неожиданное облегчение — обезболивающее начинает действовать. Формируется достаточно стойкий стереотип: когда очень сложно справиться с ситуацией, нужно «уколоться и забыться»...
Третья базовая перинатальная матрица. Тут все просто. Малыш принимает решение действовать. И впервые в своей жизни начинает трудиться — продвигаться по родовым путям. Мама ему помогает — тужится. Что закладывается в этот момент? Трудолюбие, настойчивость, целеустремленность. Очень важные качества. И, как всегда, очень важно, чтобы все прошло без проблем. Помимо всего прочего, данная матрица очень сильно влияет на сексуальность человека. Но вот, наконец, самое тяжелое позади. В момент, когда смерть сливается воедино с рождением, малыш воскресает в новом мире.
Четвертая базовая перинатальная матрица характеризует начало существования малыша как самостоятельной личности, т. е. вне материнского организма. Это долгий период, но самое важное закладывается в первые часы после рождения.
После трудного, долгого и напряженного пути любой странник ждет отдыха и награды за свои труды. То же самое и малыш. Природой предопределено вернуть ребенка в его изначальное состояние "МИР в порядке, и Я в порядке". Но теперь это другой уровень благополучия. Малыш должен осознать, что, несмотря на потерянное единство с материнским организмом, он по-прежнему любим и необходим маме, что они по-прежнему вместе, она заботится о нем и не покинет его. То есть малыш должен ощутить благожелательность, приветливость нового мира, и почувствовать себя в нем хорошо. Так что же для этого нужно?
Родившись, малыш должен попасть к маме на живот, чтобы по-новому ощутить утраченное единство. Сейчас это два разных организма, но их по-прежнему соединяет пуповина как свидетель их недавней общности. И пока она не отпульсирует, перерезать ее и разъединять маму с ребенком нельзя! Так же, как и уносить малыша от матери... Только представьте: вы рождаетесь, трудитесь, терпите невыносимые страдания, в надежде что там, снаружи, вас ждет другой мир, прекрасный и доброжелательный, в надежде опять обрести свою мать и ее любовь. И вот вы родились. Вас встречает совершенно чужой дядя (тетя), грубо хватает, шлепает или поднимает вверх ногами, ваши легкие раздирает от первого вздоха, после чего вас обтирают от первородной смазки и вы кожей начинаете чувствовать холод. И в довершение всего вас кидают на холодные металлические весы, после чего туго пеленают и уносят прочь от мамы... "И ради этого мне пришлось пройти весь этот ужасный путь?" — хочется кричать вам.
Если же малыш, родившись, попадает к маме на живот, слышит биение такого родного сердца, чувствует ее запах, ощущает кожей тепло ее тела, а главное — ее безграничную любовь, то кроха понимает, что сражался не зря, что он нашел то, что искал, и теперь все будет хорошо... Ребенок получает не только ценнейшие капли молозива, необходимые для его иммунной защиты, но и всю силу материнской любви. И это главное, что формируется в четвертой базовой перинатальной матрице. Что еще? Вера в людей, в счастливый финал при любых обстоятельствах.
Кроме того, в четвертой матрице закладывается комплекс неполноценности. Поэтому, когда вы увидите своего чудесного ребенка, выразите ему свою любовь и восхищение. Радость этой долгожданной встречи наполнит вашу дальнейшую жизнь с малышом теплом и светом, защитит от послеродовой депрессии, научит получать настоящее удовольствие от общения друг с другом.
Все, что закладывается в подсознании вашего малыша в течение беременности, рождения и послеродового периода, слава богу, не фатально. Практически все негативные последствия можно исправить воспитанием и любовью. Но также можно свести на нет и все положительные. Поэтому главное, что вы должны сделать, — постараться вернуться к своей женской природе, родить в соответствии с ее законами, помогать себе и малышу позитивными мыслями... жить в Любви и рожать в Любви. И помните: в Великом Таинстве рождения нет ничего второстепенного.
C первой минуты последового периода родов начинается очень важный этап и для матери и для младенца. Своевременный и правильно проведенный первый контакт матери и ребенка после родов предопределяет их отношение друг к другу. Для матери этот контакт важен, поскольку от него зависит пробуждение ее материнского инстинкта. Для новорожденного этот критический период определяет его способность любить и испытывать привязанность вообще. Явление импринтинга Как известно, человек принадлежит к числу незрелорождающихся, причем достаточно давно была установлена морфологическая и функциональная незрелость многих его систем при рождении, в том числе центральной нервной системы. В связи с этим в течение длительного времени существовало убеждение, что новорожденный ребенок не способен к познавательным процессам, и исследования поведенческих реакций новорожденных детей были весьма немногочисленны. Своеобразным толчком в развитии этого направления послужили наблюдения за животными и, в частности, работы этолога Конрада Лоренца, выдвинувшего в 1935 году теорию импринтинга — запечатления в памяти новорожденного отличительных черт воздействующих на него жизненно важных стимулов, в том числе и матери. Одним из важнейших результатов импринтинга является формирование долговременной связи с родителями, то есть запоминание объекта и формирование стойкой привязанности к нему, причем происходит это в строго определенный период, названный критическим или сенситивным. Для новорожденного таким критическим периодом, или периодом запечатления, является первый час жизни. Именно в это время, а далее в течение первых суток жизни, он запечатляет мать, что впоследствии служит основой для формирования по отношению к ней устойчивой привязанности. Этот период важен также и для матери, поскольку именно в этот период у нее тоже происходит запечатление своего ребенка, что служит толчком для пробуждения ее материнского инстинкта и формирования привязанности к новорожденному. Именно поэтому зрение новорожденного настроено таким образом, что он ясно видит предметы на расстоянии 20-25 см и выделяет лица. Лицо матери при кормлении грудью находится именно на таком расстоянии от глаз младенца. Таким образом, импринтинг является неотъемлемой частью родового процесса и жизненно необходимым условием для реализации успешного материнства, формирования взаимной привязанности матери и ребенка, а также для формирования у новорожденного благоприятного впечатления об окружающем мире.Являясь, по сути своей первым актом коммуникации, т.е. взаимодействия между матерью и ребенком, импринтинг определяет, насколько успешным будет такая коммуникация в будущем. Нормальный запуск процессов, обеспечивающих импринтинга, таким образом, является гарантом положительного результата дальнейшего воспитания ребенка. Стадии импринтинга Как любой процесс, регулируемый нервной и эндокринной системой, импринтинг у человека состоит из ряда поведенческих актов, которые происходят в строго определенной последовательности. При естественных родах гормональный баланс женщины к рождению ребенка достигает такого состояния, что все необходимые стадии включаются автоматически. Так как ребенок получает последнюю порцию материнских гормонов в момент рождения, именно они определяют то, что он будет делать сразу после родов. Если же гормональный баланс был нарушен, то соответствующих действий не совершает ни мама, ни ее малыш. Отсутствие какой-либо стадии приводит к тому, что следующая просто не наступает. Причем, зная, что нужно делать, можно осознанно произвести соответствующие действия, но импринтинга при этом не происходит! Поэтому наблюдая за тем, как ведут себя мама и малыш сразу после родов, можно судить о том, насколько естественными были сами роды. Если все происходит естественным образом, то импринтинг у человека можно разделить на 2 больших этапа. Первый этап — первичный импринтинг, происходит в течение первого часа-двух после рождения. Из них первые 30-40 минут приходятся на последовый период родов. Второй этап — вторичный импринтинг наступает только в случае, если первичный состоялся и продолжается в течение первых суток после рождения.
На стадии первичного импринтинга происходит несколько очень важных моментов, ни один из которых нельзя игнорировать. Наверное, все слышали, о том, как важен первый час жизни ребенка. Однако мало кто знает, что 1 час — это тот компромисс, на который согласилась официальная медицинская наука в условиях клинических родов. Первичный импринтинг длится гораздо дольше 1 часа, и условно может быть разделен на 4 фазы: релаксация (первые 15-25 минут после рождения); пробуждение; активная фаза (через 15-40 минут после рождения); отдых и сон (через 2-3 часа). Рассмотрим ключевые моменты каждой фазы. Первичный импринтинг Период релаксации Первые минуты после родов — это период релаксации новорожденного, необходимый для восстановления его сил после напряжения во время рождения. Совершив первый крик, новорожденный, соединенный с матерью пуповиной, тихо лежит у нее в ногах и, прислушиваясь к новым ощущениям, отдыхает. В это время он обычно откашливается, чихает и сопит, освобождая дыхательные пути от слизи и привыкая к новому способу дыхания. Мама помогает ему это делать, ощупывая и оглаживая его. За это время он должен восстановить свой кровоток, который изменялся в момент прохождения по родовым путям. Часть крови ребенка по сосудам пуповины была вытеснена в плаценту, сразу после рождения эта кровь поступает к младенцу обратно, поэтому изменяется цвет его кожных покровов. Материнские поглаживания не только помогают восстановлению кровотока у младенца, но и стимулируют его дыхательные движения. Первый контакт «кожа к коже». Первым телесным контактом матери и ребенка, которое называют контактом «кожа к коже», является ощупывание новорожденного. Женщина поглаживает спинку, ножки и ручки малыша, гладит его влажную головку, перебирает пальчики рук и ног. Минуты первого телесного контакта матери и ребенка трудно переоценить. В мире млекопитающих он является вручением вверительных грамот и выражается в облизывании матерью своего детеныша или его ощупывании. Таким образом, мать признает свое дитя, а дитя — свою мать. Для человека смысл первого контакта «кожа к коже» не утратил своей актуальности. Для новорожденного он является сигналом «я в безопасности», а для матери это сигнал о том, что ребенок жив и его надо кормить. Этот импульс стимулирует у женщины выделение гормонов, в частности, окситоцина и пролактина, которые стимулируют эмоциональную связь между матерью и ребенком, поэтому их называют гормонами связи. Кроме этого окситоцин и пролактин стимулируют лактацию. Благодаря их действию у женщины запускается материнский инстинкт, что позволяет ей лучше понимать ребенка и удовлетворять его потребности. Пробуждение. Поисковый рефлекс Спустя 15-25 минут после рождения новорожденный начинает совершать телодвижения: поворачивает голову, делает движения руками и ногами. Затем он начинает ползти, сопровождая свои движения криком. Совершив несколько движений, новорожденный отдыхает. Именно в этот момент он начинает проявлять поисковый рефлекс — рефлекс поиска груди. Поисковая активность новорожденного проявляется в том, что он начинает открывать рот, сжимает и разжимает ладони. При этом он может найти свой кулак и начать его сосать. Важно, чтобы мать помогла ребенку добраться до нее, а не взирала на его попытки с видом исследователя и взяла его на руки. Активная фаза Сегодня считается очень важным, чтобы ребенок нашел и взял грудь в момент проявления поискового рефлекса. Во многих родильных домах стран Европы и Америки здорового новорожденного не уносят от матери до тех пор, пока он не проявит поисковую активность и не начнет сосать грудь. Как же это происходит в естественных родах? Зрительный контакт. В механизме проявления поискового рефлекса немаловажен момент, когда малыш пытается установить связь с глазами матери (бондинг). «Момент установления зрительной связи очень важен для новорожденного ребенка. Если этого не происходит, ребенок подрастает не овладев способностью смотреть прямо в глаза другому, не отводя взгляда — при таком обмене взглядами он всегда будет испытывать дискомфорт и неловкость. Необходимой терапией для тех, кто не пережил этого эффекта связи при рождении, является разыгрывание ситуации рождения (ребефинг) и установления такой связи». [Джеоф Грэхэм, «Как стать родителем самому себе», 1993] После того как малыш оказался на руках у матери, он пытается установить с ней зрительный контакт: он смотрит на грудь и на лицо матери, пытаясь сосредоточить взгляд на ее глазах. Первое прикладывание к груди. Это естественное действие имеет огромное значение, как для младенца, так и для матери& nbsp;— оно дает устойчивую лактацию. Именно с началом сосания в головной мозг женщины поступает сигнал о необходимости в кормлении ребенка, благодаря чему усиливается продукция гормонов окситоцина и пролактина, стимулирующих лактацию. Ребенок же запоминает, что и как здесь нужно сосать. Следующим этапом поискового рефлекса является этап «у груди». Находясь под грудью матери новорожденный широко открывает рот, лижет сосок, сосет свои руки, пальцы и «клюет» головой. Мама помогает ему, выдавив каплю молозива и раздражая нижнюю губку ребенка своим соском. В ответ на это малыш широко раскрывает рот и высовывает язык, размещая его так, что сосок оказывается глубоко во рту, правда на это ему может понадобится довольно много времени. Мать вкладывает грудь в рот ребенку неоднократно, потому что сначала малыш ее легко теряет. Активность матери в этот момент важна не менее, чем активность ребенка. Когда у наших предков еще работал естественный отбор, он шел преимущественно в направлении грамотного и последовательного материнского поведения. У человеческого детеныша, таким образом отсутствует инстинктивное правильное захватывание груди, потому что выживание зависело от того, насколько грамотно это делает мама. Ребенок рассчитан на то, что мама сама вставит грудь ему в рот. И это один из важных моментов импринтинга. Ребенок запоминает, как правильно держать грудь! Примерно с 3-8 попытки новорожденному удается захватить грудь правильно, после чего он и начинает сосать грудь сильными потягиваниями, периодически ненадолго останавливаясь. Вскоре он начинает с силой сжимать грудь деснами и выдавливать молозиво. Ребенок сам определяет, сколько ему необходимо времени, чтобы все получилось, поэтому не следует ему мешать и торопить его. Обычно он сосет не менее 30 минут одну грудь и после этого выпускает ее. Теперь его необходимо переложить к другой груди, которую он тоже будет долго сосать. Когда малыш справится со своей задачей, он бросает грудь и засыпает. Отдых и сон После того как малыш проявил поисковую активность, взял материнскую грудь и получил первые капли молозива, он засыпает. Это происходит примерно через 2-3 часа после родов. Как правило, к этому моменту женщина тоже испытывает непреодолимое желание расслабиться и заснуть. Вторичный импринтинг Через 1.5-2 часа послеродового сна мать и младенец просыпаются. Новорожденный начинает снова искать грудь и мама снова помогает ему правильно приложиться. Такая последовательность событий продолжается весь день. Мама и ребенок просыпаются, малыш ищет грудь и мать помогает ему ее взять. У них это начинает получаться все лучше и лучше. Все время пока ребенок учится захватывать грудь, он периодически ищет глазами мать, а мать, в свою очередь, постоянно смотрит на младенца. Вторичный импринтинг помогает младенцу закрепить образ матери, запомнить правильное положение у груди и способ прикладывания к ней. С другой стороны мать обучается правильно и ловко подавать ребенку грудь и у нее тоже закрепляется образ младенца. Вторичный импринтинг завершает все стадии импринтинга и помогает матери и ребенку запомнить друг друга и наладить полноценное кормление грудью. Теперь, зная последовательность стадий импринтинга у человека, вернемся к описанию естественного хода родов. Последовый период. Начало импринтинга С рождением ребенка заканчивается период изгнания и начинается последовый период. В это время у женщины болевые ощущения отсутствуют, и она испытывает облегчение и блаженство. После рождения ребенка женщина задает вопросы о том, жив ли малыш и в каком он состоянии. Обычно ее не интересует, какого пола младенец, этим она заинтересуется попозже, а пока ей важно только, чтобы он хорошо себя чувствовал. Как правило, сразу после родов женщина садится на ягодицы там же, где она рожала. Малыш еще на пуповине лежит между ее ног, а она гладит его по спинке, осматривает и ощупывает его со всех сторон, говоря при этом в адрес новорожденного ласковые слова. Тут она и обнаруживает, какого пола младенец, но может и забыть это сделать, если ей не напомнить. На лице матери отражается счастье и умиление, иногда слезы накатываются ей на глаза от переполнения чувствами. Малыш лежит в безопасной позе на животе, а его голова повернута на бок. Это положение максимально безопасно для новорожденного, поскольку, таким образом под воздействием силы тяжести обеспечивается выход слизи и околоплодных вод из его носоглотки. И для мамы и для младенца очень важно, чтобы процесс ощупывания ребенка длился достаточно долго, не менее 15 минут! Для мамы это необходимо, чтобы успел повыситься уровень соответствующих гормонов для включения материнского инстинкта. Для малыша, это необходимо для того, чтобы все время, пока он приспосабливается к новому типу дыхания, он лежал в безопасной позе, а мама поглаживанием стимулировала его дыхательные движения. Кроме того, под воздействием материнского поглаживания у ребенка восстанавливается кровоток и он розовеет. Для того чтобы это произошло, необходимы не только материнские поглаживания, но и нахождение ребенка ниже уровня плаценты, которая пока еще находится в животе у матери. По пуповине из плаценты к младенцу перетекает кровь, что видно по пульсации пуповины. Когда ток крови закончится, пульсация прекратится и пуповина приобретет белый цвет. Это происходит примерно через 10-15 минут после рождения ребенка. Если мама поторопиться взять ребенка на руки, она, прежде всего, прекратит поступление крови из плаценты к ребенку, и эта часть его собственной крови будет для него потеряна — она просто вытечет при пересечении пуповины! Кроме того, ощупывая ребенка на руках и ощупывая ребенка, лежащего перед ней мама совершает совершенно разные движения. Ощупывание ребенка, находящегося на руках у матери только поддерживает уже имеющийся уровень гормонов, а не стимулирует новый, поэтому гормонов может не хватить для запуска материнского инстинкта. Дыхание ребенка, тоже может пострадать, потому что при слишком ранней перемене положения тела ребенка, он не успевает отплеваться и отдышаться, а массирующие материнские руки уже не помогают ему поддерживать дыхание. Наиболее абсурдным в этой ситуации является совет положить ребенка маме на живот. Это очень удобная рекомендация для клинических родов, позволяющая вроде бы удовлетворить желание родителей чего-то там включить. Но к импринтингу это не имеет никакого отношения, т.к. в этой ситуации его включение не происходит! Эволюция человека не предусмотрела такой нелепой позы, иначе бы потрудилась хотя бы поместить в плаценту какой-нибудь насос, который бы гнал кровь против силы тяжести. Контакт матери и ребенка сразу после родов стимулируют женскую гормональную секрецию, которая вызывает схватки и последующее спонтанное отделение и изгнание плаценты. Изгнанию плаценты способствует положение сидя (на корточках, на коленях). Когда пуповина побелела, это означает, что плацента выполнила свою функцию и начала отслаиваться. В этот момент женщина может испытывать тупую боль. Она снова начинает становиться безучастной, погружается в себя, у нее постепенно пропадает интерес к новорожденному, и она стремится отложить его, отделить от себя. Это самое подходящее время для пересечения пуповины, что и следует сделать. Если пересечь пуповину раньше, то ребенок просто недополучит своей собственной крови! После пересечения пуповины мать отодвигает младенца на безопасное расстояние и рожает послед, привстав на корточки или устроившись лежа. Обычно в естественных родах это происходит не позднее, чем через 30 минут. Рождение последа происходит на потуге, после чего считается, что собственно роды закончились. Однако процесс импринтинга продолжается, поэтому роды не завершены, пока не завершен первичный импринтинг.
я только подумала спросить, а вы уже ответили! вот спасибо! но возникают другие вопросы: как помочь ребенку у которого по каким-либо причинам не получилось пройти все необходимые этапы?
Сообщение отредактировал Veriko - Четверг, 05.05.2011, 14:16
Жизнь всё поправит, придётся приобретать за другую цену и на другом рынке. Ну а вообще, как раз для таких случаев Гроф разработал свои тренинги. Но ребёнка уже не подвергнешь этим испытаниям, вернее, ещё.. Для младенчиков, отлично ныряние подходит. в ритме организованного дыхания, как раз происходит нужная работа. Потом идёт возраст воспитания, т.е. никакими тренингами, ныряниями не восполнишь утраченного, а в подростковом возрасте можно дыхательные тренинги проходить. Конечно, одно другого не заменяет, но, все же. Я бы ещё посоветовала плавать всегда и везде, нырять, задерживать дыхание. Это тоже способ пережить, не прожитое.
Удивительное рядом! Если бы я прочитала вашу статью несколько лет назад, то уже не удивлялась бы переменам, произошедшим с Маришкой после проныривания. В 6 лет мы с ней отдыхали вдвоем на море и там она научилась нырять. И не просто нарыть, а "чем дольше, тем прикольней" И в бассейне, и в море. Это было ее главным развлечение весь отдых. Все ее необоснованные (с моей точки зрения) вспышки разом прошли. Ну как бабушка отшептала. И оставшееся время мы необычайно ладили и понимали друг друга. Особенно это было заметно в Москве, когда мы остановились там на пару недель побродить по музеям.. Она была собрана, не уставала проводя весь день на ногах, когда даже я уже валилась с ног. А я только чуть-чуть, уступив ее настойчивым просьбам, окуналась с головой. Но для меня и это подвиг!