Эксперты РИСИ о форсайт-проекте «Детство 2030»
10 марта 2011 г. в Екатеринбурге состоялся круглый стол, посвященный т.н. форсайт-проекту «Детство-2030». Обсуждение прошло в рамках дискуссионного Государственно-патриотического клуба уральского отделения «Единой России».
Форсайт-проект «Детство-2030» был предложен частью Общественной палаты РФ в качестве программы развития системы детства в России и был презентован на международной выставке «Экспо-2010» в Шанхае в мае 2010 г. Основные положения форсайта и сопутствующих ему документов вызвали многочисленные протесты общественности, родительского сообщества и духовенства. Среди них – отказ от традиционной семьи, признание гостевых и множественных браков и даже вживление детям в перспективе микрочипов, а также создание робота-няни, эрзац-ребенка для пар, оставшихся без детей и др.
В обсуждении проекта принял участие руководитель Уральского регионального центра РИСИ Дмитрий Попов. По мнению эксперта, в существующем виде программа «Детство-2030» не только не учитывает традиции и национальную культуру воспитания детей в России, но и лишена прагматизма, государственной и экономической целесообразности. Она содержит ряд явно провокационных и даже технически трудно осуществимых предложений, но, тем не менее, является опасной для будущего страны. Эта опасность объясняется тем, что форсайт предлагает во многом заменить институты, которые веками несли ответственность за воспитание детей – такие, как семья и общество – бюрократическим аппаратом и техническими средствами.
Кроме того, форсайт механически переносит на российскую действительность западную модель воспитания и детства, что не приемлемо. Сам по себе западный опыт достаточно противоречив: так, даже в странах с развитой системой юстиции и опеки постоянно фиксируются скандалы, связанные с необоснованным изъятием детей из семьи. Отсюда, не сложно представить, какими злоупотреблениями может обернуться широкое и непродуманное внедрение инструментов ювенальной юстиции в России с ее известными проблемами в части коррупции и судопроизводства.
На Западе существуют и очевидные демографические трудности: сокращение численности населения, старение, рост доли мигрантов и т.д. Во многом эти трудности продиктованы существующим в развитых странах подходом к семье и детству. При этом Россия находится в принципиально иной ситуации – ситуации демографического кризиса – и не может себе позволить идти в данном вопросе по западному пути. С этой точки зрения, форсайт-проект прямо противоречит целям, заложенным, например, в Концепции демографической политики России. Напротив, традиционные семьи и традиционное отношение к браку и детям обеспечивают рост численности населения во всем мире.
Наконец, такие предложения форсайт-проекта и ряда похожих программ, как экзамен на «ответственное родительство», лицензия на усыновление, упрощенное изъятие детей у родителей, создание системы ювенальных судов и др. означают рост административного аппарата, расширение вмешательства чиновников в жизнь граждан и увеличение расходов бюджета – то есть то, от чего государство сейчас официально стремится отказаться. Такой подход выглядит непрагматичным, обременительным, оттягивает организационные ресурсы и предполагает реформирование чувствительных областей, ломку устоев общества. При этом его конечная эффективность явно сомнительна. Более оправданным для России выглядит формирование благоприятной информационной среды и культивирование религиозных и общественных ценностей, при которых будет развиваться традиционная семья и семейная нравственность.
Источник