ХОРОШО БЫ УЗНАТЬ ЧТО ТАМ БУДЕТ 17 МАРТА. ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ "О ПРОЕКТЕ ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ" Москва. Организатор - Комитет Совета Федерации по образования и науке. К участию приглашены члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов власти, образовательных учреждений, НКО и др. Планируется рассмотреть замечания и предложения по проекту ФЗ "Об ообразовании в РФ" , поступившие в ходе общественного обсуждения. Начало в 15.00. Адрес: ул. Большая Дмитровка, д. 26, Малый зал, Совет Федерации. Аккредитация обязательна. Пресс-служба Совета Федерации телефоны: (495) 692-12-70, 692-41-45, 692-75-25
Специальная литературная антипремия «Почетная безграмотность», конкурса «Полный абзац» вручена министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко за реформу образования, в результате которой русский язык и литература станут необязательными предметами в школе.
Последние новости об изменениях в законодательстве, которые коснутся системы образования в нашей стране. Теперь "эффективные менеджеры" придут и в школы. Родителям придётся платить за уроки. По крайней мере, так хотят сделать наши "избранные".
В Нижневартовске первый сад на самоокупаемости работает с прошлого года. И ничего, работает. И детей полно, и родителей. У меня двоякое отношение к реформе. Гадко, что действительно, стандарт принят слугами народа без обсуждения. НО! Мы всегда платим за обучение своих детей. Среднее звено - всё дополнительное оплачивается! Поскольку обязательное преподаётся абы как непонятно кем. Был в школе хороший математик, пока не стал он социальным педагогом. Потом она же и преподавала у сына, но уже, мягко говоря, без энтузиазма, зато со знанием каких-то сетевых стратегий. Чем больше олимпиад и детей, участвующих в них, тем больше взносов, поскольку все олимпиады платные. Английский, я считаю, вообще никак не преподаётся. мы платили по 2600 за каждого ребёнка ежемесячно, спрашивается, на кой детям сидеть в школе это время? А приходится ходить и мусолить бездарную программу у постоянно меняющихся педагогов, которые так и говорят, что в школе дети язык не выучат. Математика - репетитор 400 руб в час, по два занятия в неделю. Когда ребёнок подходит к педагогу школьному, она говорит: "Мне с тобой некогда разговаривать". И это в лучшем случае. Решая этот вопрос, год я платила этой учительнице, чтобы она уделяла внимание моей дочери. Заплатишь - нормально, если задержался - трояки прям кучкой. С намёком ставит. Русский язык, периодически тоже репетитор, потому что не поспевает ребёнок за педагогом, разные у них пути, видимо. История. Учитель к новому году заявила, что 25 декабря она увидела моего ребёнка впервые. Спрашивается, а что раньше мешало его увидеть и как ставились оценки, если ребёнок готовился к урокам и посещал занятия? География - преподаватель рассказывает детям о рыбалке и о сериалах. Дети насмехаются и ничего не учат - им не интересно. Физ-ра - учитель просто сумасшедшая тётка. Дети не принесли форму для зала, причем половина класса утверждала, что им сказали готовиться к лыжам, она заставила в верхней одежде (зато принесли форму для лыж) бегать и выполнять её придурошные задания. Мой ребёнок пришел домой белого цвета с синими губами после физ-ры. Люди, мне такая школа уже в печенках сидит. Всё время жалею, что не стала сама их учить (мозгов не хватает), но и такой школы я не хочу. Пусть лучше платно, но эффективно. Вот математика, русский, иняз, физра, история, это то, куда можно было не ходить, эти уроки - полная ерунда, мы купили эти знания. Дочь мне говорит, что в школе она прежде всего научилась отгавкиваться от таких фраз: "закрой рот", "стадо баранов", "ржёте как кони" - это мягкие выражения, есть ещё полный набор. Из последнего это: "понарожали уродов". Ничего хорошего не вижу в современной школе. Готова была (что, собственно, и делала, пока трое детей учились и учатся) платить за качество. Знаю родителей, которые дополнительно за деньги занимают детей историей, рисованием. Молодцы. Уроки рисования в школе очень схожи на задания для умственно отсталых. До школы дитё ходило в студию, рисовало чудно, фантазия, всё на позитиве, душевно, потом начало приносить немыслимых матрёшек, под циркуль нарисованных - "учительница сказала, чтобы всё ровно было", типа хохлому, типа гжель, а что это, и какой смысл, детям как-то забывают рассказать. Не думаю, что будет лучше, но хоть будет что спросить. "Я плачу за допзанятия по русскому, должен знать хорошо" - к примеру. Хотя не знаю. Вот сейчас есть допзанятия немного платные по некоторым предметам. Куда троечников просто не приглашают. Некоторые из детей думают, что это допзанятия для олимпиадников. Когда я подошла спросить, когда можно подойти ребёнку, мне сказали, что он не сможет туда ходить, туда ходят дети целеустремлённые и продвинутые, и ей некогда с ним будет работать. А попробуйте пойти выяснить обстоятельства какой-нибудь ситуации. Дак вы в дураках и останетесь. Директор скажет, что вы не научили ребёнка чему-то и он у вас сам такой никакой. Сама школа - это генератор неуёмной детской энергии, страшно входить, ор стоит - перепонки лопаются. Трудно остаться нормальным в такой обстановке. Трудно не утомляться, если педагог невежливый, резкий, использует императив, унижает. А таких большинство. Спрашивается, что всем детям хорошо в таких огромных зданиях, в шуме? Отнюдь. Очень часто дети жалуются на шум. Но потом привыкают. Ужасно. Это не храмы знаний, это скопище детей, которых старательно ломают, подкашивая их под общую, дебильную среду. В которой просто невозможно быть творцом. Хотя, казалось бы, пришёл в школу, работай как человек с людьми. Почему никто не знает английского? Учите, вы деньги получаете.Но они и так получат свою зарплату. А вот если бы они её отрабатывали и получали бы за эффективность, было бы отлично. Кстати, зарплата у нижневартовских педагогов, не маленькая. Ещё прикольно, курящие школьники на пороге и подвыпившие преподаватели, возвращающиеся с каких-то посиделок. А мы сидим и смотрим на них из окна. "Вот прикольно, - говорит ребёнок, - а нам так говорили, что алкоголь печень разрушает". Есть школы, где порядок, к примеру 32. Дай Бог здоровья Лидии Алексеевне. Только мало таких. Система совершенно гнилая. А наш, якобы высокий уровень образования - я считаю, фикция чистой воды. Послушать, как в вузах преподают, волосы дыбом. Лучше самому брать академический список литературы и читать. А зачем преподаватели, не понятно. Так что, разваливается система, туда ей и дорога, дошкольное и медиков нужно пустить по этому же пути развала. А социалка уже летит туда. Страшно, что система не дорабатывает в эффективности механизмов оплаты труда. Всё с приписками,с фикциями.Ушел ребёнок из класса по причине зависящей от учителя - минус ему 10% зп. Ушли трое по этой же причине - до свиданья такому спецу. И вод ведь в образовании, как и в медицине, опасно жаловаться. Система никого не пощадит. Создадут такие условия ребёнку, что мало не покажется. Так не хочется детей подвергать мести взрослых. Ну а у медиков вообще можно проблем себе нажить. Когда я пыталась выяснять проблемы, мне говорили, что или я ... того или ребёнок тупой. Как правило, остальные родители пострадавших детей. молчат в тряпочку. их так жизнь научила. Боятся. В общем, я не обеспокоена. Туда ей и дорога, школе сегодняшнего дня. Я образование детей купила. в месяц нам обходилось на каждого ребёнка по 5 тысяч минимум. Это только англ яз и математика. И вы знаете, не жалею нисколько.
Не согласен с тобой я лишь в одном, не школа в этом виновата, а люди, которые разваливают всё вокруг, люди, которые поддерживают "Единую Россию" и её курс. Мы тоже учились в этих школах, правда, при другой системе, и знания доступны были всем, у кого мозгов нет, и сейчас, и "вчера" до них не дошло бы... Как быть у кого доход не позволит оплачивать доп.занятия? У меня доход сейчас изменился, и я не могу себе позволить нанять репетитора по англ.. А почему я должен нанимать? Что теперь медиков и педагогов не мы содержим - налогоплательщики? Мне порой очень жаль, что на англоязычных форумах защищаю свою страну и людей, я вижу вокруг наплевательское отношение ко всему, все сидят около "ящиков", постепенно превращающих их в зомби! Очнитесь!
Хотя казалось бы пришёл в школу, работай как человек с людьми
Для этого надо как психоаналитику проходить личный курс психореабилитации, чтобы не перекладывать свои проблемы на детей и не самоутверждаться за их счет. И еще один курс - чтобы иметь силы противостоять системе и не погибнуть под ее жерновами (что с нормальными и талантливыми педагогами часто происходит, съедает их система и они уходят, чтобы реализоваться в другой, менее агрессивной среде)
Quote (SipS2005)
Так что, разваливается система, туда ей и дорога
Ужасно то, что те, кто разваливает систему, долго будет ходить по обломкам, попинывать кирпичи, отряхивать руки от пыли и не сможет ни восстановить доруинное, ни построить новое - знаний и опыта строительства нет. А это не одно поколение. Все-таки, придется переквалифицироваться родителям и учить своих детей. Или даже так: один родитель знает и понимает математику, физику и черчение, будет учить своего дитенка и ребенка друзей. А другой родитель, понимающий в истории и любящий литературу поможет в свою очередь вам. Ну как-то же надо будет выкручиваться!
Вот это утверждение "знания доступны были всем, у кого мозгов нет и сейчас и "вчера" до них не дошло бы... не дошло...", почему-то снимает с нас ответственность за тех, кто слышит по-иному, за тех, кто творческая натура, за холериков, которые не могут сидеть, в конце концов, за инвалидов, которые, как бы не декларировало гос-во задачу их интеграции в общество, так и не имеют возможности учиться. Потому что мы сняли с себя задачу открыть чудо в ребёнке-инвалиде, в троечнике. Потому что мы так и думаем, кто умный, тот справится, а "у кого мозгов нет" и так останутся неучами, что ж усилия прилагать? А нет ли у вас мысли, что дети разные, и над их душой нужно трудиться, и что это прямая и непосредственная задача взрослых? А не думаете ли вы о том, сколько потенциала потеряно в тех, на кого просто махнули рукой по причине "мозгов нет"? Вот у меня мозгов не было, при каждом удобном случае старались ущипнуть побольнее.Не дети, нет, учителя. Поизмывались вдоволь. Надо полагать, такое отношение, никак не мотивировало меня на успехи. От имени тех у кого нет, я вам заявляю, что мне добрый взгляд нужен был и совсем немножко поддержки. И всё. Школа должна, обязана любить его, всякого, ребёнка. Педагог должен осознавать ответственность перед необходимостью открытия в ребёнке неких потенциалов. Кто об этом думает? Оголтелое детство в стенах конюшен - школьных зданий и черствый взгляд учителя, это не та среда, где расцветают розы. Только самые сильные семена прорастут (не факт, что добрые), а на остальных мы машем руками, у них и так мозгов нет, что трудиться. И это позиция не только учителя, но и родителей. Вальдорфская педагогика (да и не одна она. Есть и отечественные прекрасные системы, которые гос-во тщательно убивает, душит, искореняет), там педагоги дают себе труд работать тщательно и честно. Педагог не может не видеть ребёнка полгода. Педагог выбирает место для ученика, стиль общения, в соответствии с темпераментом ребёнка, с его особенностями, а они есть у каждого, детям не тупо вдалбливаются клише из учебника, дети сами создают свой учебник. Нет учебников вообще. И они, я вам скажу, ученики вальд.школы, отнюдь не дураки, удивительные люди получаются из таких деток. Да, каждую неделю ВЕСЬ педсостав собирается, чтобы поговорить об ОДНОМ ребёнке в течение часа. Каждый высказывает своё наблюдение, в целом педагоги пытаются выработать единый подход к ребёнку. Да и сами педагоги таких школ, где есть идея уважения КАЖДОГО, они способны на большие воспитательные поступки. А наша система присадила нас на эту почему-то постулативную мысль, что бесплатное однозначно хорошее. Какие у вас основания думать, что современная школа сделает для вашего ребёнка однозначно хорошо? У вас нет таких оснований, я вас уверяю, мы живём в таком обществе, где нет таких систем, и соответственно, нет таких учреждений. Вы не можете сегодня доверить ребёнка медицине. она хочет от него избавиться еще до его рождения, и дальше, вы не можете доверять саду, там никто не гарантирует элементарного гуманизма в отношении к ребёнку, вы не можете довериться даже тому, чем вы накормите ребёнка, даже если вы купили специальный, детский продукт, а с чего вы доверяете школе? Отдельные человеки с большой буквы, есть в каждом деле. Но они не могут изменить махину системы. Значит, нужно сломать систему. Да, будет кризис и конфликт, но, как известно, дети тоже рождаются в результате конфликта. Кстати, советский период я тоже не считаю эффективным. Идеалы, которыми жили в то время, мне знакомы до боли. Если ты не такой как все, это крест, забьют как урода сами педагоги, объединившись в своем компетентном мнении ПРОТИВ. Не может быть в системе воспитания ребёнок после идеи, науки, амбиций. Сначала ребёнок, а потом всё остальное. Думаю, что нужно, просто необходимо создавать из ТЕХ руин новую-старую систему, при которой домашнее образование было общепринятым и не худшим. Поддерживать авторов гуманной педагогики, дать развитие православным учреждениям, альтернативным школам. Дать выбор. В школе расскажут про законы физики, но хорошему, не научат. Сегодня школа даёт ниже минимума, остальное приходится самим. Нужно нести самим от начала, честно и до конца ответственность за детей, учитель ничего не несет, никакой ответственности, даже за безопасность в какой-то там период. Вы же это хорошо понимаете, что только вы. Вспомните, как учили тому, что знали сами. Приходил учитель, преподавал детям дома математику, закон божий, французский. Остальное - мать учила игре на фано, кто-то из близких - геологию, к примеру, то, что знали в семье. Так создавались династии. Сегодня нужно беречь детей от медицины, не от болезней. Нужно беречь детей от тех продуктов, которые вам предлагает "Подсолнух" и ему подобные. Нужно соскакивать с иглы комфорта и уезжать из города, беспокоясь о детских душах, о своем родительстве, о природе, о гармонии. И школа виновата! Прежде всего в предательстве того, "у кого мозгов нет". Между прочим всё это очень серьёзно.В нацистской Германии - не такой - умри. Медики наши как раз догнали нацистов и перегнали, придумали перенатальную диагностику повальную, носик маленький на УЗИ - урод, аборт - и нет проблемы - уменьшена детская смертность и инвалидизация, статистика в порядке. Главное, ложь кругом. Троечник не достоин внимания его величества педагога. так было и остаётся. Так что можете считать меня тем, кто поддерживает развал. Я вот уже пинаю кирпичи. При этом я уверена, что ничего конструктивно-логичного нам не предложат. Ждать нечего, но и сегодняшний вариант - это чудовище. Мне жаль своих детей. Последний раз 3 сентября зашли в одну из местных конюшен, посидели полтора часа в коридоре в ожидании директора, и была у меня только одна мысль: "Прости меня, сын, что я предлагаю тебе эти похожие на зону для уголовников стены, эти безглазые лица, это отношение без взгляда". Хорошо, что ушли в другое место. Думаю, не на много лучшее. Но, как вариант в данных условиях. Подрастут ваши дети, и вы ещё увидите, как возвращается из школы остервенелое дитё. Взвинченное, злое и истерзанное. Шумом, нагрузкой, грубостью. Такое сожаление, а что поделаешь.
всегда считала, что "троечник" - это конфликт учителя и ребенка. Конфликт, который не видно, но который опускает руки и убивает желание в ребенке учиться, делает его "запущенным". Страшно, когда это происходит в начальной школе. Обидно, когда в среднем звене. Сколько случаев, когда появвшийся контакт между учителем и ребенком превращал "середнячка" в не просто успешного ученика, а в блестящего, которому завидовали зубрилы! Любви к ребенку не учат в институтах, а жаль..
nika, это всё понятно..., а что нам-то делать, бывшим середнячкам и остальным миллионам нищих, коих большинство, не все имеют мозги для "семейного образования" и денег на репетиторов, то что ты предлагаешь, это на годы, значит целые поколения детей вывалятся в средневековье. Я же не в твоей, Ника, оппозиции, я тебя понимаю и мне понятны твои мысли- твой крик, но у тебя уже взрослые дети... А у нас маленькие. Ты предлагай конкретику!
ой, только не надо на счет мозгов прибедняться. Уж чего, чего, а этого добра, у вас достаточно. Думаю, нужно объединяться не мешкая. А у меня ещё внуки впереди, так что мне тоже нужно будет что-то думать и к вам примыкать. Это не у вас ли мама филолог? Вот так и создаются домашние классы. Одна мама - русский, литра, история, другая - математика, природа. Рисование - всегда найдётся человек, музыка, тоже, думаю, нет проблем, мастерство, в смысле ТРУД. Школьные программы не секрет. На этом ещё и заработать можно, как я погляжу. а вообще в таком сообществе можно как раз всё это и сделать для себя бесплатно. Во Владивостоке мы встретили группу детей. С женщиной. Она ходила и объясняла детям про всё, что они видели. В руках у каждого была книжечка, куда они зарисовывали что-то. Такая же группа совсем малышей ходила с тётенькой, года по 4-5 детям, тоже с книжечками. Ты представляешь, как запомнится детям такой урок природоведения! Эх, ёлки-паки, аж самой захотелось этим заниматься. Зря что ли мы несколько лет в Питер ездили, нам там и математику, и географию и много чего рассказывали, Как это интересно - учиться и учить вот так! А бюрократические стены придётся пробивать папам...
В Благовещенске с 01 января 2011 года все ДОУ являются автономными учреждениями. Дополнительных платных услуг только в одном саду оказывается 40 едениц. Кроме творческих направлений стали работать курсы для детей и родителей разного профиля. Иностранные языки, традиционный набор + китайский и латынь. Массы родителей и детей, платят и не ропщут, а наоборот, все довольны. Кстати, в ДОУ стали проводить за деньги сказочные Дни рождения. Хотят родители - нет проблем! Платите и заказывайте музыку, как говорится. Что же воспитатели? Не вылезая из кожи, воспитатель получает в среднем 50% + к тому. что он обычно получал. Никто не скрывает, что всё зависит от количества детей. Детей больше, оплата выше. Час занятий, любых стоит максимум 200 рублей. Вот платное образование в деле. Пусть в самом начале и наверняка будут кризисы и в этой сфере, но выбор больше, возможностей, соответственно, тоже, и спросить есть с кого. Плохо работает педагог, и заработок соответствующий. Наша прежняя привычка платить за то, что некоторые просто присутствуют на работе, это признак нашего общества. Хорошо или плохо, не важно, свою получку лентяй получит наравне с тем, кто работал честно. И премия, кстати, тоже всем. А почему, собственно? Есть инициативные, деятельные, которые часто тащат за собой балласт в виде неактивных, аморфных и бездарных. Несправедливо, должно быть всем по мере вклада собственных сил.
nika, это всё понятно..., а что нам-то делать, бывшим середнячкам и остальным миллионам нищих, коих большинство, не все имеют мозги для "семейного образования" и денег на репетиторов, то что ты предлагаешь, это на годы, значит целые поколения детей вывалятся в средневековье. Я же не в твоей, Ника, оппозиции, я тебя понимаю и мне понятны твои мысли- твой крик, но у тебя уже взрослые дети... А у нас маленькие. Ты предлагай конкретику!
Если мы обратимся к традиционной системе образования, по большей части она идет путём от частного к общему. Ребенку предлагается "нарешать" большое количество однотипных задач, а потом уже ему обобщают (чаще не он сам). Если посмотреть на нетрадиционные системы обучения, альтернативные, они стараются идти от общего к частному с большим количеством наглядности (различные схемы, таблицы, опорные конспекты) и благодаря этому успешны. Это позволяет не заучивать огромное количество информации (хотя и это надо, но не в таком количестве! особенно если учесть, что информационое поле с каждым годом расширяется с огромной скоростью), а быстро ориентироваться в имеющейся, находить недостающие звенья цепочки знаний путем логических рассуждений. Предлагаю конкретику Давайте создадим тему, в которой будем выкладывать наглядность: схемы, таблицы, закономерности, которые помогли вашему ребенку в учебном процессе. С пояснениями. Сейчас, в конце учебного года, когда подводятся итоги, как раз вспомнить, с какими трудностями столкнулся ваш ребенок в течение учебного года и какая наглядность ему помогла. Может вы нашли это в интернете, может, систематизировали сами вместе в дитенком. А сколько в русском языке считалок-запоминалок на различные правила! И их в копилку. Пусть будет "сундучок учебной наглядности". Ведь учиться это просто!
Давайте создадим тему, в которой будем выкладывать наглядность: схемы, таблицы, закономерности, которые помогли вашему ребенку в учебном процессе. С пояснениями.
Конечно, давайте создадим! У нас, кстати, последнее время на форуме как раз практический вещей не хватает. Хочется, конечно, больше своих собственных находок или хотя бы испробованных на себе чужих изобретений, но вот сама пока ничего предложить не могу. Старший сынуля как-то не нуждается в моем вмешательстве в его учебную деятельность, практики работы в школе у меня не было, Попробую повспоминать из своей школы чего-нибудь. А пока прошу создать тему тем, кому уже сегодня есть, что сказать
что ж, начнем с малого, мой маленький стишок позволит вам запомнить несколько ударений в словах:
ЗАПОМИНАЛКА
Это чей тиснёный бок? Это – новый каталог! Есть раздельное «в связи», Есть на окнах жалюзи. Если в доме зазвенит – Значит, кто-то нам звонит. Нам звонят, и мы звоним, И всё верно говорим!!!
Смогут ли наши дети получить образование? Высшее? Мне уже кажется, что вскоре оно потеряет смысл в силу бесполезности и дороговизны. Это ещё раз подтверждает мысль о том, что ребёнка нужно учить просто быть счастливым, уметь делать простые дела, заботиться о себе, близких и природе.
http://news.rambler.ru/14230327/ "Правительство в раздумьях — то ли сокращать количество бюджетных мест в вузах, то ли, наоборот, увеличивать. Все началось с того, что буквально сразу после вступления в должность новый министр образования Дмитрий Ливанов заявил о сокращении бюджетных мест и даже о полном переходе на платное образование. Однако уже в начале этой недели неожиданно выяснилось: министр ни о чем таком вовсе не говорил! Вся эта удивительная коллизия прорисовалась на состоявшейся на днях в Москве пресс-конференции под названием: «Как решить проблемы российских вузов?».
В ходе мероприятия один из его участников — первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов, представляющий «официальную позицию „Единой России“, сообщил: „Заявлений от Минобразования о сокращении бюджетных мест не было. Интервью Ливанова было дано „Российской газете“ за неделю до назначения его министром“.
Коллега Бурматова, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию «справедливоросс» Виктор Шудегов сразу прокомментировал это заявление: «Наши министры любят делать заявления, а потом от них отказываться. Вспомните того же Фурсенко. Заявил о том, что каждого десятого учителя нужно сократить и в тот же день отказался от своих слов — начал всех уверять, что никогда такого не говорил!» Тем не менее, по факту, «о сокращении бюджетных мест вдвое уже объявлено, и о повышении платы за обучение в вузах втрое тоже объявлено», заметил Виктор Шудегов.
И тут же сослался на закон, согласно которому в России должны обучаться на бюджетных местах 170 студентов на каждые 10 тысяч населения. При этом закон не учитывает демографическую ситуацию и тот факт, что во многих регионах эти 10 тысяч человек населения могут быть преимущественно представлены пенсионерами, либо людьми слишком юного возраста. «Если „Единая Россия“ хочет сокращать количество бюджетных мест, то закон надо менять», — напомнил Виктор Шудегов своему коллеге «единороссу».
Почему власть в стране вдруг задумалась о сокращении бюджетных мест в вузах? Очевидно, что речь идет не только об экономии. В связи со сложившейся в России ситуацией профессор МГТУ им. Баумана Борис Виноградов вспомнил о знаменитых «кухаркиных детях». «Еще в 1887 году министр образования царской России граф Делянов подал царю на подпись циркуляр „О сокращении гимназического образования“, который получил широкий общественный резонанс как „циркуляр о кухаркиных детях“, напомнил профессор.
Так чего же вдруг решили сократить число студентов царь и министр образования? Все просто — они боялись революции.
На тот момент в царской России существовало 42 тысячи рабочих мест для людей с высшим образованием. Вузы готовили больше, чем нужно. В результате часть выпускников вузов не могли занять те места, на которые они претендовали сообразно своим дипломам. Из-за этого бывшие студенты начинали ненавидеть царя и отправлялись прямым ходом пополнять ряды бунтовщиков.
Сегодня в России складывается аналогичная ситуация. «Рынка труда как такового нет», считает Борис Виноградов. По телевизору говорят, что стране нужны инженеры. Однако многие эксперты, в том числе декан факультета экономики НИУ ВШЭ Владимир Автономов, идти по совету Владимира Путина в инженеры выпускникам школ не советует: «Где спрос на инженеров? Нет его, так как нет экономической политики».
С другой стороны, на пресс-конференции прозвучало и вовсе неожиданное предположение — якобы правительство сегодня вообще не знает, что ему лучше сделать: то ли резко сократить количество бюджетных мест, то ли, наоборот, повысить. Ведь выпускники школы, шатающиеся без дела — это тоже прямые кандидаты в то самое протестное движение, представители которого недавно дневали и ночевали на «Чистых прудах» и «Баррикадной».
По словам Бориса Виноградова, именно поэтому число бюджетных мест в истории современной России уже не раз увеличивали: «Делается это специально, чтобы молодые люди не вышли на улицы. И дальше число бюджетных мест будут увеличивать до бесконечности — наша власть очень конъюнктурна, и делает всегда то, что в данный момент ей выгодно. Поэтому обсуждать недавнее заявление министра — просто бесполезно», — считает Борис Виноградов."