Veriko | Дата: Вторник, 01.11.2011, 11:51 | Сообщение # 1 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 132
Награды: 15
Статус: Offline
| «Сказкотерапия» - является самым древним методом воспитания и учения. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. «Сказкотерапия» - наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через сказку мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы, смекалки, добра и любви.
Каковы же психологические механизмы воздействия сказок? Во-первых, волшебные сказки есть символическое отражение древних ритуалов, важнейшим из которых для сказок выступила инициация. Преодолевая разнообразные трудности, герой получает возможность изменения – перехода на иной качественный уровень.
Во-вторых, сказки описывают глубинный опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Это может быть непосредственный телесный опыт, связанный с прохождением психофизиологических кризисов. Воздействуя на бессознательном уровне, сказки включают адекватные механизмы защиты «я», в частности, адаптационные механизмы, помогающие преодолеть кризис.
В-третьих, воспроизводя кризисные жизненные ситуации, сказка учит ребенка продуктивно переживать страх и обращаться со страхом, направляя, проецируя его в конкретные сказочные образы (Я. Л. Обухов).
В-четвертых, образы сказок не только проецируются на реальную жизненную ситуацию слушателя и воспроизводят в метафорической форме моральные нормы и принципы взаимоотношений между людьми, но и включают глубинные механизмы бессознательного за счет непривычных для разума архетипических элементов (Е. Ю. Петрова).
В-пятых, сказка лишь тогда воздействует на человека, когда возникает сходство между семантическим пространством его души и семантическим пространством сказки.
И, наконец, в-шестых, при оценке силы воздействия сказки на слушателя не следует забывать о ее эстетической, художественной стороне. Особенно это касается авторских сказок (народные при внешней скудости используемых эстетических средств потрясающе отшлифованы столетиями использования).
Буквальный смысл сказки воспринимается сознанием, в то же время подсознание занимается более тонким и кропотливым делом: разгадыванием и обработкой метафорических сообщений, расшифровкой скрытого смысла, второго плана, неочевидного содержания. Если на сознательном уровне ребенок воспринимает сказочные метафоры как иной, вымышленный мир и проживает события не всерьез, играючи, то его подсознание «верит» в сказочные ситуации как в реальные. Психологи не раз отмечали, что метафорический смысл сказки часто усваивается только на подсознательном уровне и задает нужную программу изменений в поведении, переструктурирования ценностей, взглядов и позиций. Это и позволяет считать сказки и метафоры важным психотерапевтическим приемом, помогающим ребенку упорядочить свой внутренний мир. Специалисты-практики, использующие в психотерапевтической работе метафоры, обращают внимание, что желаемые перемены не всегда наступают, если человек старается вспомнить метафору на сознательном уровне. Опыт показывает, что человек редко вспоминает о метафоре, она действует вне и помимо его сознания.
Доступно только для пользователей
|
|
| |
Veriko | Дата: Вторник, 01.11.2011, 23:17 | Сообщение # 2 |
Подполковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 132
Награды: 15
Статус: Offline
| Вы уже умылись перед сном и почистили зубы? какие молодцы! И даже ваша кошка вылизала последнюю лапку и устроилась поудобней, чтобы слушать сказку? Тогда устраивайтесь поудобней и вы и слушайте. Давным-давно, когда звери умели говорить, жила была кошка. Самая обыкновенная кошка: с усами и полосатой спинкой, любительница сметаны и почесывания за ушком. И как самая обыкновенная кошка она очень любила охотиться. Ее азарт разжигали и мышки-полевки, и любопытные суслики, и хлополивые стрижи и даже громоздкие вороны. И вот однажды в ее лапы попал воробей. Самый обыкновенный воробей - слегка взъерошенный и немного пыльный. Обрадовалась кошка. Еще бы! Теперь она будет сыта и целый день сможет валяться, греясь и щуря глаза на солнышко. Но воробей оказался не робкого десятка и первый заговорил с кошкой: "Приятного аппетита, Мурлыка!" Кошка очень удивилась. Первый раз ее не просили отпустить. "Спасибо" - ответила кошка в растерянности. А воробей продолжал: "Какая ты аккуратная да красивая! Шерсть так и лоснится, а усы топорщаться один к одному! Ты, наверное, очень любишь чистоту и умеешь ее наводить!" "Да" - промямлила кошка совсем оторопев от такой наглости: никто не смел заговаривать с ней первым да еще и на такие темы... "Посмотри как ты испачкалась пока меня ловила - без остановки чирикал воробей - какие пыльные у тебя лапы! Тебе должно быть стыдно есть такими лапами!" "Мда - подумала кошка - надо привести себя в порядок" И начала тщательно себя вылизывать, стараясь не оставить и малейшей грязи. И так увлеклась этим занятием, что раскрыла лапы и... воробей улетел. Как уж кошка ругала себя за свою оплошность, но что тут поделаешь, воробья не вернуть. С тех пор все кошки взяли привычку умываться после еды и никогда до нее. Спокойной ночи!
|
|
| |