Умение отличать звуки языка, понимать смысл их сочетаний называется речевым или фонематическим слухом. Без него невозможно научиться речи, полноценно владеть несколькими языками, общаться с людьми.
Речевой слух помогает ребенку не только правильно произносить звуки, четко выговаривать слова, но и проводить анализ собственной речи, улавливать разницу и сходства в произношении звуков разных языков, использовать эмоциональные возможности голоса, скорость речи, ее выразительность и т.п.
Несовершенство фонематического слуха может стать одной из причин появления трудностей при обучении чтению и письму, а в ряде случаев привести к стойким нарушениям чтения и письма (дислексия).
Как же можно способствовать развитию фонематического слуха самостоятельно?
Подготовку необходимо начинать с неречевых звуков еще в раннем возрасте. Приведу пример таких несложных упражнений:
- «Угадай, что звучит». Дайте ребенку послушать звучание разных предметов: колокольчика, бубна, музыкальной игрушки. Спрячьте их за занавеску или ширму и дайте еще раз послушать. Попросите ребенка угадать и воспроизвести звучащий звук.
В такую же игру можно поиграть и с игрушками разных животных. Спрячьте игрушку за шторкой или в коробке и попробуйте подражать разным животным: «гав», «мяу», «му», «бе-е-е», «кря-кря», «кукареку» и т.п. Ребенок должен угадать по звукам, кто это, назвать животное или найти картинку с ним. Обязательно нужно, чтобы он повторил звуки животного.
- «Оркестр». Используя музыкальные инструменты, ребенок, отвернувшись или закрыв глаза, пытается угадать звучание инструмента, на котором вы играете.
- «Слоги». Используя картинки с предметами, проговорите слова вместе с ребенком, отхлопывая каждый слог в слове. Затем вы предлагаете ребенку по хлопкам узнать загаданное вами слово (количество хлопков должно соответствовать количеству слогов в слове). Например: шар, лама, корова.
- «Рифма». Используя различные рифмовки, вы предлагаете ребенку отгадать загадку.
Например: Ша-ша-ша, мы качаем … (малыша).
Са-са-са, под кустом сидит … (лиса).
- «Самый внимательный». Вы изучаете с ребенком букву и предлагаете ему отыскать в словах нужный звук. Как только он услышит его, хлопает в ладоши.
Например: звук Х: Можно назвать следующие слова: слон, хобот, пух, сок, поход. Если получается все слова «поймать» правильно, вы спрашиваете у ребенка: «Где звук Х в слове: в начале, середине или в конце слова»? Также, при изучении какого-либо звука, вы можете предложить ребенку угадать, какой звук вы изучаете сегодня. Вы произносите разные слова и просите назвать тот звук, который присутствует во всех перечисленных словах. Например: звук Х. Слова: охотник, мех, поход, пух (звук Х).
- «Маршрут звуков». Используя различные предметы на прогулке, дома, вы ищите как можно больше слов на изучаемый звук. Например: звук М (машина, мороженое, мама, мост и т.д.)
- «Робот». Вы предлагаете ребенку различную работу, а он должен ее правильно выполнить. Например: положить книгу на стол, карандаш убрать в стол, тапочки положить под стол. Если получается все сделать правильно, можно увеличивать скорость указаний.
- Не стоит забывать любимую из детства игру «Города». Только с детьми можно ее немного изменить и называть разные слова, которые начинаются на последний звук загаданного слова. Если это задание кажется очень легким, можно немного усложнить задание и придумывать слова по тематике (например, только слова по теме: «Одежда») или не на последний звук, а на последний слог. Например: лапша – шар – арка – каша.
Можно ребенку предложить рассказать выученное стихотворение (чистоговорку, скороговорку, считалочку, потешку), изменяя темп, громкость произношения.
Так незаметно, интересную и легкую игру можно превратить в учебный процесс незаметно для самих детей.
Автор: Алена Махова, логопед и консультант по двуязычию, к.п.д. |