Семейная культура

Меню сайта
Категории раздела
Вопросы семейные [4]
Ждём малыша [12]
Всё для будущих родителей.
Компетентное мнение [36]
Информация для родителей от врачей, педагогов, психологов и др. специалистов
Игры и занятия с детьми [25]
Игры используемые на наших занятиях
Сценарии к праздникам [15]
Новые публикации
[20.03.2018]
Методики раннего развития (97)
[13.03.2018]
О времени для работы и жизни (85)
[30.11.2017]
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста (329)
[30.11.2017]
Профилактика нарушений чтения и письма (275)
[27.11.2017]
Пространственные представления у ребенка (331)
[09.10.2017]
День с потешками 2 (368)
[09.10.2017]
День с потешками 1 (360)
[09.10.2017]
Развивающие занятия с малышом от 9 до 12 месяцев (351)
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главная » Публикации » Публикации » Компетентное мнение

В категории материалов: 36
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 4 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Л.В.Лопатина

Дидактические игры и задания по формированию словоизменения

Единственное и множественное число существительных

1. «Магазин игрушек».

Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением полок магазина, на которых стоят игрушки. Взрослый держит в руках предметные картинки с изображением тех же игрушек в единственном числе. Показывая поочередно свои картинки, взрослый начинает предложение, которое дети должны закончить.

Примерный речевой материал:

У меня мишка, а в магазине... (мишки).

У Меня кукла, а в магазине... (куклы).

У меня машинка, а в магазине... (машинки).

У меня пирамидка, а в магазине... (пирамидки).

У меня мяч, а в магазине... (мячи).

У меня совок, а в магазине», (совки).

У меня кубик, а в магазине... (кубики).

(Аналогичная игра может проводиться по темам: магазин овощей и фруктов, магазин одежды).

Компетентное мнение | Просмотров: 329 | Author: Гончарова Ольга Александровна | Добавил: grot611 | Дата: 30.11.2017 | Комментарии (0)

Письменная речь — это сложный психический процесс. Овладение письменной речью означает усвоение особой и сложной символической системы знаков. Поэтому письмо является продуктом длительного развития высших психических функций, личности и поведения ребенка.

К настоящему времени в психологии были исследованы и сформулированы некоторые психологические предпосылки формирования этого вида речевой деятельности, нарушение (или несформированность) которых ведет к различным формам нарушения письма и чтения или к трудностям его формирования у детей.
Компетентное мнение | Просмотров: 275 | Author: Гончарова Ольга Александровна | Добавил: grot611 | Дата: 30.11.2017 | Комментарии (0)

Пространственная ориентировка — это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Определение правильного положения в пространстве требует соответствующего уровня развития аналитико-синтетического мышления.
Недостаточная сформированность пространственных представлений у детей осложняет процесс формирования языковых средств, выражающих данные отношения и возможности оперирования ими в устной речи. Поэтому, прежде чем учить детей использовать лингвистические средства, передающие пространственные отношения, необходимо сформировать у них более глубинные уровни, отвечающие за восприятие ощущений от собственного тела и окружающего пространства и его ритмических изменений. После следует переходить к формированию представлений о пространстве и времени, начиная работу с развития понимания, а затем отражения в устной речи пространственных и временных отношений. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.
Компетентное мнение | Просмотров: 331 | Author: Гончарова Ольга Александровна | Добавил: grot611 | Дата: 27.11.2017 | Комментарии (0)

Связная контекстная монологическая речь – наиболее сложная форма речевой деятельности, т.к. в генезисе своего развития опирается на становление как интеллектуальных возможностей, так и на развитие речевых форм общения. По данным психологии, в основе формирования связного общения лежит возникновение регулирующей, планирующей функции речи.

В норме связная контекстная речь начинает развиваться в дошкольном возрасте, при этом можно проследить диалектику данной формы общения от описательной к повествовательной, а затем к рассуждению. Основной же период овладения связным высказыванием – период школьного обучения. Наблюдения над речевым поведением детей с общим недоразвитием речи (нарушение формирования всех компонентов речевой системы - звуковой, лексико-грамматической) показали, что контекстная речь наиболее сложная форма общения для данной группы детей. В условиях данной формы общения у ребенка должно появиться новое отношение к слушателю, необходимость учитывать слушателя, ориентироваться на него, строить свое сообщение так, чтобы оно было понятно другому человеку без учета и без опоры на совместно воспринимаемую ситуацию. Связная форма речи, как речь инициативная, зависит, прежде всего, от состояния мотивационной сферы. При этом, в условиях контекстной речи, содержание сообщения зависит не столько от внешних, сколько от внутренних условий, от внутреннего мотива. Так В.К. Воробьева указывает на необходимость двух внешних и двух внутренних условий для осуществления деятельности общения и во многом определяющих ее характер. К внешним условиям автор относит общую ситуацию, в которой осуществляется деятельность общения ребенка со взрослым, и те воздействия взрослого, которые адресованы им ребенку в данный момент. Чем меньше ребенок, тем более его общение зависит от внешних условий. К внутренним условиям относится потребность ребенка в общении со взрослым и прошлый социальный опыт ребенка, определяющий его отношение к собеседнику или к слушателю. Чем старше ребенок, тем большее значение приобретают внутренние условия, определяющие содержание задачи общения, в то время как внешние - диктуют лишь тактику поведения. Помимо сформированности мотивов для порождения самостоятельного высказывания необходимо умение планировать свое устное сообщение. Из психолингвистики известно, что планирование (программирование) осуществляется во внутренней речи. При этом для составления программы используется не весь речевой запас, а только предикаты (глаголы), как наиболее семантически значимые единицы речи. Выделенная «про себя» система предикатов должна быть переведена в речь внешнюю. На этом этапе порождения происходит перевод глубинных семантико-синтаксических структур в поверхностные структуры, что требует от ребенка умения владеть операцией грамматического структурирования и лексического отбора. Трудность заключается в том, что дети должны уметь перевести внутренний план сообщения в конкретные предложения родного языка, связать эти предложения не только по смысловым законам, но и по законам грамматической сочетаемости отдельных слов в единое семантическое целое. И на последнем этапе порождения производится непосредственное звуковое и послоговое развертывание текста, т.е. его реализация.

Компетентное мнение | Просмотров: 349 | Author: Гончарова Ольга Александровна | Добавил: grot611 | Дата: 13.09.2017 | Комментарии (0)

Памятка для родителей неговорящих детей

Родители таких детей по-разному относятся к такой ситуации:

1 вариант: не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: он все понимает, только ленится, или он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил, или с мальчиками всегда так.

2 вариант: родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит.

Что можно посоветовать родителям:

В первом варианте: действительно многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть

Второй вариант: таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен облегчить ему задачу (например, использовать в речи звукоподражания, лепетные слова)

Рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить:

  • Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  • Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку, где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  • Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина-би-би, кукля-ля-ля.
  • Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  • Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: ух ты, ой, ах, ух.
  • Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. « изображайте стихи» ( пример : мишка косолапый по лесу идет, ребенок показывает мишку)
  • Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  • Не говорите при ребенке о его отставании.
  • Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  • Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой-маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
  • Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «сорока-белобока».
  • Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «Скажи», «повтори» лучше применять различные игрушки , «Делай как я», « Как киса говорит?»
  • Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения.
Компетентное мнение | Просмотров: 232 | Добавил: grot611 | Дата: 26.08.2017 | Комментарии (0)

Когда обращаться к логопеду?
Чтобы понять, нужен ли вашему ребенку логопед, прежде всего надо иметь представление о возрастных этапах развития речи.
Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.
2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
Почему заговорить бывает трудно?
Причины задержки активных слов могут быть совершенно различными. Попытаемся рассмотреть самые типичные варианты речевых трудностей у детей 2—2,5 года.
1.Задержка на стадии называния. Ребенок, овладевший умением обозначать словом предмет, может надолго остаться на уровне их простого называния.
В данном случае от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребенка. Во-первых, включить в предметные действия активное использование речи.
Во-вторых, нужно организовать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе...». И в-третьих, как можно больше говорить с ребенком, читать ему книжки, вместе с ним слушать сказки и песни и таким образом создавать ему необходимую питательную речевую среду.
2.Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым. Когда общение ребенка со взрослым сводится к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово в прямом смысле является лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие с малышом, о значении и особенностях которого мы уже говорили.
3.«Детские слова» — могут препятствовать развитию нормальной речи, если при общенииь с ребенком у взрослых превалирует язык «мам и нянь». Варианты детских слов типа «бу-бу», «ням-ням», «ав-ав» взрослый должен сопровождать правильным вариантом слова, стараясь постоянно привлекать внимание ребенка к звукопроизносительной стороне речи.
Обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, глядя ему в глаза и постепенно добиваясь от него внятного произношения.
4. Стремительность речевого развития.
Отличается тем, что первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Но иногда такой ребенок почему-то плохо спит, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым, капризным. Это происходит потому, что слабая, еще неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации. Для того чтобы предотвратить это, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приучать к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.

! Чтобы воспользоваться тем, или иным советом, следует внимательно наблюдать за своим малышом, пытаясь понять его интересы, знать его характер. Конечно, это дело не простое для взрослого человека, но так необходимое в воспитании детей.

Признаки благополучного развития у ребенка
· Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
· У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
· Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
· Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
· Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
· Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии (см. примеры ниже). Раннее обнаружение
К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!
Очень важный период – подготовка к школе. Логопед поможет выявить проблемы в развитии речи, проведет профилактику нарушений чтения и письма
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка:
  • Ребенок развивается с задержкой.
  • Ребенок перенес тяжелые заболевания.
  • У ребенка есть неврологические заболевания.
  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  • Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
  • Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный" ребенок).
  • Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
  • Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует.
  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
! Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь!
Компетентное мнение | Просмотров: 136 | Добавил: grot611 | Дата: 26.08.2017 | Комментарии (0)

Имя Василия Сухомлинского часто используется в качестве нарицательного. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал огромное влияние на развитие всей отечественной педагогики. Книга Василия Сухомлинского «Родительская педагогика» состоит из статей учителя, написанных им в 60-х годах, бесед с родителями и его писем к сыну.

Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью. Он одним из первых заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний. Педагог призывал молодых отцов ухаживать за новорождённым наравне с матерью. И утверждал, что в школе не учат жизни. Знание математики или физики ещё никому не помогло построить крепкую семью: поэтому в его школе был предмет «Семья. Брак. Любовь. Дети». Он занимался совершенствованием режима школьников и придумал эффективный способ выполнения домашних заданий. Учитель регулярно звал на свои лекции по педагогике родителей учеников.

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ Василия Сухомлинского актуальны для родителей и сегодня.
Компетентное мнение | Просмотров: 149 | Добавил: grot611 | Дата: 26.08.2017 | Комментарии (0)

Зачем нужна артикуляционная гимнастика
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.  
Недостатки произношения мешают ребенку  развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Комплекс артикуляционной гимнастики найти несложно, но конкретные упражнения, необходимые именно вашему ребенку, подскажет специалист. 
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
•    При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:
•    Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
•    Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
•    Каждое движение выполняйте перед зеркалом.
•    Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.
•    Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка).
•    Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
•    Упражнения лучше проводить эмоционально, в игровой форме.
•    После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики.
•    Гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.
 
ЭТО ВАЖНО!
Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать малышу.
И не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов.

 
Компетентное мнение | Просмотров: 96 | Добавил: grot611 | Дата: 26.08.2017 | Комментарии (0)

Когда мы начинали проект «Поговори со мною, мама», логопед Ольга Александровна подготовила для родителей богатейшую подборку методических материалов, дидактических пособий, книг. Порекомендовала она среди прочих и книгу Людмилы Петрановской «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка», сказав, что прежде чем начинать заниматься с ребенком и знакомиться со специальными изданиями по развитию речи, надо прочитать именно эту книгу, потому что в ней изложены все основы, та база, без понимания которой будут неэффективны любые методики. Перечитав книгу, хочу с уверенностью подтвердить эти слова и порекомендовать всем прочитать книгу полностью, тем более, что она не очень объемна, но содержит очень важную информацию. На наших занятиях мы обсуждаем все темы, затронутые автором, но в книге они изложены в логической последовательности, доступным языком, с научно обоснованными доводами, затрагивая все периоды – от рождения – до взрослой самостоятельной жизни. Поэтому тем, кто не бывает на наших встречах, кто только готовится стать родителем, очень рекомендую книгу прочитать, обдумать, проанализировать – и применять на практике. Ведь действительно, важно сначала удовлетворить базовые потребности ребенка, а потом переходить к решению частных проблем. Воспользуюсь образным примером из другой книги – прежде, чем ожидать плодов, надо взрастить дерево.

Автор предлагает вместе «пройтись по детству», наблюдая изменения, которые происходят, изучая причины и обращаясь к собственному опыту. Главная мысль, которую развивает автор, отправляясь в это путешествие, что «именно хорошие отношения, глубокая и надежная привязанность лежат в основе и хорошего поведения, и успешного раскрытия потенциала ребенка. Не «развивающие методики», а отношения с родителями дают детям лучший старт в жизни – и мы вместе убедимся в этом, шаг за шагом следуя по детству,» - утверждает автор.

Компетентное мнение | Просмотров: 189 | Author: Надежда Дедюхина | Добавил: grot611 | Дата: 19.08.2017 | Комментарии (0)

В рамках реализации проекта «Поговори со мною, мама» во втором квартале 2017 года были проведены по две лекции психолога и логопеда, посвященные различным аспектам развития речи детей.

Полностью передать содержание устных бесед в статье сложно. Конечно, на таких встречах лучше присутствовать – есть возможность уточнить непонятое, задать интересующие вопросы, заострить внимание на актуальных для себя проблемах. Попытаемся хотя бы кратко изложить основные вопросы, которые были затронуты на этих лекциях.

Компетентное мнение | Просмотров: 313 | Добавил: grot611 | Дата: 27.06.2017 | Комментарии (0)

Поиск
Новинки каталога файлов
[05.04.2018]
ТНР о подготовке к Пасхе в Центре семейной культуры 2018 (84)
[21.03.2018]
Заклички весны-2018 с Центром семейной культуры. Видео (91)
[20.03.2018]
Чествование команды МФК «Югра» 2007 (144)
[18.03.2018]
Театральный вечер в Центре семейной культуры (93)
[06.03.2018]
Папа наша гордость, мама наша радость! (114)
[14.01.2018]
Новогодний утренник 2018 в Центре семейной культуры (видео) (232)
[20.11.2017]
Сюжет телекомпании ТНР от 23.10.17 о проекте "Поговори со мною, мама" (306)
[27.08.2017]
Родительская педагогика (сборник) (388)
Новости форума
  • Отзывы о работе Центра (83)
  • Кохановскую Екатерину с Днём рождения! (2)
  • Николаеву Анну с Днем рождения! (3)
  • Подарок к празднику! (2)
  • Ваши запросы и предложения по работе Центра (14)
  • Костика с Днём рождения! (5)
  • Народные куклы (0)
  • НГОО "Молодая семья" (25)
  • Белову Оксану С Днем Рождения!!! (18)
  • Куда жаловаться? (3)
  • Наши друзья
    Наша кнопка
    При использовании материалов с сайта и форума согласование с администрацией и гиперссылка на сайт Семейная культура обязательны

    Семейная культура © 2018