Статистика |

Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
В категории материалов: 39 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 4 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Какие существуют стратегические принципы формирования двуязычия у ребенка? На что родителям нужно обратить внимание, как сбалансировать процесс усвоения языков в семье?
Подробно остановлюсь на трех наиболее эффективных принципах, хотя существуют и другие, например, так называемый тематический, или методика «постороннего слушателя», но о них мы говорить не будем, так как они не эффективны в семейном воспитании и применяются педагогами при специальном обучении.
ПРИНЦИП 1: ОДИН ВЗРОСЛЫЙ – ОДИН ЯЗЫК
С моей точки зрения - самый эффективный при смешанной семье: когда родители говорят на разных языках. Этому принципу уже более сто лет и во всем мире, в том числе и в России его активно используют тысячи семей. О нем расскажу более подробнее. |
Умение отличать звуки языка, понимать смысл их сочетаний называется речевым или фонематическим слухом. Без него невозможно научиться речи, полноценно владеть несколькими языками, общаться с людьми.
Речевой слух помогает ребенку не только правильно произносить звуки, четко выговаривать слова, но и проводить анализ собственной речи, улавливать разницу и сходства в произношении звуков разных языков, использовать эмоциональные возможности голоса, скорость речи, ее выразительность и т.п.
Несовершенство фонематического слуха может стать одной из причин появления трудностей при обучении чтению и письму, а в ряде случаев привести к стойким нарушениям чтения и письма (дислексия).
Как же можно способствовать развитию фонематического слуха самостоятельно? |
Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить. Умение играть в шахматы не должно быть исключительно делом памяти, хотя бы потому, что запоминание вариантов вовсе не так уж важно.
Эмануил Ласкер
Современное российское образование одно из первых в мире взяло на вооружение шахматы, как учебный предмет. Например, с 2017 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа–Югра шахматное образование стало обязательным для изучения предметом.
Одним из главных факторов, которые влияют на популярность шахмат среди детей, назовем доступность. Уже многие педагоги отметили, что дети с удовольствием играют в шахматы. Главное создать для этого комфортные условия. Современная школа успешно справляется с этой задачей.
Рассмотрим те преимущества, которые пришли в систему образования вместе с игрой в шахматы.
Во-первых, как всем известно, шахматы развивают логическое, наглядно-образное и аналитическое мышление. Правила шахматной игры таковы, что ребенку необходимо все продумывать «в уме». Причем итогом этой умственной деятельности ребенка должны стать лучшие, неожиданные ходы. Эти действия помогают воспитывать креативно думающего человека, способного комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи, мыслить логически. Например, эти качества будет необходимы будущему инженеру.
Во-вторых, хочется отметить, что будущее нашего общества невозможно без образованных, всесторонне развитых людей. Уже сейчас мы понимаем, что наши дети должны владеть большим количеством навыков. Чтобы добиться такой цели, ребенок должен постоянно тренировать свой мозг. И конечно же, ему на помощь приходит игра в шахматы.
Игра в шахматы позволяет ребенку одновременно тренировать оба полушария мозга. Левое полушарие отвечает за способность к логическому мышлению, систематизации и критическому мышлению. Ни у кого не вызовет сомнения тот факт, что игра в шахматы требует активной работы левого полушария мозга.
В то же время правила шахматной игры требуют от игрока умения продумывать ходы, выбирать лучшие вначале в уме, а потом переносить их на доску, т.е. заставляют мыслить образно. А, как нам известно, именно за образное мышление и ориентацию в пространстве отвечает правое полушарие мозга.
В-третьих, с помощью игры в шахматы ребенок учится принимать самостоятельные решения.
Вот здесь мне хочется добавить еще одно хорошее качество, которому обучается ребенок во время игры в шахматы. Он учится самостоятельно принимать свое собственное решение, а это очень важно. В ребенке также вырабатывается уверенность в собственном суждении, в умении правильно оценивать ход своих мыслей. И при этом шахматы учат ребенка не только логически мыслить, но и делать выводы.
Планомерные, регулярные занятия шахматами и практическая игра способствуют все более широкому развитию этих качеств у ребенка. И, что особо нужно отметить, ребенок с каждым занятием начинает понимать, что он что-то может делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. Вот так в каждом ребенке постепенно утверждается самостоятельность, он раскрывается и зреет как личность.
Далее хочется отметить, что шахматы помогают избавиться от застенчивости. Ведь успехи на шахматном поле подсознательно проецируются на успех в жизни. Когда ребенок начинает одерживать победы, он приобретает уверенность в себе, в правильности своих поступков и мыслей. А в дальнейшем, избавившись от застенчивости, ребенок сможет уверенно отстаивать свою точку зрения и не бояться публичных выступлений.
Шахматная партия – это небольшая битва. Игрок в шахматы должен мыслить как стратег и руководитель. Мотивацией деятельности ребенка становится стремление к победе. Такой мотив, по мнению социальных психологов, есть только у лидеров. Итак, мы можем утверждать, что шахматы это игра для лидеров. Дополнительно хочется отметить, что сильный лидер не боится проигрыша, но всегда стремится к победе.
Пятый положительный момент игры в шахматы: у детей, играющих в шахматы, повышенная успеваемость. После многих лет наблюдения и ведения уроков шахмат с детьми профессор Московского Государственного Университета Наталья Талызина высказала такое мнение: “Дети и шахматы нашли друг друга. У детей, играющих в школах в шахматы, повысилась успеваемость по всем предметам, заметно прогрессирует развитие памяти. Дети становятся более целеустремленными”.
Выводы, сделанные учеными и специалистами в разные времена и в разных странах, едины и свидетельствуют, что шахматы являются одной из новых форм всестороннего воспитания детей. Ученые и педагоги многих стран мира давно пришли к выводу, что без шахмат нельзя себе представить полноценного развития умственных способностей и памяти у детей.
Все это осознали деловые люди на Западе, где шахматы в последние десятилетия активно внедряются в области детского образования и воспитания. Например, Ассоциация представителей США и Канады выработала специальную программу обучения детей шахматной игре в школах, как одного из плановых уроков учебной программы.
И в конце этого списка предлагаем поставить популярность игры в шахматы во всем мире. Мы можем не понимать язык другого человека, ничего не знать о его культуре и традициях его народа, но сможем сыграть с ним партию в шахматы.
Подводя итог всему вышесказанному, мы пришли к выводу, что шахматы в школе - это мощный инструмент для формирования у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей. Также мы можем использовать шахматы как технический инструмент при воспитании лидерских качеств у обучающихся. Ведь успешным будет тот, кто накапливает победы.
Анна Романкевич,
старший методист муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр" |
Л.В.Лопатина
Дидактические игры и задания по формированию словоизменения
Единственное и множественное число существительных
1. «Магазин игрушек».
Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением полок магазина, на которых стоят игрушки. Взрослый держит в руках предметные картинки с изображением тех же игрушек в единственном числе. Показывая поочередно свои картинки, взрослый начинает предложение, которое дети должны закончить.
Примерный речевой материал:
У меня мишка, а в магазине... (мишки).
У Меня кукла, а в магазине... (куклы).
У меня машинка, а в магазине... (машинки).
У меня пирамидка, а в магазине... (пирамидки).
У меня мяч, а в магазине... (мячи).
У меня совок, а в магазине», (совки).
У меня кубик, а в магазине... (кубики).
(Аналогичная игра может проводиться по темам: магазин овощей и фруктов, магазин одежды). |
Письменная речь — это сложный психический процесс. Овладение письменной речью означает усвоение особой и сложной символической системы знаков. Поэтому письмо является продуктом длительного развития высших психических функций, личности и поведения ребенка.
К настоящему времени в психологии были исследованы и сформулированы некоторые психологические предпосылки формирования этого вида речевой деятельности, нарушение (или несформированность) которых ведет к различным формам нарушения письма и чтения или к трудностям его формирования у детей. |
Пространственная ориентировка — это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Определение правильного положения в пространстве требует соответствующего уровня развития аналитико-синтетического мышления.
Недостаточная сформированность пространственных представлений у детей осложняет процесс формирования языковых средств, выражающих данные отношения и возможности оперирования ими в устной речи. Поэтому, прежде чем учить детей использовать лингвистические средства, передающие пространственные отношения, необходимо сформировать у них более глубинные уровни, отвечающие за восприятие ощущений от собственного тела и окружающего пространства и его ритмических изменений. После следует переходить к формированию представлений о пространстве и времени, начиная работу с развития понимания, а затем отражения в устной речи пространственных и временных отношений. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. |
Связная контекстная монологическая речь – наиболее сложная форма речевой деятельности, т.к. в генезисе своего развития опирается на становление как интеллектуальных возможностей, так и на развитие речевых форм общения. По данным психологии, в основе формирования связного общения лежит возникновение регулирующей, планирующей функции речи.
В норме связная контекстная речь начинает развиваться в дошкольном возрасте, при этом можно проследить диалектику данной формы общения от описательной к повествовательной, а затем к рассуждению. Основной же период овладения связным высказыванием – период школьного обучения. Наблюдения над речевым поведением детей с общим недоразвитием речи (нарушение формирования всех компонентов речевой системы - звуковой, лексико-грамматической) показали, что контекстная речь наиболее сложная форма общения для данной группы детей. В условиях данной формы общения у ребенка должно появиться новое отношение к слушателю, необходимость учитывать слушателя, ориентироваться на него, строить свое сообщение так, чтобы оно было понятно другому человеку без учета и без опоры на совместно воспринимаемую ситуацию. Связная форма речи, как речь инициативная, зависит, прежде всего, от состояния мотивационной сферы. При этом, в условиях контекстной речи, содержание сообщения зависит не столько от внешних, сколько от внутренних условий, от внутреннего мотива. Так В.К. Воробьева указывает на необходимость двух внешних и двух внутренних условий для осуществления деятельности общения и во многом определяющих ее характер. К внешним условиям автор относит общую ситуацию, в которой осуществляется деятельность общения ребенка со взрослым, и те воздействия взрослого, которые адресованы им ребенку в данный момент. Чем меньше ребенок, тем более его общение зависит от внешних условий. К внутренним условиям относится потребность ребенка в общении со взрослым и прошлый социальный опыт ребенка, определяющий его отношение к собеседнику или к слушателю. Чем старше ребенок, тем большее значение приобретают внутренние условия, определяющие содержание задачи общения, в то время как внешние - диктуют лишь тактику поведения. Помимо сформированности мотивов для порождения самостоятельного высказывания необходимо умение планировать свое устное сообщение. Из психолингвистики известно, что планирование (программирование) осуществляется во внутренней речи. При этом для составления программы используется не весь речевой запас, а только предикаты (глаголы), как наиболее семантически значимые единицы речи. Выделенная «про себя» система предикатов должна быть переведена в речь внешнюю. На этом этапе порождения происходит перевод глубинных семантико-синтаксических структур в поверхностные структуры, что требует от ребенка умения владеть операцией грамматического структурирования и лексического отбора. Трудность заключается в том, что дети должны уметь перевести внутренний план сообщения в конкретные предложения родного языка, связать эти предложения не только по смысловым законам, но и по законам грамматической сочетаемости отдельных слов в единое семантическое целое. И на последнем этапе порождения производится непосредственное звуковое и послоговое развертывание текста, т.е. его реализация. |
Памятка для родителей неговорящих детей
Родители таких детей по-разному относятся к такой ситуации:
1 вариант: не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: он все понимает, только ленится, или он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил, или с мальчиками всегда так.
2 вариант: родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит.
Что можно посоветовать родителям:
В первом варианте: действительно многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть
Второй вариант: таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен облегчить ему задачу (например, использовать в речи звукоподражания, лепетные слова)
Рекомендации для родителей, чьи дети долго не могут заговорить:
- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
- Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку, где ножка?». Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина-би-би, кукля-ля-ля.
- Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
- Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки – ку-ку, паровозик – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: ух ты, ой, ах, ух.
- Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности. « изображайте стихи» ( пример : мишка косолапый по лесу идет, ребенок показывает мишку)
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
- Не говорите при ребенке о его отставании.
- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
- Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой-маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «сорока-белобока».
- Важно не отпугнуть ребенка настойчивым «Скажи», «повтори» лучше применять различные игрушки , «Делай как я», « Как киса говорит?»
- Всякое проявление речи необходимо поощрять, не обращая внимание на качество звукопроизношения.
|
Когда обращаться к логопеду?
Чтобы понять, нужен ли вашему ребенку логопед, прежде всего надо иметь представление о возрастных этапах развития речи.
Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.
2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
Почему заговорить бывает трудно?
Причины задержки активных слов могут быть совершенно различными. Попытаемся рассмотреть самые типичные варианты речевых трудностей у детей 2—2,5 года.
1.Задержка на стадии называния. Ребенок, овладевший умением обозначать словом предмет, может надолго остаться на уровне их простого называния.
В данном случае от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребенка. Во-первых, включить в предметные действия активное использование речи.
Во-вторых, нужно организовать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе...». И в-третьих, как можно больше говорить с ребенком, читать ему книжки, вместе с ним слушать сказки и песни и таким образом создавать ему необходимую питательную речевую среду.
2.Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым. Когда общение ребенка со взрослым сводится к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками, а слово в прямом смысле является лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавшегося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие с малышом, о значении и особенностях которого мы уже говорили.
3.«Детские слова» — могут препятствовать развитию нормальной речи, если при общенииь с ребенком у взрослых превалирует язык «мам и нянь». Варианты детских слов типа «бу-бу», «ням-ням», «ав-ав» взрослый должен сопровождать правильным вариантом слова, стараясь постоянно привлекать внимание ребенка к звукопроизносительной стороне речи.
Обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, глядя ему в глаза и постепенно добиваясь от него внятного произношения.
4. Стремительность речевого развития.
Отличается тем, что первые слова детей не только не задерживаются в сроках появления, но, наоборот, опережают все возрастные нормы. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Но иногда такой ребенок почему-то плохо спит, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым, капризным. Это происходит потому, что слабая, еще неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации. Для того чтобы предотвратить это, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приучать к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.
! Чтобы воспользоваться тем, или иным советом, следует внимательно наблюдать за своим малышом, пытаясь понять его интересы, знать его характер. Конечно, это дело не простое для взрослого человека, но так необходимое в воспитании детей.
Признаки благополучного развития у ребенка
· Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
· У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
· Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
· Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
· Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
· Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии (см. примеры ниже). Раннее обнаружение
К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!
Очень важный период – подготовка к школе. Логопед поможет выявить проблемы в развитии речи, проведет профилактику нарушений чтения и письма
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка:
- Ребенок развивается с задержкой.
- Ребенок перенес тяжелые заболевания.
- У ребенка есть неврологические заболевания.
- Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
- Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный" ребенок).
- Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
- Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует.
- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
! Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь! |
Имя Василия Сухомлинского часто используется в качестве нарицательного. Он всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал огромное влияние на развитие всей отечественной педагогики. Книга Василия Сухомлинского «Родительская педагогика» состоит из статей учителя, написанных им в 60-х годах, бесед с родителями и его писем к сыну.
Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью. Он одним из первых заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний. Педагог призывал молодых отцов ухаживать за новорождённым наравне с матерью. И утверждал, что в школе не учат жизни. Знание математики или физики ещё никому не помогло построить крепкую семью: поэтому в его школе был предмет «Семья. Брак. Любовь. Дети». Он занимался совершенствованием режима школьников и придумал эффективный способ выполнения домашних заданий. Учитель регулярно звал на свои лекции по педагогике родителей учеников.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ Василия Сухомлинского актуальны для родителей и сегодня. |
|
Социальные услуги |
|
|