Семейная культура

Меню сайта
Категории раздела
Вопросы семейные [3]
Ждём малыша [12]
Всё для будущих родителей.
Компетентное мнение [36]
Информация для родителей от врачей, педагогов, психологов и др. специалистов
Игры и занятия с детьми [24]
Игры используемые на наших занятиях
Сценарии к праздникам [15]
Новые публикации
[30.11.2017]
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста (приложение 1 к статье о нарушениях письма) (22)
[30.11.2017]
Нарушение письма (22)
[27.11.2017]
Пространственные представления у ребенка (69)
[09.10.2017]
День с потешками 2 (115)
[09.10.2017]
День с потешками 1 (114)
[09.10.2017]
Развивающие занятия с малышом от 9 до 12 месяцев (110)
[09.10.2017]
Развивающие занятия с малышом от 6 до 9 месяцев (101)
[09.10.2017]
Развивающие занятия с малышом от 3 до 6 месяцев (114)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главная » Публикации » Публикации » Компетентное мнение

Пространственные представления у ребенка

Пространственная ориентировка — это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. Определение правильного положения в пространстве требует соответствующего уровня развития аналитико-синтетического мышления.
Недостаточная сформированность пространственных представлений у детей осложняет процесс формирования языковых средств, выражающих данные отношения и возможности оперирования ими в устной речи. Поэтому, прежде чем учить детей использовать лингвистические средства, передающие пространственные отношения, необходимо сформировать у них более глубинные уровни, отвечающие за восприятие ощущений от собственного тела и окружающего пространства и его ритмических изменений. После следует переходить к формированию представлений о пространстве и времени, начиная работу с развития понимания, а затем отражения в устной речи пространственных и временных отношений. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

В структуре пространственных представлений можно выделить четыре основных уровня, каждый из которых, в свою очередь, состоит из нескольких подуровней. В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями. Безусловно, все эти уровни (и, соответственно, их подуровни) в процессе развития ребенка в определенной степени пересекаются между собой во времени.
Ни в коем случае нельзя рассматривать формирование и развертывание во времени пространственных представлений вне развития произвольности психической активности и эмоционально-аффективной сферы.
Рассмотрим в общих чертах структуру пространственных представлений.

Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле

Подуровнями являются:

- ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов - напряжение-расслабление;

- ощущения, идущие от «внутреннего мира» тела (например, голод-сытость);

- ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством (сырости-сухости, тактильные ощущения от мокрых и сухих пеленок, складок пеленок и т.п.), а также от взаимодействия со взрослыми.

Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу)

Подуровнями являются:

- представления о взаимоотношении внешних объектов и тела. В свою очередь, эти представления подразделяются на следующие:

- топологические представления (о нахождении того или иного предмета),

- координатные представления (о нахождении предметов с использованием понятий «верх-низ», «с какой стороны»);

- метрические представления (о дальности нахождения предмета);

- представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в окружающем пространстве.

Развитие пространственных представлений подчиняется одному из главных законов развития — закону основной оси: сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем — о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади».
Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления).

Третий уровень. Уровень вербализации пространственных представлений

Существует определенная последовательность появления в речи обозначений топологического плана.
Проявление пространственных представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т.п.), появляются в речи ребенка позже, чем такие слова, как верх, низ, близко, далеко и т.п.

Четвертый уровень. Лингвистические представления (пространство языка)

Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Он уходит корнями в пространственные представления «низшего» порядка, формируется непосредственно как речевая деятельность, являясь в то же время одной из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка.[2]

Начинать работу необходимо с коррекции самого элементарного уровня пространственных представлений.

I этап Обогащение чувственного и двигательного опыта детей.

Игры и упражнения

- Попросить ребенка показать на себе, а потом и на других различные части тела.

- Взрослый, дотрагиваясь до какой-либо части тела ребенка, просит его вслепую показать ее на себе, затем, отрыв глаза, на взрослом и обязательно назвать ее.

- Взрослый дотрагивается до своего тела и просит показать ребенка на себе этот участок и назвать его.

- Повторить за педагогом позы, в создании которых участвует все тело, а также ручные позы, игра «Зеркало».

- Самостоятельно придумать свои позы или с помощью своего тела изобразить разные фигуры, буквы и цифры.

- Ребенку предлагается узнать фигуру, букву, цифру, нарисованную взрослым пальцем на спине, на ладонях ребенка. На руках следует рисовать на правой и левой ладонях, а также на обеих сторонах кисти. Ребенок, узнав фигуру, должен нарисовать ее на листе бумаге и/или назвать ее.

- Показать, назвать и дать потрогать детям предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, мягкие, колючие). Затем предложить ребенку вслепую найти предмет с такой же фактурой.

- Положить в мешочек знакомые ребенку предметы и попросить с закрытыми глазами узнать предмет на ощупь. При этом ребенок должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

Постепенно следует добиваться отражения впечатлений и ощущений ребенка в устной речи. Все задания необходимо отрабатывать в двух планах: в действиях, сопровождающихся речью взрослого (закрепляется понимание), и в действиях, оречевляемых самим ребенком.

II этап. Формирование представлений о «схеме собственного тела».

Первоначально формирование пространственных направлений связывается с движением всего тела в определенную сторону. Далее движение всем телом заменяется показом названного направления рукой, поворотом головы, а затем только взглядом. Отрабатывается взаимное расположение частей всего тела (выше-ниже, спереди-сзади, справа-слева). Наиболее трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Поэтому сначала следует проделать упражне­ния по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Важно, чтобы ребенок научился быстро и точно выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции («подними вверх левое плечо», «прикрой левый глаз правой ладонью»). Следует использовать приемы, предлагаемые И.Н. Садовниковой и Л.А. Пепик. Например, игры-имитации:

- Гуси вытягивают шеи, поворачивают головы вправо-влево, заглядывают назад, не крадется ли к ним лиса.

- На спину медвежонка сел комар, он оборачивается, пытается дотянуться до него через правое, затем через левое плечо, комар улетает, и медвежонок чешет спинку.

- Буратино ушиб левое колено, растирает его, потом осторожно ступает, держась за колено рукой.

После формирования у ребенка правильного понимания расположения правых-левых, верхних-нижних, передних-задних частей его тела, следует закреплять использование этих слов в самостоятельной речи детей.

Игры и упражнения

- Взрослый поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Дети копируют движения взрослого (по одному движению) и называют, свои действия.

- Дети выполняют гимнастические упражнения под четверостишье, произносимое сначала педагогом, а затем и самими детьми:

«Правой ножкой топ, топ, топ,

Левой ножкой топ, топ, топ.

Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп (дети ударяют левой рукой о правую),

Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп» (дети ударяют правой рукой о левую).

- Ребенок придумывает и показывает любое движение и оречевляет свое действие.

III этап. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.

Освоение внешнего пространства нужно начинать с осознания ребенком того, что находится спереди, сзади, сверху, снизу, справа и слева от него. После выработки у ребенка навыка ориентации в пространстве относительно себя следует переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. Это предполагает обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции. Важно научить детей правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него. Необходимо закрепить у ребенка представления, что у человека, стоящего напротив, все наоборот: право — где у меня лево, а лево — где право. В итоге следует научить мысленно ставить себя на место другого человека, видеть вещи его глазами и, главное, правильно называть их.

Важно, чтобы ребенок постоянно оречевлял свои ощущения и направления движения. После сопряженной с действием речи следует учить планирующим высказываниям: что я сейчас буду делать. Потом ребенок учится комментировать направления движения других людей, а позже рассказывать о пространственных отношениях по представлениям, не видя предметов (описать расположение мебели в своей комнате; расположение комнат в своей квартире; рассказать, как дойти до определенного места).

Игры и упражнения

- Ребенок располагает геометрические фигуры относительно сторон собственного тела: круг впереди себя (перед собой), квадрат позади себя (за собой), треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем ребенок рассказывает, что где находится.

- Ребенок раскладывает те же фигуры, только относительно сторон тела другого человека и говорит, что где лежит.

- Встают напротив друг друга. Ребенок придумывает действия и просит стоящего напротив сделать их и внимательно проверяет правильность выполнения. Например, подними вверх левую руку и т. д. После этого меняются ролями.

- Двое стоят напротив друг друга. Один из них совершает какое-либо действие, а другой оречевляет его действия. Например: «Ты сейчас дотронулся левой рукой до правого уха». Затем меняются местами.

IV этап. Развитие ориентировки в двумерном пространстве.

Ориентировка в двумерном пространстве начинается со знакомства с чистым листом бумаги и освоения его сторон и углов. Затем ребенок помещает различные предметы в левом нижнем, в правом верхнем углах, определяет, какие углы остались незаполненными. Формируется понимание и вербализация расположения плоскостных предметов, фигур на листе бумаги по отношению друг к другу.

Игры и упражнения

- На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от елки.

- Сидя за столом, определить его правый и левый край.

- Положить кружок, справа от него — квадрат, слева от кружка — треугольник.

- Нарисовать точку, справа от точки — крестик, над точкой — круг, под точкой — квадрат, справа от квадрата — треугольник, над крестиком поставить галочку.

По речевой инструкции двигать фишку по доске, расчерченной на клетки, а потом сказать, где остановилась фишка (наглядно, а затем мысленно). Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз.

- Нарисовать фигуры справа или слева от вертикальной линии.

- Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх; б) спинкой вниз. Точно так же можно определить левый и правый карманы на брюках, джинсах и т. д.

От узнавания пространственных отношений переходят к заданиям, в которых требуется воспроизведение заданных фигур по образцу, сначала с помощью метода рисования (срисовывания), а позже методом активного конструирования заданных фигур из данных элементов (палочек, кубиков). Можно предлагать детям задания по копированию серии фигур, соблюдая правильное направление и порядок копирования. Следующий шаг — копирование сложных пространственных фигур, которые сначала анализируются вместе с ребенком, разбиваются на части и обсуждается удобная последовательность ее воспроизведения.

V этап. Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

Работа начинается с уточнения предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции взрослого. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.

Игры и упражнения

- На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой.

- На столе стоит коробка с крышкой. Взрослый раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д.) и просит ребенка взять кружочки по инструкции: Возь­ми кружок с коробки, возьми кружок из коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок, который лежит под коробкой, достань кружок из-за коробки и т. д.

- Взрослый на глазах у детей раскладывает кружочки в две коробки, произнося начало фразы, а дети договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок... (в коробку, за коробку, на коробку, под коробку, между коробками, перед коробкой). Я беру кружок... (из коробки, из-под коробки, из-за коробки, с короб­ки и т. д.). [1]

Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве

«Какая рука?»
На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т. д.
«Покажи правильно»
Взрослый на кукле показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).
«Незаконченные изображения»
Детям предлагают карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки — левое ухо и т. д.). Предлагают дорисовать, назвать и подписать, используя пространственную терминологию.
«Твой путь в …»
Ребенку предлагают рассказать, как он идет в магазин, в парк и т. д.. В процессе рассказа взрослый уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др.

«Выполни задание»
Ребенку предлагают различные задания на ориентировку в пространстве комнаты и на улице.

Варианты:
- определить местоположение отдельных предметов мебели;
- определить местоположение других людей относительно себя;

- определить местоположение предметов относительно друг друга;
- расположить предметы в пространстве по инструкции педагога (по образцу, макету, рисунку).
«Что дальше, что ближе к нам в комнате?»
Дети отвечают на вопрос, а потом проверяют с помощью условных мерок (или метра) правильность ответа.
«Назови самые высокие и самые низкие предметы в комнате»
Дети называют предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью условной мерки (или метра).
«Что где находится?»
Ребенку предлагается по картинке назвать предметы, изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем и т. д.
«Откуда и чей голос?»
Ребенку предлагают встать спиной и по слуху определить, откуда и чей звучит голос: справа, слева от него, сзади, близко за спиной, далеко в правом углу комнаты и т. д.
«Внимательно слушай и рисуй»
Взрослый называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Ребенок должен их изобразить согласно данной инструкции.
Например, вверху слева прямоугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.

Варианты:
- разделить лист на четыре части путем сгибания. Ребенку дают инструкции: «В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем правом углу нарисуй...» И т. д.

«Где что лежит?»
Взрослый располагает различные предметы на столе, под столом, около стола и т. д. и предлагает ребенку ответить на вопросы, где какой предмет находится.
Варианты:
- предложить ребенку расположить предметы по инструкции взрослого за столом, на столе и т. д. и при этом объяснить свои действия;
- по предложенной схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам и по ходу объяснять свои действия.
«Фигуры высшего пилотажа»
Взрослый показывает моделью самолета разные фигуры высшего пилотажа, меняя направление движения, а ребенок объясняют изменение маршрута, используя слова: вверх, вниз, направо, слева направо и т. д.
«Составление разрезных картинок» (предметных и сюжетных по готовому образцу и без него)

«Следопыт»
По рисунку-схеме комнаты дети находят спрятанную игрушку.
Варианты:
- дети по очереди сами прячут игрушку и составляют рисунок-схему комнаты с обозначением места, где находится игрушка;
- по тем же правилам игра проводится на улице.
Графические диктанты. [3]

 

Литература

  1. Иншакова О.Б. Особенности зрительно-пространственных представлений у школьников 8-12 лет с экспрессивной алалией / О.Б. Иншакова, A.M. Колесникова // Логопедия. — 2004. — № 2. — С. 35-41.
  2. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. Дефектология, №1., 2000.
  3. Метиева Л. А. , Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2004.

 

 

 

 

Категория: Компетентное мнение | Добавил: grot611 (27.11.2017) | Автор: Гончарова Ольга Александровна
Просмотров: 70 | Теги: логопед в центре семейной культуры, занятия с логопедом в излучинске, Гончарова Ольга Александровна, логопед в излучинске | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Новинки каталога файлов
[20.11.2017]
Сюжет телекомпании ТНР от 23.10.17 о проекте "Поговори со мною, мама" (53)
[27.08.2017]
Родительская педагогика (сборник) (160)
[30.04.2017]
Награждение команды "Сибирь" на финале окружных игр по футзалу 2017 (434)
[28.04.2017]
Команда "Сибирь" на финале России-2017 по футзалу (419)
[13.04.2017]
Новогодний утренник 2017 в Центре семейной культуры (346)
[12.04.2017]
Веселый День рождение в центре (336)
[11.04.2017]
Региональный фестиваль "Благовест" 2017 (554)
[02.04.2017]
Театральный бомонд 2017. Излучинск (523)
Новости форума
  • Надежду Дедюхину с Днём Рождения!!! (30)
  • Бывает и такое! (14)
  • Полезная литература о родах и подготовке к ним (1)
  • Домашние роды: права и свободы граждан (2)
  • Роды не в роддоме??? Почему бы нет!!! (83)
  • Зачем принимать противозачаточные? (2)
  • Летний отдых (87)
  • Первый раз в первый класс... (12)
  • Бутерброды из лаваша. (6)
  • Отказ от профилактической прививки (3)
  • Наши друзья
    Наша кнопка
    При использовании материалов с сайта и форума согласование с администрацией и гиперссылка на сайт Семейная культура обязательны

    Семейная культура © 2017