Семейная культура

Меню сайта
Категории раздела
Вопросы семейные [4]
Ждём малыша [12]
Всё для будущих родителей.
Компетентное мнение [39]
Информация для родителей от врачей, педагогов, психологов и др. специалистов
Игры и занятия с детьми [25]
Игры используемые на наших занятиях
Сценарии к праздникам [15]
Новые публикации
[22.04.2018]
Принципы общения: один взрослый; одна ситуация; одно время - один язык (390)
[22.04.2018]
Игровые упражнения для развития речевого слуха (327)
[20.04.2018]
Роль шахматного образования в современной школе (301)
[20.03.2018]
Методики раннего развития (370)
[13.03.2018]
О времени для работы и жизни (338)
[30.11.2017]
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста (693)
[30.11.2017]
Профилактика нарушений чтения и письма (618)
[27.11.2017]
Пространственные представления у ребенка (679)
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главная » Публикации » Публикации » Игры и занятия с детьми

Методики раннего развития

На одном из занятий в детско-родительских группах в рамках реализации проекта «Счастливые родители» мы говорили о методиках раннего развития детей. Эта тема не является новой или какой-то модной, словосочетание «раннее развитие» появилось в активном употреблении у родителей еще в прошлом веке. С такого запроса в поисковике началось мое знакомство в Интернетом, когда родился первый мой сын, теперь уже совершеннолетний. И обсуждение этой темы не прекращается уже много лет. Хотя, конечно, в обществе многое меняется. Если раньше родители, изучающие различные теории и методики развития ребенка, считали себя продвинутыми, то сейчас не посещать с малышом «развивашки» считается почти неприличным.

Можно много спорить о том, что такое раннее развитие, своевременное, опережающее или еще какое-то, необходимы или наоборот вредны специальные занятия малышу, какие методики научно обоснованы и проверены временем, а какие – лишь дань моде и способ манипулирования кошельком родителей. Наверное, все точки над и будет расставлены не скоро, и родители будут продолжать ставить эксперименты на своих детях, или, мягче говоря, нарабатывать свой собственный опыт. Не могу быть экспертом в этом вопросе, но хочу высказать свое субъективное мнение и рассказать про опыт практического применения некоторых элементов развивающих методик. Про авторов и историю возникновения каждой методики и системы вы можете найти исчерпывающую информацию в Интернете, обучиться практическому владению методами – тоже не проблема, курсов предостаточно. Главное, понять, зачем вам это нужно. Что движет вами в стремлении «развивать» своего ребенка, ведь многие поколения родителей об этом даже не задумывались, дети развивались, взрослели, учились ходить, говорить, манипулировать предметами, постигали другие сложные премудрости. Жизнь шла своим чередом, и без всяких репетиторов и инструкторов дети приходили в школу и начинали настоящую учебу. Какое-то время назад все заговорили об обязательной подготовке к школе, а теперь говорят о подготовке к детскому саду. К рождению, мы тоже, кстати, готовимся. И это совсем не плохо. Каждый настоящий день – это движение к завтрашним процессам, наверное, это можно назвать и подготовкой. Сегодня мы младенцу поем, рассказываем что-то, а через время он начинает нам «отвечать», вступает в «диалог», сначала мы водим его за ручку, а дальше он уже шагает сам. Мы помогаем, задаем направление, создаем условия – и ребенок развивается, взрослеет, растет. Такие авторы известных родителям книг и теорий, как Борис Никитин, Масару Ибука, Мария Монтессори говорили о том, что ребенку важно создать развивающую среду, особенно в первые годы жизни, чтобы свои возможности он использовал по максимуму. «После трех уже поздно» - так называется книга Масару Ибуки, и эта фраза всем известна. Борис Павлович Никитин в своей гипотезе возникновения и развития творческих способностей говорил о необратимом угасании возможностей эффективного развития способностей, то есть о том, что без стимуляции различных способностей в раннем детстве, они не развиваются в достаточной степени. Я думаю, что доводы авторов следует читать без сокращения, но хочется отметить, что никто из них не ставил целью воспитание гениев. «Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышлёным и добрым» (Масару Ибука).Поэтому раннее развитие – это не удовлетворение амбиций родителей, а чуткое внимание к ребенку, его потребностям, способностям, интересам, особенностям и т.д. И конечно же, учет возрастных этапов развития. Несомненно, каждый ребенок индивидуален, но существуют объективные закономерности, пренебрежение которыми чревато совершенно не радостными результатами. Хорошей иллюстрацией может служить образ дерева – получить зрелые плоды можно после того, как саженец посадили и взрастили, но никак не наоборот. Сначала цветочки, а потом ягодки. Сначала игра, а потом учеба – именно о такой последовательности в смене ведущей деятельности говорят психологи. Поэтому, выбирая занятия для ребенка, руководствуйтесь, прежде всего здравым смыслом и естественным ходом событий, опирайтесь на науку и многовековой опыт народной педагогики, в которой все природосообразно и целостно. Не буду останавливаться на плюсах и минусах отдельных методик, еще раз повторюсь, что я не эксперт. Хочу лишь сказать, что в каждой из них можно найти что-то полезное для себя и своего ребенка. Изучайте, пробуйте, применяйте, но не забывайте наблюдать за реакцией ребенка, никакая великая цель не стоит разрушенных отношений. Получайте удовольствие от процесса, а находки специалистов вам в помощь.
Наш опыт. Одной из первых книг, прочитанных в ожидании первенца, была «Экология младенчества» Трунова и Китаева. Поэтому все наши дети прошли через акватренинг, или грудничковое плавание, динамическую гимнастику, закаливание. Мы сознательно стимулировали физическое развитие и укрепляли иммунитет с первых дней жизни. Для нас раннее развитие заключалось в этом и в постоянном контакте с малышом, который давал неограниченные возможности получения новых впечатлений – от совместного движения, выполнения домашних дел, прослушивания музыки, чтения вслух, посещения праздников и даже обучения (родителей).
Нам очень близки были многие идеи Никитиных, и импонировало то, что они замечали и поддерживали индивидуальность каждого ребенка, кто-то у них рано начал читать, а кто-то чуть ли не в младенчестве заинтересовался таблицей Менделеева. Книги Никитиных помогли нам спокойно относиться к противоположностям в характерах и интересах наших детей. Старшего сына абсолютно не интересовал транспорт, а второй вообще ничего не хотел видеть, кроме машин. Поэтому мы с ним и снег изображали только в кузове у машины, и геометрические фигуры изучали с помощью аппликации автомобиля и т.д., потому что на любой вопрос, что будем рисовать, клеить, лепить, ответ был один: машинку. Вот так через машинки все виды дошкольного творчества и осваивали. Это я к тому, что невозможно пользоваться каким-то методом, технологией в стопроцентной точности, всегда должно быть место творчеству и фантазии.
У Никитиных есть много интеллектуальных игр, производство которых налажено у нас в стране. Мы приобретали игры «Сложи квадрат» (а умельцы из нашей организации даже самостоятельно изготовили эту игру), «Сложи узор», «Уникуб», «Чудо-куб», «Дроби», пользовались таблицей «Сотни». Мне нравятся эти игры тем, что они выполнены из натурального материала – деревянные кубики, рамки с вкладышами из фанеры, и тем, что эти головоломки решаются действиями с предметами, а не с картинками на мониторе или листе бумаги. В книге Б.П. Никитина «Интеллектуальные игры» есть множество заданий, которые можно выполнить, используя игры, а также рекомендации по их изготовлению.
В своей книге Б.Никитин предлагает также рамки и вкладыши Монессори, известного педагога.
Система Марии Монтессори известна почти сто лет и достаточно популярна, хотя и редко используется в чистом виде. Не знаю, читал ли кто-о из вас ее педагогические труды, но фамилия на слуху, и чаще всего мы ассоциируем ее с методикой, основанной на использовании огромного количества дидактических материалов, которые на сегодняшний день стоят такого же огромного количества денег. Во многих городах есть детские сады или отдельные группы, работающие по системе Монтессори или с использованием отдельных ее элементов. Мария Монтессори большое внимание уделяла дидактическим материалам, так как главной целью в ее системе было самообучение через практический опыт.
Вот цитата из книги «Мой метод»: «Первый материал для занятий трехлетнего ребенка — это большие блоки с наборами цилиндров разного размера, которые можно переставлять. Здесь контроль ошибок осуществляется механически: если хоть один цилиндр поставить неправильно, то весь набор в блоке не поместится. Ошибка становится препятствием в работе, преодолеть это препятствие можно, исправив ошибку. Контролировать себя здесь так легко, что ребенок, заинтересованный в решении проблемы, сам догадается, как это делать.»
«Моя система обучения письму строится на подготовке движений, физиологически присущих процессу написания букв. Обращение с орудием письма, контуры букв. Дети, то заштриховывая контуры рамок, то обводя пальцами шершавые буквы, закрепляют два мускульных механизма. Закрепляют так прочно, что в результате рождается «спонтанное письмо», каллиграфическое, одинаково прекрасное у всех учеников, потому что они осваивали одинаковые движения, обводя одинаковые буквы. И теперь могут точно воспроизвести освоенную форму. Чтобы действительно закрепить мускульное движение, необходимо многократное повторение упражнений. Максимальный интерес к штрихованию фигур и обведению букв мы наблюдали у детей 4–5 лет. Если дать те же материалы шестилетнему ребенку, он не станет ими заниматься, и его почерк будет гораздо хуже, чем у того, кто начал писать в подходящем возрасте.»

«Организуя внешнюю развивающую среду, мы должны сохранить материальный отпечаток внутреннего развития. Именно это нужно сознанию в его движении, его полете. Материальная часть не вмещает в себя печать целостного сознания. Так след ступни на песке — еще не отпечаток тела. Аэродром — это не место движения самолета, но кусочек земли, необходимый для взлета. Место отдыха, ангар, куда всегда можно вернуться.
То же и с психическим развитием. Есть необходимая материальная часть, откуда сознание начинает свое движение и где находит себе убежище, отдых, точку опоры, без которой невозможно расти и свободно развиваться. Но эта точка опоры должна воспроизводить формы сознания, вмещать их в себя, оказывая материальную поддержку духовным потребностям. Например, в первый период психической жизни ребенка материал нужен для простейших сенсорных упражнений. Его количество и качество определяются сенсорными потребностями, заложенными природой. Предметы позволяют осуществлять деятельность, достаточную для развития высших психических функций, наблюдения и абстракции. Однако ничто в этом материале не соответствует радостному и плодотворному движению сознания ребенка во внешний мир.»
А вот описание конкретных упражнений в книге «Дом ребенка»:

«Ограничение упражнений тактильного чувства кончиками пальцев, так называемыми подушечками пальцев, обусловлено практикой жизни. Эти упражнения должны стать необходимой фазой воспитания, так как они подготавливают к жизни, в которой человек упражняет и утилизирует тактильное чувство посредством этих кончиков пальцев. Я заставляю ребенка тщательно мыть руки мылом в тазике, а в другом тазике он полощет их в тепловатой воде. Затем я показываю ему, как вытирать руки — приучаю его к правильному мытью рук. Потом я учу ребенка, как ощупывать, т. е. как он должен трогать поверхность. Для этого нужно взять пальцы ребенка и очень, очень легко проводить ими по поверхности предмета.
Другая особенность нашей техники в том, что мы учим ребенка держать глаза закрытыми во время ощупывания. Мы стараемся растолковать ему, что таким путем он лучше будет ощущать различия; и учим его без помощи зрения определять перемену в прикосновении. Он быстро это усваивает, и видно, что ему нравится это упражнение. Часто после таких упражнений дети подбегают к нам и, закрыв глаза, с величайшей осторожностью потрагивают ладони наших рук или же материю нашего платья - в особенности шелковую или бархатную отделку. Дети действительно упражняют тактильное чувство; им чрезвычайно приятно касаться какой-нибудь нежной поверхности, и они очень тонко распознают различия в шероховатости разных сортов наждачной бумаги.
Наш дидактический материал состоит:
а) Из длинной прямоугольной деревянной доски, разделенной на два равных прямоугольника, из которых один покрыт очень гладким тонким картоном, а другой покрыт полировальной бумагой.
б) Из дощечки, вроде предыдущей, попеременно покрытой полосками гладкого картона и полировальной бумаги.
с) Из дощечки, вроде предыдущей, где попеременно расположены полоски бумаги полировальной и наждачной.
д) Из дощечки, где расположены полоски разной гладкости, от пергамента до гладкой бумаги первой дощечки.
Затем я изготовила три набора: гладких карточек, наждачных карточек и материй.
Материи помещают в выдвижном картонном ящике, вроде наших ящиков с гнездами для вкладок.
Мы берем: два вида бархата, два атласа; шелка, от толстого до тафты фуляра; шерстяные ткани от грубой до гладкой; полотняные и бумажные ткани»
Упражнения с тремя сериями карточек
1-я серия. Мы даем ребенку карточки с наклеенными на них геометрическими фигурами, и геометрические деревянные формочки, соответствующие этим фигурам; потом перемешиваем формочки. Ребенок должен расположить карточки в ряд на своем столике (это его очень занимает), а затем наложить соответствующие формочки на карточки. Здесь роль контрольного органа играет его глаз. Ребенок должен узнать данную форму и наложить на нее деревянную фигуру так тщательно, чтобы она закрыла собою бумажную фигуру; Независимо от покрытия фигуры, ребенок еще приучается обводить контуры наклеенных фигур (эти движения ребенок всегда охотно выполняет). Ставя на надлежащее место деревянные формы, он опять обводит контуры, поправляя пальцами наложенный сверху кусочек дерева, пока он в точности не покроет находящуюся, под ним фигуру.
2-я серия. Мы даем ребенку несколько карточек с соответствующими деревянными формами. Эта вторая серия фигур очерчена синими полосками. Благодаря этим упражнениям ребенок постепенно переходит от конкретного к абстрактному. Сначала он имел дело только с предметами трех измерений, потом он перешел к плоской фигуре, т. е. к плоскости, которая сама по себе не существует, а теперь он переходит к линии. Но эта линия не представляет для него абстрактного контура плоской фигуры. Для него это — путь, который он так часто проходил своим указательным пальцем: для него эта линия — след движения; вновь обведя своим пальцем контур фигуры на карточке, ребенок получает впечатление действительного оставления следа, ибо фигура закрывается пальцем и открывается по мере того, как он движет его. Теперь глаз направляет движение. Но надо помнить, что эти движения уже подготовлялись, когда ребенок обводил контуры деревянных геометрических тел.
3-я серия. Потом мы даем ребенку карточки, на которых контуры фигуры нарисованы черной линией, и, как прежде, соответствующие деревяшки. Здесь он перешел к линии, т. е. к абстракции; но и тут она является результатом движения. Правда, это — уже не след, оставленный пальцем, а это может быть, например, след карандаша, которым ребенок ведет по линии фигуры.
Когда ребенок обведет контуры фигур и накладывает на них соответствующие геометрические, тела, он ясно усваивает особенности этих тел, и представление о них у него создалось из целого ряда конкретных зрительных и двигательных образов.
Следовательно, ребенок учится прослеживать глазами контуры нарисованной фигуры, а также учится обрисовывать эти фигуры движением руки».
Еще раз хочу сказать, что система Монтессори – это не просто набор дидактических материалов и упражнений с ним, Читайте труды автора, чтобы понять суть и принципы ее системы обучения.
«Дети – другие», «Дом ребенка», «Помоги мне это сделать самому», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе» - книги Марии Монтессори, доступны в электронном и печатном виде.
Система Глена Домана. Книги «Как сделать ребенка физически совершенным», « Как развить интеллект ребенка», «Как научить ребенка читать», «Как обучить ребенка математике», «Как дать ребенку энциклопедические знания», написанные в соавторстве так и остались недочитанными, так как все методики показались мне слишком сложными и искусственными. Но в первой понравились упражнения программы пассивного равновесия. Привожу полностью:

Горизонтальное верчение
1. Ничком. Положите ребенка животом себе на плечо и повертитесь, но только осторожно, чтобы у вас не закружилась голова и вы не потеряли равновесия. Потом повертитесь в обратном направлении.
2. Левый бок. Повторите это верчение, но на этот раз положите ребенка левым боком на свое правое плечо так, чтобы его живот находился напротив вашей шеи. Повертитесь как по, так и против часовой стрелки.
3. Правый бок. Повторите это верчение, но на этот раз положите ребенка правым боком на свое левое плечо. Повертитесь как по, так и против часовой стрелки.
ПокачиваниеПокачивания, которые вы совершали ранее, подготовили ребенка к более сложному варианту:
4. Покачивание в положении "навзничь". Возьмите лежащего навзничь ребенка за запястья, а ваш супруг пусть возьмет его за лодыжки. Поднимите его с пола и начните покачивать, словно бы он находился в колыбели. Это упражнение - одно из самых стимулирующих, поэтому его надо делать быстрее, чем если бы ребенок действительно находился в колыбели (древнее, но весьма мудрое изобретение).
Помните, когда вы сами были ребенком, ваши родители раскачивали вас взад-вперед прежде чем бросить на постель? А вспомните, как это вас веселило?
Горизонтальное вращение
При выполнении программы равновесия для новорожденных горизонтальное вращение вы проводили на матах. Это упражнение понравится вашему ребенку еще больше, когда будет выполняться в воздухе.
5. Горизонтальное вращение. Левой рукой возьмите ребенка за левое запястье, а правой - за левую лодыжку. Ребенок при этом должен лежать ничком. Поднимите его и осторожно покрутите против часовой стрелки.
Потом смените положение - возьмите его правой рукой за правое запястье, а левой рукой - за правую лодыжку и покрутите по часовой стрелке. Чем больше скорость вращения, тем горизонтальнее будет летать ваш ребенок. В обоих случаях вы можете сменить направление вращения, так, что ваш ребенок будет летать "ногами вперед".
6. Положение "навзничь". В начальном положении ребенок должен находиться лицом в противоположную сторону от вас. Правой рукой вы беретесь за его левое запястье, левой - за левую лодыжку, после чего начинаете осторожно вращать его по часовой стрелке. Если он не испугается быстрого вращения, то вскоре "всплывет" в положение "навзничь". Затем вы меняете направление вращения и он начинает летать ногами вперед. После этого вы беретесь левой рукой за его правое запястье, а правой - за его правую лодыжку и начинаете вращать, против часовой стрелки. Потом меняете направление - и ребенок летает ногами вперед.
7. Положение ничком. Повернув ребенка лицом к себе, возьмите за запястья и начните вращать на прямых руках.
Вращать можно как по, так и против часовой стрелки.
Горизонтальное подбрасывание
8. Горизонтальное бросание. Когда вы держали новорожденного и подбрасывали его вверх-вниз, это была "тренировка", готовящая к данному упражнению. Теперь он уже стал таким большим, что для этого нужны мама и папа. Итак, ребенок лежит навзничь, лицом к вам. Мать берет его за правое запястье и правую лодыжку, отец - за левые, После этого начинайте раскачивать его как на качелях.
Ускорение
9. Ускорение. Поверните ребенка лицом к себе и возьмите под мышками. А теперь начните подбрасывать его в воздух и ловить. Но будьте осторожны. Это упражнение, которым как правило занимаются отцы, очень полезно. Благодаря ему ребенок очень живо ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки.
Чтобы не уронить своего ребенка, вам следует при этом проявить особую сноровку. Исходите из интересов самого ребенка: если он пуглив, делайте все как можно медленнее и осторожнее.
Переходя к упражнению "вертикальное покачивание головой вниз", необходимо отметить то обстоятельство, что родители иногда испытывают страх от одной мысли о том, что им придется держать ребенка головой вниз. Однако это положение, столь непривычное для большинства взрослых, хорошо знакомо каждому новорожденному. При нормальном протекании беременности, в течение четырех последних недель ребенок занимает такое положение, что когда его мать встает или салится, он оказывался перевернутым вниз головой!
В течение двадцати лет матери выполняли это упражнение в нашем институте, так что ничего кроме пользы и веселья, оно принести не может. Впрочем, сейчас положение "вниз головой" снова стало предметом повального увлечения. Доктора и хиропракторы рекомендуют его при болезнях спины.
А дети так просто любят висеть вниз головой!
В предыдущей программе, рассчитанной на новорожденных, вы подбрасывали ребенка вверх-вниз. Это и было своего рода подготовкой к данному упражнению:
10. Вертикальное покачивание (вниз головой). Положите ребенка спиной на ковер. Встаньте, нагнитесь и, прочно взяв его за лодыжки, поднимите. Он должен находиться лицом к вам. Когда вы займете удобное положение, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону. Можно покачивать и взад-вперед, расставив ноги пошире. Когда вы снова опустите ребенка на пол, будьте внимательны и опускайте его именно на спину, а не на живот. Эта предосторожность необходима, чтобы избежать травмы шеи, чему должен способствовать и защитный воротник, который ребенок должен носить при всех видах упражнений.
Итак, эти десять упражнений и составляют пассивную программу равновесия, при выполнении которой необходимо соблюдать следующие условия:
Частота: Все десять упражнений по меньшей мере один раз в день.
Интенсивность: Чтобы обеспечить безопасность выполнения каждого из 10-ти упражнений, особое внимание уделяйте интенсивности. Приступайте к выполнению медленно и осторожно. Быстрота может неблагоприятно отразиться на развитии тех областей мозга, которые отвечают за равновесие.
Продолжительность: Начните с 30 секунд на каждое упражнение и придерживайтесь этой продолжительности 1-2 месяца, после чего постепенно увеличьте ее до одной минуты. Вся ежедневная программа не должна занимать у вас больше двадцати минут.
Помните о данных Бориса Клосовского -- при стимулировании у животных тех областей мозга, которые отвечают за равновесие, они увеличивались на 22-35 % . Он вращал своих подопечных очень медленно - один оборот в минуту и, тем не менее, результат был превосходным.
Функция определяет структуру. Поэтому постепенное наращивание функции (в данном случае это и есть интенсивность) постепенно разовьет необходимые вашему ребенку структуры. Полезно знать и о том, что для движения очень важны начало и конец. Например, если вы будете вращать своего ребенка десять раз, потом сделаете паузу, после чего еще десять оборотов, то такое упражнение может быть более эффективным, чем просто двадцать непрерывных оборотов. Поэтому используйте оба метода. По поводу наращивания интенсивности можно порекомендовать следующее:
Вращайте ребенка достаточно быстро, чтобы он не ударялся о вас самих.
Вращайте быстро, но при этом сами сохраняйте равновесие. Останавливайтесь, если почувствуете, что у вас кружится голова.
Двигайтесь быстрее, но соблюдайте меру. Прочно держите своего ребенка, однако не настолько крепко, чтобы он ощутил неудобство.
Вращения и ускорения делайте достаточно быстро, чтобы ваш ребенок сполна испытал ощущение полета.
Всегда останавливайтесь прежде, чем этого захочет сам ребенок.
Останавливайтесь раньше, чем устанете сами.

В теме раннего развития часто упоминают вальдорфскую педагогику, но на мой взгляд, это целая философская система, а не частная методика. Кратко писать о глобальном не вижу смысла, а для глубокого анализа я недостаточно компетентна. Читайте, изучайте, обращайтесь к специалистам.

Конечно, это далеко не полный обзор развивающих методик. Наверное, мнгоие знают программу «Музыка с мамой» Железновых, обучающие методики Зайцева, Тюленева и др. Делитесь своим опытом, находками и размышлениями.

 

 

Категория: Игры и занятия с детьми | Добавил: Надежда-Дедюхина (20.03.2018) | Автор: Надежда Дедюхина
Просмотров: 371 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Новинки каталога файлов
[07.12.2018]
Танцевальная студия "Преображение" Центра семейной культуры (31)
[22.11.2018]
Мастер-класс по приготовлению овсяного печенья (69)
[26.10.2018]
Репортаж ТНР. Дегустация домашних блюд и заготовок (103)
[01.10.2018]
В гостях в Центре семейной культуры 2018 (151)
[27.09.2018]
Лепка печенья детьми в Центре семейной культуры (120)
[14.09.2018]
Репортаж ТНР. Кулинарные занятия с детьми в Центре семейной культуры. от 13.09.18 (196)
[30.08.2018]
Вечер сказки в Центре семейной культуры 2016 год (139)
[28.08.2018]
Мастер-класс по прическам для девочек в Излучинске! (158)
Новости форума
  • Рисуем на воде (19)
  • Отзывы о работе Центра (110)
  • Надежду Дедюхину с Днём Рождения!!! (41)
  • Беседы о воспитании по проекту "Счастливые родители" (18)
  • Наши письма и ответы на них (10)
  • Букеты из сухофруктов (11)
  • Блины (17)
  • Надежду Сапронову с днем рождения! (11)
  • Районный конкурс "Как отдыхали мы семьей - 2018" (24)
  • Выставка-дегустация заготовок (11)
  • Наши друзья
    Наша кнопка
    При использовании материалов с сайта и форума согласование с администрацией и гиперссылка на сайт Семейная культура обязательны

    Семейная культура © 2018