Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить. Умение играть в шахматы не должно быть исключительно делом памяти, хотя бы потому, что запоминание вариантов вовсе не так уж важно.
Эмануил Ласкер
Современное российское образование одно из первых в мире взяло на вооружение шахматы, как учебный предмет. Например, с 2017 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа–Югра шахматное образование стало обязательным для изучения предметом.
Одним из главных факторов, которые влияют на популярность шахмат среди детей, назовем доступность. Уже многие педагоги отметили, что дети с удовольствием играют в шахматы. Главное создать для этого комфортные условия. Современная школа успешно справляется с этой задачей.
Рассмотрим те преимущества, которые пришли в систему образования вместе с игрой в шахматы.
Во-первых, как всем известно, шахматы развивают логическое, наглядно-образное и аналитическое мышление. Правила шахматной игры таковы, что ребенку необходимо все продумывать «в уме». Причем итогом этой умственной деятельности ребенка должны стать лучшие, неожиданные ходы. Эти действия помогают воспитывать креативно думающего человека, способного комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи, мыслить логически. Например, эти качества будет необходимы будущему инженеру.
Во-вторых, хочется отметить, что будущее нашего общества невозможно без образованных, всесторонне развитых людей. Уже сейчас мы понимаем, что наши дети должны владеть большим количеством навыков. Чтобы добиться такой цели, ребенок должен постоянно тренировать свой мозг. И конечно же, ему на помощь приходит игра в шахматы.
Игра в шахматы позволяет ребенку одновременно тренировать оба полушария мозга. Левое полушарие отвечает за способность к логическому мышлению, систематизации и критическому мышлению. Ни у кого не вызовет сомнения тот факт, что игра в шахматы требует активной работы левого полушария мозга.
В то же время правила шахматной игры требуют от игрока умения продумывать ходы, выбирать лучшие вначале в уме, а потом переносить их на доску, т.е. заставляют мыслить образно. А, как нам известно, именно за образное мышление и ориентацию в пространстве отвечает правое полушарие мозга.
В-третьих, с помощью игры в шахматы ребенок учится принимать самостоятельные решения.
Вот здесь мне хочется добавить еще одно хорошее качество, которому обучается ребенок во время игры в шахматы. Он учится самостоятельно принимать свое собственное решение, а это очень важно. В ребенке также вырабатывается уверенность в собственном суждении, в умении правильно оценивать ход своих мыслей. И при этом шахматы учат ребенка не только логически мыслить, но и делать выводы.
Планомерные, регулярные занятия шахматами и практическая игра способствуют все более широкому развитию этих качеств у ребенка. И, что особо нужно отметить, ребенок с каждым занятием начинает понимать, что он что-то может делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. Вот так в каждом ребенке постепенно утверждается самостоятельность, он раскрывается и зреет как личность.
Далее хочется отметить, что шахматы помогают избавиться от застенчивости. Ведь успехи на шахматном поле подсознательно проецируются на успех в жизни. Когда ребенок начинает одерживать победы, он приобретает уверенность в себе, в правильности своих поступков и мыслей. А в дальнейшем, избавившись от застенчивости, ребенок сможет уверенно отстаивать свою точку зрения и не бояться публичных выступлений.
Шахматная партия – это небольшая битва. Игрок в шахматы должен мыслить как стратег и руководитель. Мотивацией деятельности ребенка становится стремление к победе. Такой мотив, по мнению социальных психологов, есть только у лидеров. Итак, мы можем утверждать, что шахматы это игра для лидеров. Дополнительно хочется отметить, что сильный лидер не боится проигрыша, но всегда стремится к победе.
Пятый положительный момент игры в шахматы: у детей, играющих в шахматы, повышенная успеваемость. После многих лет наблюдения и ведения уроков шахмат с детьми профессор Московского Государственного Университета Наталья Талызина высказала такое мнение: “Дети и шахматы нашли друг друга. У детей, играющих в школах в шахматы, повысилась успеваемость по всем предметам, заметно прогрессирует развитие памяти. Дети становятся более целеустремленными”.
Выводы, сделанные учеными и специалистами в разные времена и в разных странах, едины и свидетельствуют, что шахматы являются одной из новых форм всестороннего воспитания детей. Ученые и педагоги многих стран мира давно пришли к выводу, что без шахмат нельзя себе представить полноценного развития умственных способностей и памяти у детей.
Все это осознали деловые люди на Западе, где шахматы в последние десятилетия активно внедряются в области детского образования и воспитания. Например, Ассоциация представителей США и Канады выработала специальную программу обучения детей шахматной игре в школах, как одного из плановых уроков учебной программы.
И в конце этого списка предлагаем поставить популярность игры в шахматы во всем мире. Мы можем не понимать язык другого человека, ничего не знать о его культуре и традициях его народа, но сможем сыграть с ним партию в шахматы.
Подводя итог всему вышесказанному, мы пришли к выводу, что шахматы в школе - это мощный инструмент для формирования у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей. Также мы можем использовать шахматы как технический инструмент при воспитании лидерских качеств у обучающихся. Ведь успешным будет тот, кто накапливает победы.
Анна Романкевич,
старший методист муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр" |