На одном из занятий в детско-родительских группах в рамках реализации проекта «Счастливые родители» мы говорили о методиках раннего развития детей. Эта тема не является новой или какой-то модной, словосочетание «раннее развитие» появилось в активном употреблении у родителей еще в прошлом веке. С такого запроса в поисковике началось мое знакомство в Интернетом, когда родился первый мой сын, теперь уже совершеннолетний. И обсуждение этой темы не прекращается уже много лет. Хотя, конечно, в обществе многое меняется. Если раньше родители, изучающие различные теории и методики развития ребенка, считали себя продвинутыми, то сейчас не посещать с малышом «развивашки» считается почти неприличным.
Можно много спорить о том, что такое раннее развитие, своевременное, опережающее или еще какое-то, необходимы или наоборот вредны специальные занятия малышу, какие методики научно обоснованы и проверены временем, а какие – лишь дань моде и способ манипулирования кошельком родителей. Наверное, все точки над и будет расставлены не скоро, и родители будут продолжать ставить эксперименты на своих детях, или, мягче говоря, нарабатывать свой собственный опыт. Не могу быть экспертом в этом вопросе, но хочу высказать свое субъективное мнение и рассказать про опыт практического применения некоторых элементов развивающих методик.
Про авторов и историю возникновения каждой методики и системы вы можете найти исчерпывающую информацию в Интернете, обучиться практическому владению методами – тоже не проблема, курсов предостаточно. Главное, понять, зачем вам это нужно. Что движет вами в стремлении «развивать» своего ребенка, ведь многие поколения родителей об этом даже не задумывались, дети развивались, взрослели, учились ходить, говорить, манипулировать предметами, постигали другие сложные премудрости. Жизнь шла своим чередом, и без всяких репетиторов и инструкторов дети приходили в школу и начинали настоящую учебу. Какое-то время назад все заговорили об обязательной подготовке к школе, а теперь говорят о подготовке к детскому саду. К рождению, мы тоже, кстати, готовимся. И это совсем не плохо. Каждый настоящий день – это движение к завтрашним процессам, наверное, это можно назвать и подготовкой. Сегодня мы младенцу поем, рассказываем что-то, а через время он начинает нам «отвечать», вступает в «диалог», сначала мы водим его за ручку, а дальше он уже шагает сам. Мы помогаем, задаем направление, создаем условия – и ребенок развивается, взрослеет, растет. Такие авторы известных родителям книг и теорий, как Борис Никитин, Масару Ибука, Мария Монтессори говорили о том, что ребенку важно создать развивающую среду, особенно в первые годы жизни, чтобы свои возможности он использовал по максимуму. «После трех уже поздно» - так называется книга Масару Ибуки, и эта фраза всем известна. Борис Павлович Никитин в своей гипотезе возникновения и развития творческих способностей говорил о необратимом угасании возможностей эффективного развития способностей, то есть о том, что без стимуляции различных способностей в раннем детстве, они не развиваются в достаточной степени. Я думаю, что доводы авторов следует читать без сокращения, но хочется отметить, что никто из них не ставил целью воспитание гениев. «Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышлёным и добрым» (Масару Ибука).
Поэтому раннее развитие – это не удовлетворение амбиций родителей, а чуткое внимание к ребенку, его потребностям, способностям, интересам, особенностям и т.д. И конечно же, учет возрастных этапов развития. Несомненно, каждый ребенок индивидуален, но существуют объективные закономерности, пренебрежение которыми чревато совершенно не радостными результатами. Хорошей иллюстрацией может служить образ дерева – получить зрелые плоды можно после того, как саженец посадили и взрастили, но никак не наоборот. Сначала цветочки, а потом ягодки. Сначала игра, а потом учеба – именно о такой последовательности в смене ведущей деятельности говорят психологи. Поэтому, выбирая занятия для ребенка, руководствуйтесь прежде всего здравым смыслом и естественным ходом событий, опирайтесь на науку и многовековой опыт народной педагогики, в которой все природосообразно и целостно. Не буду останавливаться на плюсах и минусах отдельных методик, еще раз повторюсь, что я не эксперт. Хочу лишь сказать, что в каждой из них можно найти что-то полезное для себя и своего ребенка. Изучайте, пробуйте, применяйте, но не забывайте наблюдать за реакцией ребенка, никакая великая цель не стоит разрушенных отношений. Получайте удовольствие от процесса, а находки специалистов вам в помощь.