Семейная культура

Меню сайта
Категории раздела
Вопросы семейные [4]
Ждём малыша [12]
Всё для будущих родителей.
Компетентное мнение [41]
Информация для родителей от врачей, педагогов, психологов и др. специалистов
Игры и занятия с детьми [27]
Игры используемые на наших занятиях
Сценарии к праздникам [15]
Новые публикации
[22.12.2023]
Почему важно обойтись без насилия (189)
[12.12.2023]
Воспитание без насилия (191)
[03.07.2022]
Игры нашего детства нашим детям! (812)
[28.03.2019]
Стишки и потешки для сопровождения массажа и гимнатики младенцам (3221)
[22.04.2018]
Принципы общения: один взрослый; одна ситуация; одно время - один язык (5974)
[22.04.2018]
Игровые упражнения для развития речевого слуха (3830)
[20.04.2018]
Роль шахматного образования в современной школе (5227)
[20.03.2018]
Методики раннего развития (3641)
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
Надежда-Дедюхина
Вход на сайт

Главная » Публикации » Публикации » Компетентное мнение

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Связная контекстная монологическая речь – наиболее сложная форма речевой деятельности, т.к. в генезисе своего развития опирается на становление как интеллектуальных возможностей, так и на развитие речевых форм общения. По данным психологии, в основе формирования связного общения лежит возникновение регулирующей, планирующей функции речи.

В норме связная контекстная речь начинает развиваться в дошкольном возрасте, при этом можно проследить диалектику данной формы общения от описательной к повествовательной, а затем к рассуждению. Основной же период овладения связным высказыванием – период школьного обучения. Наблюдения над речевым поведением детей с общим недоразвитием речи (нарушение формирования всех компонентов речевой системы - звуковой, лексико-грамматической) показали, что контекстная речь наиболее сложная форма общения для данной группы детей. В условиях данной формы общения у ребенка должно появиться новое отношение к слушателю, необходимость учитывать слушателя, ориентироваться на него, строить свое сообщение так, чтобы оно было понятно другому человеку без учета и без опоры на совместно воспринимаемую ситуацию. Связная форма речи, как речь инициативная, зависит, прежде всего, от состояния мотивационной сферы. При этом, в условиях контекстной речи, содержание сообщения зависит не столько от внешних, сколько от внутренних условий, от внутреннего мотива. Так В.К. Воробьева указывает на необходимость двух внешних и двух внутренних условий для осуществления деятельности общения и во многом определяющих ее характер. К внешним условиям автор относит общую ситуацию, в которой осуществляется деятельность общения ребенка со взрослым, и те воздействия взрослого, которые адресованы им ребенку в данный момент. Чем меньше ребенок, тем более его общение зависит от внешних условий. К внутренним условиям относится потребность ребенка в общении со взрослым и прошлый социальный опыт ребенка, определяющий его отношение к собеседнику или к слушателю. Чем старше ребенок, тем большее значение приобретают внутренние условия, определяющие содержание задачи общения, в то время как внешние - диктуют лишь тактику поведения. Помимо сформированности мотивов для порождения самостоятельного высказывания необходимо умение планировать свое устное сообщение. Из психолингвистики известно, что планирование (программирование) осуществляется во внутренней речи. При этом для составления программы используется не весь речевой запас, а только предикаты (глаголы), как наиболее семантически значимые единицы речи. Выделенная «про себя» система предикатов должна быть переведена в речь внешнюю. На этом этапе порождения происходит перевод глубинных семантико-синтаксических структур в поверхностные структуры, что требует от ребенка умения владеть операцией грамматического структурирования и лексического отбора. Трудность заключается в том, что дети должны уметь перевести внутренний план сообщения в конкретные предложения родного языка, связать эти предложения не только по смысловым законам, но и по законам грамматической сочетаемости отдельных слов в единое семантическое целое. И на последнем этапе порождения производится непосредственное звуковое и послоговое развертывание текста, т.е. его реализация.

Общий ход этого формирования включает несколько этапов, кратко остановимся на каждом из них.

1 этап – Формирование внутренней установки, внутренних мотивов.

Взрослый на этом этапе развивает у ребенка побуждение к монологической речи. Побуждение к такой форме общения развивается посредством выработки особых видов мотивов – познавательного и личностного.

Такого рода мотивы подготавливаются системой развития диалогической речи и включают в себя желание сообщить какие-либо новости, поделиться впечатлениями, познавательные вопросы, восприятие читаемого, интерес к сверстникам, к другим людям, оценка товарищей, оценка самого себя.

2 этап – Формирование внутренней смысловой программы текста.

Основная цель на этом этапе – научить детей строить программу текста на основе учебных схем (на материализованной основе – «заместители»), затем про себя (в уме).

3 этап – Формирование внешней структуры текста.

Формируются речевые средства выражения текста: выбор слов, предложений и средства связи предложений в тексте.

Подробнее остановимся на развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи (III уровень). Третий уровень речевого развития характеризуется следующими недостатками:

1. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги.

2. Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка – ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении.

3. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные).

4. У большинства детей на этой стадии еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова.

5. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами.

Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи должна быть направлена и работа по развитию лексических и грамматических средств языка.

При проведении занятий по обучению рассказыванию стоят следующие задачи:

- усвоение норм построения связного высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями – фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения);

- формирование навыков планирования развернутых высказываний: обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;

- обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Общими особенностями построения занятий по развитию монологической речи для детей с ОНР являются:

- проведение специальной подготовительной работы (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядного сюжета);

- специальный языковой разбор текстового материала;

- включение в занятия лексических и грамматических упражнений, игровых приемов, активизирующих внимание, зрительное и вербальное восприятие;

- использование вспомогательных методических приемов, облегчающих детям овладение навыками связных высказываний.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).

По форме рассказы могут быть описательными и повествовательными.

В лингвистической и методической литературе описание рассматривается как особый функционально-смысловой тип речи. Коммуникативной задачей высказывания - описания является создание словесного образа объекта, при этом признаки объекта раскрываются в определенной последовательности. Описанию (как виду монологической речи) присущи основные характеристики связного развернутого высказывания:

- тематическое и структурное единство;

- адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;

- произвольность, плановость изложения;

- логическая завершенность;

- грамматическая связность.

У детей с ОНР отмечаются значительные трудности при описании. Для высказываний детей характерны: перечисление признаков предмета в любой последовательности, нарушение связности, незавершенность микротем, возвращение к ранее сказанному. В ряде случаев описание сводится к беспорядочному перечислению отдельных деталей предмета. Отчетливо выражены лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

На занятиях по обучению описанию ставятся следующие задачи:

- формирование умений выделять существенные признаки и основные части предметов, использовать для их определения адекватные фразы – высказывания;

- формирование обобщенных представлений о построении описания предмета;

- овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания;

- практическое усвоение навыков описания предметов путем тренировочных упражнений.

Как показывают наблюдения, интересная речевая ситуация, четкая мотивация деятельности повышают интерес, способствуют устойчивому вниманию на протяжении всего занятия. Этому помогают игровые приемы, оригинальный наглядный материал, например:

- узнавание предмета по его описанию;

- соотношение объемной модели предмета с его графическим изображением;

- общение с игровым персонажем.

Наглядный материал усложняется таким образом:

- описание игрушек;

- описание натуральных предметов;

- описание собственного рисунка;

- описание по памяти.

Работа по формированию у детей лексико-грамматической стороны речи проводится в связи с обучением описательной речи в следующем направлении:

- систематические упражнения в правильном употреблении словоформ;

- упражнения в правильном построении фраз;

- активизация и обогащение словарного запаса.

Постепенно у детей складывается обобщенная языковая модель описания:

- определение предмета;

- отличительные признаки;

- предназначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе.

Например: Это яблоко. Оно красное, круглое, твердое, гладкое. Его едят сырым - оно сладкое, сочное. Из яблок варят варенье, готовят сок, пекут пироги с яблоками. Яблоко растет в саду. Яблоко – это фрукт.

Значительное место в системе развития связной монологической речи отводится формированию навыков пересказа художественных произведений.

Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. При выборе произведения для пересказа предпочтение отдается текстам с такими композиционно-сюжетными особенностями, как наличие однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, ясной логической последовательности событий, текстам с четким делением на фрагменты. При подборе произведений учитываются содержание и объем текста, доступность логического и грамматического языкового материала, а также необходимость соблюдения принципа тематической взаимосвязи с обучением другим видам связных развернутых высказываний.

В структуру занятий входит:

- организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений;

- чтение и разбор текста;

- упражнения на закрепление языкового материала;

- пересказ текста детьми.

Цель подготовительных упражнений – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию текста (например: отгадывание загадок о персонажах будущего рассказа, активизация лексического материала – с демонстрацией соответствующей наглядности и т.д.). После смыслового разбора текста проводится специальный лексический разбор текста, при котором внимание детей сосредотачивается на языковом материале произведения. Сюда входит выделение из текста и воспроизведение в ответах детей слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов, а также языкового материала, содержащего обозначение последовательных действий персонажей, функций предметов. Наблюдения показали, что воспроизведение детьми слов и словосочетаний, обозначающих действия, значительно облегчает им последующее составление пересказа (предикативность). В ходе лексического разбора акцентировалось внимание на словах и выражениях, содержащих образную характеристику действия (например «помчался быстрее ветра»).

При обучении пересказу учитываются основные требования, предъявляемые к данному виду развернутого высказывания:

- адекватность прочитанному тексту;

- достаточная полнота передачи содержания;

- связность и последовательность изложения;

- грамматически правильное языковое оформление;

- интонационная выразительность речи.

В процессе обучения пересказу используются различные методические приемы:

- пересказ по опорным вопросам, по иллюстрациям, последовательно отражающим содержание произведения;

- по отдельным иллюстрациям с изображением персонажей и существенных деталей;

- отбор из ряда персонажей сюжетных картинок тех, которые иллюстрируют прочитанный педагогом рассказ, расположение их в последовательности протекания событий;

- нахождение несоответствия между текстом и иллюстраций к нему;

- составление фрагмента пересказа с опорой на свой рисунок;

- моделирование сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы;

- составление пересказа по предваряющему словесному плану;

- инсценированный пересказ.

Следующая форма рассказа – повествовательная. В свою очередь сюжетные рассказы делятся на три категории рассказов:

- рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);

- рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);

- рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).

У детей с недоразвитием речи возможности к построению повествовательного рассказа снижены. Дети не всегда устанавливают пространственные и причинно-следственные связи, испытывают трудности в создании смысловой концепции ситуации. Самостоятельно составленные ими рассказы отличаются небольшим объемом, неразвернутостью изложения, структурным несовершенством. Для их высказываний характерна крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых аграмматизмов. Учитывая слабость словесных связей у детей, особое внимание уделяется актуализации словаря, отбору из всего ранее пройденного именно той лексики, которая более всего соответствует избранной тематике. Важно не простое воспроизведение ранее отработанных конструкций, а ориентировка на выражение главной мысли и установление межфразовых связей. Постепенно на элементарном интуитивном уровне дети усваивают структурно-семантические закономерности связного высказывания.

Особенности работы по формированию связной монологической речи на занятиях по составлению рассказа по картинам обуславливается спецификой этого вида обучения рассказыванию. С одной стороны, наглядные образы картины облегчают ребенку задачу построения отдельных фраз-высказываний, с другой - при составлении связного рассказа по картине отсутствует опора на готовый (авторский) языковой материал и определяемую сюжетом последовательность событий. Поэтому при обучении самостоятельному рассказу по картине стоит задача - формирование у детей навыков планирования рассказа со стороны его содержания, соблюдения последовательности и логики повествования, отбора языковых средств, адекватной передачи пространственно-временных отношений.

Занятия по обучению рассказыванию по картине, направленные на формирование связной речи детей, проводятся в следующей последовательности:

1. Составление рассказов по сюжетным, многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, знакомого детям сюжета.

Многофигурные многоплановые картины дают возможность составления коротких законченных рассказов первоначально по отдельным фрагментам. Это облегчает детям задачу последующего составления связного рассказа по картине в целом. Изображенные на картинах ситуации близки жизненному опыту детей, что способствует их лучшему восприятию и осмыслению.

2. Составление рассказов-описаний по сюжетным картинам, где на первый план выступает изображение места действия, обстановки, предметов, событий, определяющих тематику картины.

При работе с этим видом картин задачи усложняются. Для составления рассказа детям необходимо установить связь между предметами изображенной обстановки и персонажами картины, понять действия персонажей, воссоздать на основе наглядного содержания сюжетную ситуацию.

3. Рассказывание по сериям сюжетных картин с последовательным использованием:

- серии картин, достаточно подробно изображающих развитие сюжета;

- серии картин, изображающих отдельные «ключевые» моменты, действия;

- серии картин с пропуском какого-либо звена.

4. Составление рассказа по отдельной сюжетной картине с домысливанием и воспроизведением событий.

5. Описание пейзажной картины.

Несмотря на особенности каждого вида занятий, определяемые спецификой наглядного материала, все они включают ряд общих элементов. Проводится подготовка детей к восприятию содержания картины:

- предварительная беседа;

- чтение и пересказ литературных произведений по соответствующей теме;

- оживление подобного опыта;

- разбор содержания картины;

- отработка лексико-грамматического содержания картины.

Обучение рассказыванию по восприятию проводится по следующим основным направлениям:

1. Работа по формированию грамматически правильной речи (овладение детьми определенными грамматическими закономерностями языка, нормами употребления ряда словоформ).

2. Развитие фразовой речи детей. При этом предусматривается практическое усвоение навыков построения и использования в речи различных типов синтаксических конструкций. Работа с картиной предоставляет для этого большие возможности.

3. Обогащение словаря, прежде всего, за счет глагольной лексики, слов-определений, некоторых устойчивых словосочетаний.

При обучении детей составлению рассказа используются следующие основные методические приемы:

- образец рассказа, разновидность этого приема - частичный образец;

- план рассказа;

- повторение;

- вопрос (наводящий, прямой, подсказывающий);

- составление рассказа по фрагментам картины;

- подсказ вариантов (сюжета, действия);

- исправление.

Для активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания используются следующие игровые приемы:

- расположить картинки в логической последовательности;

- найти место «пропавшей» картинки в ряду других;

- найти «ошибку» и восстановить деформированный порядок серии картинок;

- расположить картинки-серии соответственно опорным словам или словосочетаниям, предложенным взрослым;

- найти «лишнюю» картинку среди заданных, расположить картинки в соответствии с логикой событий;

- найти «пропавшую» картинку, определить ее место в ряду заданных;

- «распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов картинок (вначале предлагаются эпизоды диаметрально противоположные);

- подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения (субъекты и объекты ситуации);

- подобрать к каждой картинке предметные изображения и расположить их в последовательности изложения;

- ребенок выбирает сюжетную картину, по которой он составит рассказ;

- озвучивание сюжетной картинки;

- инсценировка рассказа по серии сюжетных картин.

Рассказывание по памяти более сложно для ребенка, чем рассказывание по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой процесс отражения действительности, но память отражает то, что было воспринято и пережито ранее.

Рассказывание по памяти тренирует этот психический процесс, упражняет произвольную память, в частности процесс воспроизведения, припоминания. Психологами установлено, что самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому лучше предлагать детям темы, оставившие яркий след не только в их сознании, но и в чувствах. Это могут быть темы: «Елка в детском саду», «Наша белочка», «Наши игры с куклами», «На осенней прогулке», «Праздник урожая», «Наши зимние забавы», «Цветы на нашей клумбе». Обычно рассказывание проводят не сразу после события. Впечатления детей сначала закрепляются в разговорах об увиденном и пережитом в играх, рисунках. Для успешного проведения занятий значение имеет эмоциональный настрой детей, который обеспечивается умелым, в образной форме, напоминанием детям воспринятого ими ранее. С этой целью взрослый может задать детям вопросы, предложить небольшой рассказ, а также наглядный материал: фотографии, картинки, игрушку-самоделку. Обычную тему целесообразно разделить на мелкие подтемы и составить рассказ по частям. Необходимо приучить детей следить за составлением рассказа - не повторять сказанного и не забегать вперед. Широко распространенным методическим приемом является речевой образец. Он должен помочь детям отобрать факты из жизненного опыта, использовать образные выражения, дать эмоциональный настрой. Взрослый должен вести повествование неторопливо, интонационно выразительно, логическими ударениями и паузами акцентируя части рассказа, отдельные предложения, слова.

Другая категория детских рассказов по памяти – из индивидуального (личного опыта) ребенка. Ребенку нужно самостоятельно отобрать из своих впечатлений те, которые соответствуют заданию взрослого. А рассказывать он должен наиболее понятно, обстоятельно, поскольку описываемый предмет или событие обычно слушателям не известны. Иногда ребенок, излагая событие, участником которого он был, переходит к рассказу о воображаемых действиях и говорит о них так, как будто они состоялись на самом деле. Рассказывание приобретает характер своеобразного фантазирования. При руководстве рассказыванием взрослому надо учить детей отличать рассказ-быль от рассказа-вымысла, побуждать ребенка придерживаться реалистического характера повествования, если этого требует тема. Вместе с тем надо удовлетворять желание ребенка помечтать. В 6 лет становится возможным использовать на занятиях темы, отражающие замыслы детей, их желания, мечты. Рассказы, обращенные к будущему, вызывают у детей живой интерес. Однако нельзя не учитывать, что говорить связно о предстоящих действиях и поступках ребенок может лишь при условии накопления у него достаточного запаса реалистических знаний. Важным моментом в методике проведения такого занятия является очень конкретное и доступное пониманию детей формулирование заданий, указаний, вопросов, подводящих к обдумыванию замыслов и передаче их в рассказе.

Рассказывание по воображению качественно отличны от предыдущих, так как строятся на иной, психологической основе – детском воображении. Если функция памяти – сохранение полученного опыта, то функция воображения – его преобразование. Придумывая рассказ о жизни вымышленного героя, ребенок должен произвести умственный анализ сходных случаев из своего опыта, пережитых лично или услышанных от других, а затем творчески синтезировать новое явление: новый сюжет, облик героя, обстоятельства его жизни. Чаще всего дети придумывают реалистические рассказы, создают образы существующих в природе предметов или явлений, хотя в их личной жизненной практике они не встречались. Дети придумывают и сказки. Как правило, они также являются комбинированием сюжетных линий известных им сказок, характерных черт героев. В этих рассказах – сказках дети создают фантастические образы.

При обучении творческим рассказам важным является формирование правильного понимания детьми задания «придумайте». Для этого рекомендуется сопоставление детских рассказов из опыта и придуманных (на одну и ту же тему), замена в рассказе фактического характера (из личного опыта детей) какой-либо одной детали, одного эпизода, придуманными дополнительно - выдумай, «сочини». Наиболее легкий прием – предложение нескольких вариантов развития сюжета (предшествует рассказам детей). Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые подсказал взрослый, а затем придумывают свои. Завершение детьми рассказа, начатого взрослым, также хороший прием для развития воображения.

Последовательность обучения детей придумыванию рассказов:

- вербализация небольшой пантомимы;

- придумывание рассказа об игрушке;

- придумывание истории по наглядной модели;

- составление рассказа по картине с домысливанием событий;

- инсценировка сказок с творческими изменениями;

- придумывание рассказа или сказки на предложенный сюжет;

- придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

Уделяя большое внимание психологическому изучению творческой деятельности детей, Л.С.Выготский определил процесс творческого воображения как сложную умственную деятельность, которая начинается с расчленения анализа впечатлений, выделения отдельных его элементов, затем характеризуется изменением выделенных элементов, их преувеличением или преуменьшением, после этого объединением таких измененных элементов и, наконец, комбинацией отдельных образов, приведением их в определенную систему. Развитие аналитико-синтетической деятельности мозга у детей с ОНР снижено, поэтому при обучении творческому рассказыванию эти дети испытывают большие трудности.

  • над совершенствованием разных форм монологической речи приводит к развитию у детей умения формулировать правила, выводы, доказательства, обобщения. Рассуждению учат на конкретном визуальном материале, лишь позднее выходят на более отвлеченные темы.

Завершая работу с ребенком, взрослый формирует у ребенка следующие речевые умения и навыки:

- умение понимать предметно-содержательную сторону высказывания;

- умение составлять четкую внутреннюю программу высказывания;

- умение отбирать для высказывания слова в соответствии с общепринятыми значениями;

- умение строить грамматически правильные высказывания, соответствующие закономерностям языка;

- применять разные виды высказываний, соответствующие коммуникативному намерению (мотиву), условиям и целям сообщения.


Литература

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.,1984.
  2. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6 – 7 лет с ЗПР при опоре на сложную картинку // Дефектология, 1984. - №1.
  3. Воробьева В.К. О принципах обеспечения мотива цели в процессе обучения связной речи учащихся с моторной алалией // Дефектология, 1988. - №3.
  4. Гриншпун Б.М. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология,1985. - №6.
  5. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Дефектология, 1986. - № 6.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
  7. Зрожебская А.К. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание, 1986. - №5.
  8. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.,1982.
  9. Новотворцева Н.В. Развитие детей. – Ярославль, 1997.
  10. Основы теории и практики логопедии // Под редакцией Левиной Р.Е. – М.: Просвещение, 1967.
  11. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
  12. Ткаченко Т.К. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дефектология, 1993. - №3.
  13. Усанова О.Н. К вопросу о психолого-педагогическом исследовании детей с речевыми расстройствами// Дефектология, 1988. - №4.
  14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Дефектология, 1985. - №4.

 

Категория: Компетентное мнение | Добавил: grot611 (13.09.2017)
Просмотров: 2199 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Приглашаем!
Новинки каталога файлов
[27.01.2024]
Мастер - класс "Семейный портрет" (208)
[29.12.2023]
Проект В кругу семьи в Центре семейной культуры (171)
[29.12.2023]
Имбирное печенье в Центре семейной культуры (174)
[29.12.2023]
Ролики о безопасности (215)
[10.11.2023]
Зимние заготовки в семейном кругу (224)
[04.06.2023]
Чемпионат по ползанию «Ползунки 2023» видео (550)
[31.03.2023]
ТНР о Центре семейной культуры, репортаж от 30.03.23 (436)
[11.11.2022]
Игры, совместные дела, вкусные посиделки в Излучинске (523)
Новости форума
  • Татьяна, с ДНЁМ РОЖДЕНИЯ! (27)
  • Надежду Дедюхину с Днём Рождения!!! (58)
  • Босикову Ульяну Юрьевну с Днем рождения! (2)
  • Юлию Рыбак с Днём рождения! (13)
  • Дистанционные школы (2)
  • Гибрид Хонда Шатл в ХМАО, Нижневартовский район (45)
  • Гемофилия. Нижневартовский район ХМАО (4)
  • Татьяну Гутникову с Днем рождения! (2)
  • Социальные услуги
    При использовании материалов с сайта и форума согласование с администрацией и гиперссылка на сайт Семейная культура обязательны

    Семейная культура © 2024