Семейная культура

Меню сайта
Категории раздела
Вопросы семейные [3]
Ждём малыша [12]
Всё для будущих родителей.
Компетентное мнение [36]
Информация для родителей от врачей, педагогов, психологов и др. специалистов
Игры и занятия с детьми [24]
Игры используемые на наших занятиях
Сценарии к праздникам [15]
Новые публикации
[30.11.2017]
Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста (приложение 1 к статье о нарушениях письма) (22)
[30.11.2017]
Нарушение письма (22)
[27.11.2017]
Пространственные представления у ребенка (69)
[09.10.2017]
День с потешками 2 (115)
[09.10.2017]
День с потешками 1 (114)
[09.10.2017]
Развивающие занятия с малышом от 9 до 12 месяцев (110)
[09.10.2017]
Развивающие занятия с малышом от 6 до 9 месяцев (101)
[09.10.2017]
Развивающие занятия с малышом от 3 до 6 месяцев (114)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главная » Публикации » Публикации » Компетентное мнение

Нарушение письма

Профилактика нарушений письма

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Причины нарушений чтения и письма являются сходными. У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. А. Р. Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма» определяет следующие операции письма. Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать, сохранить на определенное время информацию, передать ее другому лицу, побудить кого-то к действию и т. д. Человек мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей. Начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения. В процессе письма пишущий должен сохранить нужный порядок написания фразы, сориентироваться на том, что он уже написал и что ему предстоит написать. Каждое предложение, которое предстоит записать, разбивается на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова. Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее.

Выделяются следующие виды дисграфий:

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок пишет так, как произносит. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем). Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч — т, ч — щ, ц — т, ц — с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «лижа»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, о — у (тума — «точа»), е — и (лес — «лис»). В процессе письма для правильного различения и выборе фонемы необходима четкая слуховая дифференциация звуков.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант — «дикат», школа— «кола»); пропуски гласных (собака — «сбака», дома — «дма»); перестановки букв (тропа — «прота», окно — «коно»); добавление букв (таскали — «тасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната — «кота», стакан — «ката»). Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь — «идедошь», в доме — «вдоме»); раздельное написание слова (белая береза растет у окна — «белабе заратет ока»); раздельное написание приставки и корня слова (наступила — «на ступила»).

4. Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса — лексико-грамматического недоразвития. В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями. На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфемной структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула — «нахлестнула», козлята — «козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»); изменении падежа местоимений (около него — «около ним»); числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

5. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса (узнавание), анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве.

Профилактика нарушений письма у детей предусматривает всестороннее развитие устной речи: просодической организации звукового потока (мелодико-интонационная, темпо-ритмическая сторона речи), звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. По материалам исследования филолога А.Н. Гвоздева, ребенок к 4,5 - 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли; легко строить сложные развернутые предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; правильно произносить все звуки; легко воспроизводить многосложные слова; словарный запас должен составлять от 4 до 5 тысяч слов.

Профилактика нарушений письма у детей седьмого года жизни включает:

Коррекция нарушений звукопроизношения. Уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

Дифференциация звуков - сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

Развитие языкового анализа и синтеза.

Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении.

1. Составить предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

2. Составить предложение с определенным количеством слов.

3. Увеличить количество слов в предложении.

4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.

5. Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).

6. Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приемов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане. При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предлагается, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавления гласных. Примеры заданий на слоговой синтез: назвать слитно слово, произнесенное по слогам, длительность пауз постепенно увеличивается (ку-ры, ба-боч-ка, ве-ло-си-пед); составить слово из слогов, данных в беспорядке; назвать слитно предложение, произнесенное по слогам (Ско-ро-на-сту-пит-вес-на).[1]

Воспроизведение ритма

1. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные изолированные удары.

2. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленные серии простых ударов.

3. Отстучать, подражая и исключив зрительное восприятие, серии акцентированных ударов.

4. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).

5. Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные).

К элементарной форме фонематического анализа относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения. Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова рекомендуют речевой материал для фонематического анализа в следующей последовательности: односложные слова типа ус, дом, рак; двухсложные слова из открытых слогов (луна, роза); двухсложные слова из открытых и закрытых слогов (топор, сахар); двухсложные слова со стечением согласных (кошка, ослик, карман); односложные слова со стечением согласных в начале (стол, крот, шкаф); односложные слова со стечением согласных в конце (волк, тигр, полк); двухсложные слова со стечением согласных в начале (трава, крыша); двухсложные слова со стечением согласных в начале и середине (клумба, крыша). Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Детей учат переходить от естественного слогового деления слова к искусственному позвуковому его расчленению с помощью интонационного выделения звуков в слове.

Формирование у ребенка морфологических и синтаксических обобщений на практическом уровне. Составление предложений по картинам. Распространение предложений, например: Бабушка дает ленту внучке. — Бабушка дает внучке красную ленту. Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графической схемы: подбор предложений по данной графической схеме; самостоятельное составление предложений по данной графической схеме. Усвоение практическим путем правил употребления различных грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей (приложение 1).[2]

Предупреждение оптической дисграфии

Работа проводится в следующих направлениях:

1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).

2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти.

3. Формирование пространственных представлений.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

Проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Взрослый выставляет фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг), различные по цвету и величине, и предлагает детям подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету. Можно предложить задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг — арбуз, овал — дыня, треугольник — крыша дома, полукруг — месяц), а также цвета фигур и реальных предметов. С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга.

Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:

1. Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5—6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало. Дети запоминают 4—6 картинок, затем отбирают их среди других 8—10 картинок.

3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем выбрать их среди других.

4. Игра «Что изменилось?». Взрослый раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем незаметно меняется их расположение.

5. Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.

В процессе работы по формированию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе. Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве. Первоначально закрепляется речевое обозначение правой руки, а затем — левой. Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определенной последовательности. Первоначально положение предметов (справа или слева) ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т. е. ближе к правой или левой руке. При этом различение направлений сопровождается длительными реакциями рук и глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются речевые обозначения, эти движения затормаживаются. Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:

Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа, слева от себя». Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа, это значит ближе к правой руке, а слева — ближе к левой руке.

Определение пространственных соотношений между 2—3 предметами или изображениями. Предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?». В дальнейшем выполняются задания по инструкции: положить карандаш справа от альбома, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева, где находится карандаш по отношению к альбому - справа или слева.

Затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа — ручку» и т. д.

Важным является уточнение пространственного расположения фигур. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним:

1. Нарисовать фигуру справа или слева от вертикальной линии.

2. Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.

3. Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже — крестик, справа от точки — кружок.

4. Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений.

На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями.

Например:

1. Найти фигуру в ряду сходных.

2. Срисовать фигуру по образцу.

3. Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти).

4. Сконструировать фигуры из предъявленных элементов.

5.Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.

6. Показать фигуру среди правильно и зеркально изображенных.

7. Дополнить недостающий элемент фигуры по представлению.

8. Определить различие сходных фигур, состоящих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве.

Для лучшего усвоения букв их соотносят с какими-либо сходными предметами изображениями: О с обручем, 3 со змеей, Ж с жуком, П с перекладиной, У с ушами и т. д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание, лепят из пластилина.

Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения. Уточняется и закрепляется понимание, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции взрослого. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.

- На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой.

- На столе стоит коробка с крышкой. Взрослый раскладывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д.) и просит ребенка взять кружочки по инструкции: Возь­ми кружок с коробки, возьми кружок из коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, который лежит в коробке, достань кружок, который лежит под коробкой, достань кружок из-за коробки и т. д.

- Взрослый на глазах у детей раскладывает кружочки в две коробки, произнося начало фразы, а дети договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок... (в коробку, за коробку, на коробку, под коробку, между коробками, перед коробкой). Я беру кружок... (из коробки, из-под коробки, из-за коробки, с короб­ки и т. д.). [1]

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  2. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие /Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Изд-во «Союз», 2005.
  3. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. - М.,1950.

 

 

Категория: Компетентное мнение | Добавил: grot611 (30.11.2017) | Автор: Гончарова Ольга Александровна
Просмотров: 23 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Новинки каталога файлов
[20.11.2017]
Сюжет телекомпании ТНР от 23.10.17 о проекте "Поговори со мною, мама" (53)
[27.08.2017]
Родительская педагогика (сборник) (160)
[30.04.2017]
Награждение команды "Сибирь" на финале окружных игр по футзалу 2017 (434)
[28.04.2017]
Команда "Сибирь" на финале России-2017 по футзалу (419)
[13.04.2017]
Новогодний утренник 2017 в Центре семейной культуры (346)
[12.04.2017]
Веселый День рождение в центре (336)
[11.04.2017]
Региональный фестиваль "Благовест" 2017 (554)
[02.04.2017]
Театральный бомонд 2017. Излучинск (523)
Новости форума
  • Надежду Дедюхину с Днём Рождения!!! (30)
  • Бывает и такое! (14)
  • Полезная литература о родах и подготовке к ним (1)
  • Домашние роды: права и свободы граждан (2)
  • Роды не в роддоме??? Почему бы нет!!! (83)
  • Зачем принимать противозачаточные? (2)
  • Летний отдых (87)
  • Первый раз в первый класс... (12)
  • Бутерброды из лаваша. (6)
  • Отказ от профилактической прививки (3)
  • Наши друзья
    Наша кнопка
    При использовании материалов с сайта и форума согласование с администрацией и гиперссылка на сайт Семейная культура обязательны

    Семейная культура © 2017