Семейная культура

Меню сайта
Новые публикации
[22.12.2023]
Почему важно обойтись без насилия (188)
[12.12.2023]
Воспитание без насилия (190)
[03.07.2022]
Игры нашего детства нашим детям! (811)
[28.03.2019]
Стишки и потешки для сопровождения массажа и гимнатики младенцам (3219)
[22.04.2018]
Принципы общения: один взрослый; одна ситуация; одно время - один язык (5970)
[22.04.2018]
Игровые упражнения для развития речевого слуха (3828)
[20.04.2018]
Роль шахматного образования в современной школе (5224)
[20.03.2018]
Методики раннего развития (3640)
Статистика
Вход на сайт

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Надежда-Дедюхина  
Форум » Психология » Детская психология » Возрастые показатели нервно-психического развития детей (Как происходит развитие ребенка до 3 лет)
Возрастые показатели нервно-психического развития детей
Надежда-ДедюхинаДата: Пятница, 16.02.2018, 10:55 | Сообщение # 1
Центр семейной культуры
Группа: Администраторы
Сообщений: 392
Награды: 19
Статус: Offline
В данной теме мы предлагаем ориентировочные показатели развития детей раннего возраста из специальной литературы для психологов, педагогов, логопедов. Родителям материал может служить не для диагностики, а для ориентира в своих занятиях с ребенком

Нормы психофизического развития ребенка в раннем возрасте
Определение моторного развития ребенка
12мес. Ходит самостоятельно. Первые шаги бегом. Удерживает принятую позу стоя, сидя на корточках, на четвереньках, на коленях.
1г. 1 мес. Развитие ходьбы: ходит ровно или с пробежками, поворачивается на отклик, при этом или падает, или нет при повороте. Может довольно уверенно пройти по неширокой доске.
 1г. 2 мес. Перешагивает через небольшие препятствия.
1г. 3 мес. Свободно поднимается на горку с небольшим наклоном. Снимает с ноги обувь.
1г. 4мес. Может расшнуровывать ботинок.
1г. 5 мес.1 г.7 мес. Держит ложку, развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч).
1 г. 6 мес. Умеет влезать на. препятствие высотой 10— 15 см от пола, перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на полу, перешагивать через препятствие высотой 5—10 см.
1г. 8 мес.2 г.Самостоятельно влезает на стул или скамейку. Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одеваться, раздеваться.
2г. 4 мес. Попадает мячом в цель с расстояния 1 м и более.
2г. 6 мес. Влезает на скамейку высотой 20 см и слезает, перешагивает через палку или веревку на высоте 20—28 см. Влезает на стремянку высотой 1,5 м и слезает приставным шагом. Бросает одной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на
расстоянии 80—90 см. Полностью одевается.
2г. 9 мес. Ритмично двигается под музыку: хлопает в ладоши, притопывает ногами,в ритм покачивается с ноги на ногу.
2г. 10 мес.3г. Перешагивает через палку или веревку, горизонтально расположенную над полом на высоте 30— 35 ем, проходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной над полом на высоте 30—35 см, влезает на стремянку высотой 1,5 м и слезает приставным шагом. Бросает одной рукой (попеременно) мяч в горизонтальную цельна расстоянии 100—125 см. Согласовывает свои движения с движениями других детей, например, ходит парами в общем круге; может одновременно действовать рукой и ногой, например, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши. Умеет менять темп, направление, характер движения в зависимости от словесного или музыкального сигнала: перейти от быстрого бега к ходьбе под музыку, резко повернуть назад при приближении того, кто хочет его поймать, перейти от одного движения к другому. Умеет, хотя и с некоторым напряжением, сдерживать свои движения, дождаться сигнала к действию. Умеет одеться, застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого. Владеет карандашом.
Определение развития зрительного восприятия
1г. 1 мес. По просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами(например, «покачай лялю», «покажи у кисы глазки и пр.). Различает игрушки,  похожие по форме (например, «петушка» от «курочки»), и приносит их по просьбе взрослых.
1г. 2 мес. Понимает изображения отдельных предметов, действий по картинке(например, на вопросы «Где мячик, покажи? Что делает девочка на картинке?» и т.д.).
1г. 4 мес.- 1 г.7 мес, Подбирает и раскладывает по образцу: •контрастные по форме предметы (например, кубик и шар); •разные по величине предметы (большой и малый шар); •различает два цвета (например, выполняет просьбу взрослого положить красный шар
в красную коробочку, выбран его среди шаров синего цвета).
1 г. I0мес.1 г. 11 мес. Подбирает по предложенному образцу предметы, имеющие различные геометрические формы
(например, кубик, шар, пирамидку, яйцо). Различает величины: большую, среднюю, малую. Различает три цвета.
2г. 1 мес.2 г.3 мес. Свободно выкладывает мозаичные картинки с геометрическим рисунком,ориентируясь на 4 основных цвета и основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, овал).
2г. 7 мес. Собирает пирамидку из колец, башню из кубиков по убывающей или возрастающей величине.
2г. 9 мес. Обнаруживает большую наблюдательность.
2г. 10 мес.2 г.11 мес. Умеет по образцу располагать цвета с учетом их оттенков (например,мозаичную полоску «радуга»). 3г. Определяет количество предметов (например, 1, 2, много).
Определение бытовых навыков и умений, действий с предметами
12мес. Самостоятельно пьет из чашки. Разученные действия с предметами переносит с одного предмета на другой. Например, качает не только куклу (разученное действие), но и мишку,
1г. 2 мес. Пытается самостоятельно есть ложкой густую кашу.
1г. 4 мес. Овладевает целенаправленными действиями с предметами (например,собирает пирамидку из пяти колец; двусоставную матрешку, строит из кубиков забор, башню, дорожку и пр.).
1 г. 7 мес. Воспроизводит элементарные сюжетные постройки (например,«строит» из кубиков стол, кровать для куклы, лесенку к дому и др.).
1г. 10 мес. Перед едой начинает мыть руки с милом. Ест довольно аккуратно
1г. 11 мес. Пользуется носовым платком, салфеткой. Частично одевается и раздевается самостоятельно,
2г. 1 мес. —. 2 г.2 мес. Игра представляет собой последовательный ряд связанных между собой действий (например, «готовит» кукле обед, затем «кормит» ее и «укладывает» спать).
2 г. 5 мес. Полностью одевается сам, хотя, возможно, не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
2г. 9 мес. Научается началам изобразительной деятельности: рисует (кружки,палочки), лепит (шарики, лепешки).
2г. I0 мес. Способен сосредотачивать на некоторое время на каком-либо занятии.
3г. Одевается полностью самостоятельно. Свободно держит карандаш.
3г. 6 мес. Начинает устанавливать коллективные взаимоотношения с другими детьми для игры.
Определение развития подражательности 
1 год. Обучается действиям с сюжетными игрушками вначале по подражанию, затем по словесной инструкции: «Покорми кису», «Покачай лялю».
Определение развития взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми
 Первые месяцы 2-го года жизни. Ребенок интересуется действиями других детей,общается с ними эмоционально, проявляет сочувствие, отдает по просьбе взрослого другому ребенку игрушку или выказывает протест — двигательный, словесный, эмоциональный.
В течение 2-го года жизни. У ребенка под влиянием взрослых формируется положительное отношение к другим детям: взрослый привлекает внимание детей друг к другу, дает по- сильные поручения, учит детей выражать положительное отношение друг к другу в действиях и в речи: «Не плачь»,«Он к маме хочет». На3-м году жизни. Появляются разнообразные формы общения: во время игры ребенок делится игрушками, впечатлениями, обращается с просьбой, выражает отношение к действиям другого, дает советы, помогает детям. Или наоборот, ребенок не умеет общаться с детьми, не делится игрушками, бывает жаден, агрессивен. В это же время у ребенка наблюдается избирательное отношение к детям, он предпочитает общаться с одним-двумя детьми, или такого отношения не
формируется.
Определение развития импрессивной речи
 12мес. Начинает ходить и в действиях выполнять инструкции взрослого: «Иди сюда, встань, держись, Подними ножку, переступи через порог»; интересуется улицей: машинами, людьми; использует указательный жест, показывая что-то. В понимаемой речи появляются первые обобщения (например, на вопрос: «Где киса?» находит и несет любую кошку: резиновую, пластмассовую и др.).
1г. 1 мес. Различает игрушки, похожие по форме, например, «петушка» и«курочку» и приносит их по просьбе взрослых.
1г.. 2 мес. Понимает изображения отдельных предметов, действий по картинке,вопросы «Где мячик, покажи?», «Что, делает девочка на картинке?» и т. д.Развивается активный интерес к окружающему, к картинкам. Он приносит по словесной инструкции предметы, выбирает нужный среди многих предметов, берет его у одного человека и передает другому, при выполнении словесных поручений
взрослого согласие и отказ выражает эмоционально. Ребенок любит рассматривать картинки, у него развивается понимание слов-названий и слов-действий, что способствует развитию изобразительной игры.
1г.3 мес. Появляется совместная игра детей с игрушками, которую организует взрослый с помощью словесной инструкции; рассматривал картинки, ребенок находит называемое изображение; выполняет любое поручение по устной просьбе, понимает
названия окружающих его предметов и производимых с ними действий, названия некоторых качеств предметов и оценок «большой, маленький, хороший, плохой».
1 г. 4 мес. Понимает смысл простых, часто повторяющихся предложений: «Будем кушать», «Пойдем гулять», «Возьми и принеси» и др. 1г. 6 мес.1 г. 8мес. Происходит быстрый скачок в развитии импрессивной речи: у ребенка возникает обобщенное понимание некоторых слов, например, при слове «кукла» может принести не ту, что часто была в употреблении, а другую куклу. Интенсивно увеличивается скорость образования фонематической дифференциации, причем различение звуков речи на слух происходит быстрее, чем неречевых звуков.
1г. 7 мес. Понимает несложный сюжет картинки.
1г. 9 мес.1 г.11 мес. Ребенок очень любит слушать сказки, песенки, стихи, хорошо дифференцирует слова, отличающиеся друг от друга только одной фонемой, например, показывает на картинке, где усы, уши.
1г. 11 мес. Понимает речь о событиях, уже имевших место в его личном опыте,например, «Мы сегодня пойдем к Мише, помнишь, у него есть большая машина».
К концу 2-го года ребенок в основном овладевает умением выделять и различать фонемы родного языка.
2г. 2 мес. Понимает рассказ без сопровождения его иллюстрациями (например,сказку) и может ответить на вопросы, связанные с его содержанием.
2г. 9 мес. Хорошо понимает речь окружающих. 2г. 10 мес. Понимает рассказ о событиях, которых не было в его личном опыте.Например, «Осторожно, ты можешь обжечься, опрокинув чайник с горячей водой».
Определение развития экспрессивной речи
В12—13 мес. происходит становление активной речи. Появляется «слово-фраза». Например, ребенок говорит слово «мама» и показывает на ее новый наряд; или в интонации появляются обращение, указание, жалоба, радость, просьба, желание обратить на себя внимание; говорит «дай» и тянет взрослого гулять. Происходит становление активной речи. Это время начала и развития ходьбы. С появлением
способности передвигаться у ребенка быстро расширяются представления об окружающем мире и активно развивается речь. В речи ребенка наблюдаются фонематические искажения, употребляются корни слогов, ударные слоги, начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.
В 1 г. 2 мес. и после 1 г.З мес. ребенок отвечает на вопрос при отсутствии предмета: «Хочешь молока?»— «да, ням, ням». Словами и звуками сопровождает все свои действия с игрушками, ходьбу, беготню, прыганье и лазанье, свои наблюдения за окружающими,
рассматривание изображений. В обществе детей перекликается с другими детьми словами, звуками, смехом, повторяет за детьми те же слова и звуки. Если произносит другие, то обычно тем же тоном. Повторяет известные комплексы слогов, напоминающие декламацию или музыкальные отрывки; синтезирует слова во фразы, типа предмет и действие («Вова ам»), предмет и дополнение-объект («Вова
кашу»), действие и объект («Ам кашу»). Ребенок сам повторяет за взрослым звуки и слова, создает из звуков, которыми владеет, разные звуковые комбинации и каждое новое сочетание переносит на другие слова, например, «мама» изменяет в «мамика» и переносит на «бабика», «папика», «катика», «лялика». Вэтот же период наблюдаются первые элементарные проявления инициативного употребления осмысленных слов: автомобиль — «ту-ту», лошадь — «ньо-ньо», птица — «гага», кошка — «кс-кс», собака —. «ав-ав». В речи повторяет только первый слог: баран -- «ба»; или ударный слог: окошко —«ко»; пропускает звуки: собака — «бака». Вэтом возрастном периоде ребенок любит рассматривать картинка в книжках, перелистывает страницы, произносит много нечленораздельных звуков — «читает»,
часто воспроизводит один слог в слове или два одинаковых слога. В роли предложения ребенок обычно употребляет аморфные слова (по Н. Гвоздеву, 27 слов).
1г. 4 мес. Слова начинают носить обобщенный характер, например, говорит ляляна все куклы. Словарный запас составляет 30—40 слов. 1г. 5 мес. Словом пользуется в момент сильной заинтересованности; «Дайто-то».
В1 г. 5 мес.- 1 г.6 мес. Окружающие обычно не заме- чают больших изменений в развитии речидетей однако , имеются следующие особенности.
Начиная с 1 г. 5мес. Ребенок может одним и тем же словом обозначать разные предметы:«пи» — чашка, чайник, блюдечко, другая посуда, содержимое — чай, действие — пить. Может переносить название с одного предмета на другой, обобщая их по какой-нибудь одной части: «гага»— все птицы или «гага» — желтый чайник и желтая утка. «Му-му» — корова, носорог, слон -- ребенок объединил их по признаку длинного хобота, носа, рогов, за которые брал игрушки. В слоговой структуре наблюдаются замены и опускание звуков, Слогов: «Ки» киска,«ба» — собака, «ко» — молоко, «ка» — каша, В речи имеется от 35 до 95 слов, но широко по-прежнему используются жест, мимика, элементарные звуки. Этот период в развитии речи (до 1 г. 6 мес.) называют «автономным», он имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка.
К I г. 6 мес.1 г.7 мес. Происходит скачок в формировании речи, и речь начинает развиваться ускоренным темпом. Ребенок перестает непосредственно тянуться к предмету, а обращается ко взрослому и называет предмет. Подражание речи взрослого принимает
вид веселой игры. Ребенок, называя предмет, требует его, обращаясь ко взрослому, поворачивается к нему лицом: «Мама, ябляко!», «Аня, шапка!», «Абиль ту» (автомобиль поехал).
К 1 г. 8мес.1 г.9мес. Научается заменять облегченные слова правильными. Теперь говорит вместо «би-би» — машина, вместо «ав-ав» — собака и т. п. Фраза объединяет два аморфных слова (по Н. Гвоздеву, 87 слов). Усложняется слоговая структура:
ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных словах опускает один из слогов. В словаре имеется около 100 слов, к 1 г. 9 мес. — 175 слов, во фразе 3—4 слова.
С1 г. 9 мес. Продолжается влияние на поведение ребенка через речь, так как благодаря речи взаимоотношения между ребенком и взрослым становятся более гибкими, требования ребенка менее категоричными, поскольку ребенок подчиняется собственным приказам: «нитка, сиди тут. Пока тетя Катя пидет (придет)». Возникает описательная речь. Например, ребенок смотрит в окно и говорит:
«Мальчик катается», «Собака бежит», «Машина гудит», «Самолет летит». Ребенок рассказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услышанное и присочинить к происшедшему, например, «Пицки (птички) мои, вы уетеи (улетели) в тепые кая
(теллые края)... Водицки попия я, ффуй» (смеется). 1г. 10 мес. Правильно называет собственные действия в игре —. «упал,поехал». Применяет. предложения из 2—З слов. В предложениях начинает употреблять местоимения и прилагательные, В период от 1 г.
10 мес. до 2 лет продолжает совершенствоваться слоговая структура слова: в трехсложных словах может иногда опускаться один слог, чаще предударный, и может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах: «Папа, Витя кататьца»:
Во фразе употребляется глагол в повелительном наклонении: «Двей закить» (дверь  закрыть), «Котлету поежь» фраза распространена: («Тетя Катя, мооко пинеси не» («Тетя Катя, не приноси молока»).
К1 г. 11мес. Речь детей особенно активна в играх с куклами, игрушками — животными.Например, ребенок может рассматривать игрушечную корову, трогать рога, хвост, уши, тут же трогать свои уши и все время рассказывать ей что-то, часто непонятное взрослому. Или ребенок может укладывать куклу спать: «Бай, бай, Катя, пи, от так, пи, Катя. 2года. Задает вопросы типа «Что это?». Умеет ответить на поставленный вопрос,говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший,концовки песенок и повторяет их.
2г. 2 мес. Задает вопросы типа: «Где?», «Куда?», «Почему?». 2г. 3 мес. Ребенок употребляет многословные, хотя грамматически не совсем правильные предложения. Может по картинке рассказать взрослому и другому ребенку.
2г. 4 мес. Задавая вопрос, ребенок знает, что каждая вещь, качество,действие имеют свое название. Например, показывая на утку, ребенок спрашивает: «А что это такое, гусь или утка?» 2г. 5мес. Выявляет в играх элементы планирования. Например, «Я возьму кубикии построю дом».
2г. б мес. Продолжается употребление простого предложения, появляются сложносочиненные предложения без союзов, затем с союзами, особенно при рассматривании сюжетных картинок. В слоговой структуре слов еще наблюдаются нарушения: в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда — приставки. 2г. 7 мес. Легко запоминает стихи, песни. Может установить причину и следствие явления: «Плачет бедная ручка болит»; хотя на картинке этого не видно. 2а 9 мес. В предложениях употребляет все части речи, кроме, возможно,причастия й деепричастия. 2г. 10 мес.2 г.11 мес. Речь становится понятной для всех и является средством общения с окружающими 
К З годам. Продолжается развитие сложного предложения, слоговая структура нарушается редко, притом в малознакомых словах. 3года. Сравнивая предметы, ребенок результат оформляет в речи: «Лицо красное, платье красное и тут красное, почему все красное?». Способен произносить правильно большинство звуков, кроме [Р], [Л], шипящих.
 
Надежда-ДедюхинаДата: Пятница, 16.02.2018, 11:15 | Сообщение # 2
Центр семейной культуры
Группа: Администраторы
Сообщений: 392
Награды: 19
Статус: Offline
Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей второго года жизни ( Н.М. Аксарина, К.Л.
Печора)

Возраст 1 год 1 месяц – 1 год 3месяца
Развитие речи:Ребенок легко отвечает на инициативу взрослого в общении, иногда сам проявляет инициативу.
А) Понимание речи: Запас понимаемых ребенком слов быстро растет
.Б) Активная речь:  Лепечет,произносит отдельные облегченные слова в момент радости и двигательной
активности
.Как определить?
  • Понаблюдайте за ребенком во время игр и в быту.
  • Попросите найти игрушку (например, часы, машину, мишку, собачку). Находит предметы обуви, одежды.
  • Дайте игрушку и попросите поиграть с куклой Лялей, поплясать, положить спать. Малыш выполняет действия с куклой по Вашему слову, демонстрируя понимание Вашей речи.
    Спросите малыша, где кроватка, где стол, где мы кушаем, где мы моем ручки. Понимает ли он Вашу речь?Ориентируется ли дома по Вашему слову?
    Сенсорное развитие: Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (может показать большой и маленький
    предмет  из двух предложенных, разница в размере 3 см).
    Как определить: Возьмите два вкладыша – куба. Один размером грани 10 см, другой – 7 см. Выложите из большого куба маленький и положите рядом. Попросите ребенка вложить маленький куб в большой. Дайте ему возможность попробовать 2-3 раза. Не помогайте и не
    подсказывайте! Малыш делает задание сам.
    Игра и действия с предметами: Воспроизводит в игре действия с предметами,  ранее разученные со взрослым (кормит куклу, нанизывает кольца на стержни). В игре со строительным материалом ставит один кубик на другой (башенка), кладет кирпичики плашмя (дорожка), воспроизводит действия взрослых.
    Как определить?
  • Поставьте перед малышом куклу и игрушечную тарелочку или мисочку и предложите ему покормить куклу.
  • Покажите, как построить из кубиков и кирпичиков простейшие постройки (дом, машинка»  и предложите построить самому.
    Дайте малышу пирамидку с 4-5 кольцами и предложите нанизать колечки на стержень пирамидки (кольца одинаковой величины, их размер не учитывается). Ребенок должен выполнить все три действия.
    Движения: ходит длительно, не присаживаясь(приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
    Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время игр и прогулки.
    Навыки: самостоятельно ест густую пищу ложкой.
    Как определить?Понаблюдайте, как ест ребенок — во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи он может съесть с помощью взрослого.
    Изобразительные умения: Оставляет карандашом след на бумаге.
    Возраст 1 год 4 месяца – 1 год 6месяцев
    Развитие речи: Проявляет инициативу во взаимодействии со взрослыми по разным поводам
    А) Понимание речи: Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (например, по просьбе «дай собачку» может  дать разные игрушки-собачки из предложенных, так как выделяет главные, отличительные признаки собаки в отличие от других зверюшек)
    Как определить? Поставьте перед ребенком на столике предметы в такой последовательности: собака черная,
    кошка черная, кошка черная, собака (кошка) белая, кукла. Попросите малыша найти собачку (можно дать другое задание – найти кошку). Затем поменяйте игрушки местами и еще раз скажите: «Где собачка? А где другая собачка?». Для задания лучше взять незнакомые игрушки.
    Б) Активная речь: Произносит облегченные слова (би-би, кис-кис и другие) правильно. Произносит название предмета полностью в момент сильной заинтересованности (киса, утя)
    Как определить? Возьмите красивую коробку или мешочек. Сюрпризный момент – Вы неожиданно показываете малышу игрушки, которые достаете из коробки или мешочка – например, куклу, зайчика, котенка, петушка или машинку. Спрашиваете при этом «Кто это?» Или «Что это?».  Ребенок называет предметы облегченными словами или правильно (ляля, кукла).
    Сенсорное развитие: Ориентируется в 3-4- контрастных формах предметов (отличает шар, куб, призму, кирпичик).
    Как определить? Положите перед ребенком 3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы. Прокатите шарик по горке (сделайте горку с желобком из подручных материалов). Попросите малыша найти еще шарики и скатить их. После этого возьмите один кубик, поставьте его.
    Попросите ребенка найти еще кубики и построить дом.
    Игра и действия с предметами: Отображает в игре отдельные наблюдаемые жизненные и бытовые действия. Воспроизводит действия взрослых, ставит кирпичик на узкую грань (строит забор).
    Как определить? Положите перед малышом предметы: куклу и расческу или куклу и носовой платочек. Скажите либо «Кукла не причесана», либо «У куклы грязный нос». Малыш причесывает куклу, вытирает ей нос.Ребенок причесывает куклу и вытирает  нос.
    Движения: Перешагивает через препятствия приставным шагом.
    Как определить? Положите на пол брусочки или палку. Покажите, как перешагнуть через них приставным шагом. Попросите малыша перешагнуть.
    Навыки: Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
    Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время кормления. Малыш в 1 год 6 месяцев съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки. При этом он держи черенок ложки рукой сверху (в кулачке).
    Изобразительные умения: Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге.
    Возраст 1 год 7 месяцев – 1 год 9месяцев.
    Развитие речи: Контактирует не  только со взрослыми, но и со сверстниками, эмоционально отзывается на общение.
    А) Понимание речи: Понимает несложные рассказ по сюжетным картинкам, отвечает на вопросы взрослого.
    Отыскивает на картинках изображения знакомых действий.
    Как определить? Покажите малышу одну за другой картинки с изображением знакомых сюжетов (4-5 картинок, например: «Мальчик поит лошадку», «Дети умываются», «Мальчик кормит собаку», «Мама купает малыша», «Дети обедают»). По каждой картинке задайте вопросы
    ребенку: «Кто на картинке?», «Что делает?». Ребенок может ответить одним словом (не обязательно предложением).
    Б) Активная речь: Пользуется предложениями из двух слов. Обозначает свои действия во время игры словами и двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными.
    Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время игры и  в быту. Ребенок в 1 год 9 месяцев сопровождает свои действия двухсловным предложением (пример — «Кукла спать»).
    Сенсорное развитие: Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов (типа кубиков, колец пирамидки) с разницей в 3-4-см.
    Как определить? Вам понадобятся кубы-вкладыши (4 см, 7 см, 10 см). Достаньте кубы один из другого и поставьте их на столе вразнобой. Предложите малышу их собрать. Малыш в 1 год 9 месяцев собирает вкладыши – кубы в соответствии с их величиной.
    Игра и действия с предметами: Воспроизводит несложные сюжетные постройки типа «Ворота», «Самолетик»,«Дом», «Скамейка».
    Как определить? Покажите малышу, как строить (поставить два кирпичика вертикально, положить один кирпичик на них сверху горизонтально). Предложите построить ворота.
    Движения: Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см (доска, скамейка) и приподнятой над полом на 15-20 см)
    Как определить? Малыш в 1год 9 месяцев должен пройти по доске данного размера без Вашей помощи (войти на доску и сойти с нее может при помощи взрослого).
    Навыки: Частично раздевается с небольшой помощью взрослого.
    Как определить? Во время раздевания ребенок снимает ботинки (с развязанными шнурками), туфли (расстегнутые). Взрослый может немного помогать.
    Изобразительные умения: Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа.
    Возраст 1 год 10 месяцев – 2 года.
    Развитие речи:
    А) Понимание речи: Понимает рассказ без показа, особенно бывший в опыте ребенка.
    Как проверить: Расскажите малышу рассказ о хорошо знакомых ему событиях ( как на прогулке видели собачку или кошку, как кормили голубей и т.п.). Не используйте картинок или игрушек при рассказывании. После рассказа задайте вопросы по его содержанию (3-4 вопроса). Ребенок отвечает на них словом или коротким предложением, демонстрируя понимание содержания Вашего рассказа.
    Б)Активная речь: При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимения.
    Как определить: Во время игр, прогулки, общения малыш обращается к взрослым с речью, говоря трехсловными предложениями (т.е. предложениями из трех слов).
    Сенсорное развитие: Подбирает по образцу и по слову 3-4 контрастных цвета. Подбирает пары предметов по цвету (найди такого же цвета).
    Как определить? Вырежете из цветного картона три пары носков или варежек (силуэты). Они должны быть трех цветов: красные, зеленые, синие. Разложите перед ребенком получившиеся картинки в следующей последовательности: красная, зеленая, синяя, красная, синяя,
    зеленая. Малыш подбирает к каждой варежке ( или к каждому носку) пару по цвету.
    Игра и действия с предметами: В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетных игр).Например, куклу сначала купает, затем вытирает полотенцем. Или мишке сначала моет лапки, потом завязывает нагрудник, потом кормит. Строит несложные
    постройки (стол, стул, кровать). Играет рядом со сверстниками (как другие дети кормит куклу, вставляет фигурки в отверстия и др.), проявляет интерес к играм сверстников.
    Как определить: Положите перед малышом предметы и игрушки: куклу – голыша, кубик (вместо мыла), губку, полотенце, ванночку. Создайте игровую ситуацию, скажите «Кукла грязная, испачкалась». Ребенок сначала сажает куклу в ванночку, намыливает, трет губкой,
    моет, вытирает. Взрослый не подсказывает последовательность действий.
    Движения: Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.
    Как определить? Разложите на полу 4 брусочка на расстоянии 20 см друг от друга. Покажите, как перешагивать через них чередующимся шагом (не приставляя одну ногу к другой во время перешагивания). Попросите малыша пройти так же.
    Навыки: Частично надевает на себя одежду(ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого.
    Как определить? Понаблюдайте, может ли ребенок сам надеть шапку, ботинки, носки. Допустима небольшая помощь взрослого.
    Изобразительные умения: Рисует горизонтальные и вертикальные линии, подражая взрослому («дождик», «травка», «салют», «дорожка» и т.д.)

    Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни (Н. М. Аксарина, Т.В. Пантюхина).
    Возраст 2 года 1 месяц – 2 года 6месяцев
    Развитие речи
    Активная речь: Ребенок говорит многословными предложениями (в предложении более 3 слов). В речи появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?»
    Понимание речи: Понимает рассказ без показа о событиях, которые были в опыте ребенка.
    Как определить: Понаблюдайте за малышом в повседневном речевом общении, побеседуйте  с ним на любую интересную для ребенка и близкую ему тему. В диалоге малыш хотя бы раз использует трехсловное предложение, может ответить на Ваши вопросы, сам задает
    вопросы.
    Сенсорное развитие:
    А)Воспроизведение формы: По образцу подбирает геометрические формы. Ориентируется в 6 контрастных формах предметов – шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус.
    Как проверить: Попросите малыша подобрать такую же форму по образцу.
    Б)Воспроизведение цвета: Подбирает по образцу разные предметы 4 основных цветов – красный, синий,желтый, зеленый («Спрячь мышку» и другие игры).
    Как проверить: Вам понадобятся цветные карточки (красная, зеленая, синяя, желтая). Также подготовьте 8 предметов, должно быть по два предмета каждого цвета. Например, красный цвет – красный карандаш, красный кубик. Желтый цвет – желтый игрушечный утенок, желтый маленький мячик. Покажите малышу цветные карточки. Возьмите один предмет в руки и спросите, куда его нужно положить. Малыш подбирает по цвету два предмета к каждой цветной карточке.
    Сюжетная игра: В игре сюжетного характера ребенок отражает взаимосвязь и последовательность 2-3 действий.
    Как определить: Понаблюдайте за игрой малыша. В ней должны присутствовать цепочки последовательных логически обоснованных действий (например, сначала нужно помыть лапки мишке, завязать нагрудник, а потом уже его кормить, а не наоборот). Дайте ребенку игровой набор для игры в продавца, доктора или парикмахера. Понаблюдайте, выполняет ли малыш в игре цепочку из 2-3 связанных между собой действий.
    Изобразительные умения: умеет рисовать замкнутую кривую линию.
    Конструктивные умения: Самостоятельно делает сюжетные постройки из строительного материала и называет их.
    Движения: Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30 см.
    Навыки: Ест достаточно аккуратно.Самостоятельно одевается, но не умеет сам застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
    Как определить: Понаблюдайте за ребенком после сна,во время сбора на прогулку. Малыш в два с половиной года может самостоятельно
    надеть шапку, рубашку, штаны, пальто (без завязывания шнурков и застегивания на пуговицы).
    Возраст 2 года 7 месяцев – 3 года.
    Развитие речи.
    Активная речь: Начинает употреблять сложные предложения. Появляются вопросы «Когда?», «Почему?»
    Понимание речи: Понимает сказки и рассказы о событиях, которых не  было в опыте ребенка, но ему знакомы отдельные  элементы.
    Как определить:Понаблюдайте за ребенком во время общения с ним на разные темы. Есть ли у него в речи сложные предложения (хотя бы одно), какие вопросы он Вам задает, понимает ли Ваш рассказ о новых событиях, в которых ему знакомы лишь отдельные элементы.
    Сенсорное развитие:
    А)Воспроизведение формы:  В своей деятельности правильно использует геометрические формы по назначению (накладывает на силуэт, вкладывает в отверстия соответствующей формы).
    Б)Воспроизведение цвета: Называет 4 основных цвета.
    Как определить: Возьмите 8цветных предметов разной формы (это должны быть знакомые ребенку предметы) четырех основных цветов – красный (2 предмета – например, красный флаг и красный карандаш), зеленый (два предмета – например, зеленый мяч и зеленый
    игрушечный крокодил), желтый, синий. Показывайте предметы и спрашивайте, какого они цвета.
    Сюжетная игра: Появляются элементы ролевой игры.
    Как определить:Понаблюдайте за игрой ребенка. Он берет на себя роль и выполняет игровые действия в соответствии с ролью. Сопровождает свои действия речью.
    Конструктивные умения: Появляются сложные сюжетные постройки (дом, лестница, гараж) , ребенок называет их и обыгрывает с игрушками.
    Изобразительные умения: С помощью карандаша, пластилина, глины изображает простые предметы и называет их (яблоко,
    солнышко, зайка, окно, мячик и так далее).
    Движения: Перешагивает через веревку,горизонтально приподнятую от пола на 30 см.
    Навыки: Пользуется салфеткой при еде.Самостоятельно одевается при небольшой помощи взрослого. Может застегнуть пуговицы. Стремится к самостоятельности.
    Прикрепления: __.docx (15.7 Kb)
  •  
    Надежда-ДедюхинаДата: Понедельник, 21.05.2018, 17:39 | Сообщение # 3
    Центр семейной культуры
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 392
    Награды: 19
    Статус: Offline
    Нормы психофизического развития ребенка первого года жизни
    Определение моторного развития ребенка

    1 мес. Реакция на звуки. Пытаетсяподнимать и удерживать голову. 2 мес. Удерживает голову; следит задвижущимся предметом; появляются хватательные движения. 3 мес. Лежит на животе несколькоминут, опираясь на локти и хорошо удерживая голову.. На руках у взрослого
    хорошо удерживает голову. Удерживает вложенный в руку предмет. 4 мес. Поворачивается со спины набок. 5 мес. Подолгу лежит на животе.Поднимает тело, опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины
    на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого. Ровно, устойчиво
    стоит при поддержке под мышки. Хорошо берет предметы, игрушки, тянет их в рот. 6 мес. Переворачивается со спины наживот, с живота на спину. Пытается садиться, самостоятельно сидеть.
    Самостоятельно держит бутылочку в руках, ползает. 7 мес. Хорошо и много ползает. 8 мес. Самостоятельно садится, самвстает и передвигается, держась за барьер. Пытается перелезть через решетку кровати.
    Умеет держать бутылочку с молоком в руках. Тянется за высоко расположенными
    предметами и игрушками. Хватает близких за нос, волосы. 9 мес. Свободно сидит. Появилисьшаговые движения. Ходит неуверенно, держась за предметы. 10 мес. Ходит, придерживаясь рукой.Поднимается на небольшие ступеньки, держась за перильца. II мес. Стоит самостоятельно, безподдержки. Играет в «Ладушки», «Сороку». Пьет из стакана. 12 мес. Ходит самостоятельно.Первые шаги бегом. Удерживает принятую позу стоя, сидя на корточках, на
    четвереньках, на коленях.
    Определениеразвития зрительного восприятия
                  2 мес.
    Следит глазами за движущимсяпредметом, рассматривает висящие над ним игрушки. 3 мес. Сосредоточивает свой взглядна лице разговаривающего с ним человека. 4мес. Узнает хорошо знакомыепредметы, связанные с кормлением (например, бутылочки с едой разного цвета и
    формы). 5 мес. Отличает хорошо знакомыхлюдей от незнакомых (по-разному реагирует). 6 мес. Различает выражение лица(улыбающееся, сердитое). 7мес. На вопрос «Где?» (часы, мишкаи пр.) ищет взглядом и находит предметы, находящиеся на их обычных местах. 9 мес. На вопрос «Где?» отыскиваетзнакомые предметы независимо от их месторасположения. 10 мес. Узнает на фотографии хорошознакомые лица (маму и др.). 11 мес. По просьбе взрослогонаходит и дает хорошо знакомую игрушку, находящуюся среди других, различающихся
    по форме (например, находит мишку среди мячей и кубиков).
    Определение бытовых навыков и умений, действийс предметами 4 мес. Ощупывает и захватываетвисящие над ним игрушки. 5 мес. Уверенно берет погремушку,которую держат у него над грудью. 6 мес. Свободно берет погремушку изразных положений и подолгу с ней занимается. 7 мес. Манипулирует игрушкой(стучит, размахивает ею). 8 мес. По просьбе взрослоговыполняет разученные движения (например, «ладушки», «до свидания» и др.). 9 мес. Ест хлеб, который держит вруке. Пьет из чашки, которую держит взрослый. Использует игрушки в соответствии
    с их свойствами (мячик катает, резиновые игрушки сжимает и разжимает, кладет в
    коробку предметы и вынимает их). 11 мес. Овладевает новымидействиями с предметами: ставит один кубик на другой, снимает и надевает на
    стержень: кольца. 12 мес. Самостоятельно пьет изчашки. Разученные действия с предметами переносит с одного предмета на другой.
    Например, качает не только куклу (разученное действие), но и мишку, Определение развития взаимоотношенийребенка с другими детьми и взрослыми 9—10мес. У ребенка появляетсяспецифическая реакция на других детей: интересуется тем, что они делают,
    перекликается с ними, улыбается другому ребенку, возникает «совместная игра»,
    т. е. ребенок ползет за другим ребенком, если тот ползет, стремится взять у
    него игрушку. Определениеразвития импрессивной речи Через 14— 15 дней после рождения, т. е.в начале З-й недели. У младенца появляется слуховоесосредоточение на человеческом голосе. Действие речи взрослого так эффективно,
    что ребенок перестает плакать, когда с ним говорят. Вконце 4-й недели.На ребенка успокаивающе действует колыбельная песня: он выделяет речьчеловека из любых других раздражителей отвечает на человеческий голос
    специфическими реакциями — сосательными движениями. Вконце 1-го мес. и е начале 2-го мес. Колыбельная песня создает уребенка положительное эмоциональное состояние. В конце 2-го мес. Ребенокповорачивает голову в сторону говорящего с ним, улыбается ему, на разговор
    матери улыбка ребенка переходит в беззвучный или громкий смех, со
    взвизгиваниями легкими движениями рук и ног, ребенок поворачивается лицом к
    матери, на ее голос. 2 мес. Прислушивается к источникамзвуков. На З-м мес. Слыша речь взрослого,ребенок проявляет ликование, инициатива общения переходит к нему. Не видя
    источника звука, он прислушивается, прекращает плакать, перестает есть, слыша
    свое имя, поворачивается на звук человеческого голоса. З мес. Сосредотачивает свой взглядна лице разговаривающего с ним человека. 4 мес. Ребенок остро реагирует начеловеческий голос, давая «комплекс оживления» (Фигурин Н. Л., ДенисоваМ. П., 1926), сопровождающийся движениями рук, ног, разнообразноймимикой, голосовыми реакциями. Узнает хорошо знакомые голоса (мамы и др.). 5 мес. Отличает ласковую интонациюот сердитой. 6 мес. Различает голоса близких,обращение взрослого к нему лично и к другим детям, движениями реагирует на свое
    имя, начинает понимать приказы: «Дай ручку», «Иди ко мне». 7мес. На вопрос: «Где?» (часы,мишка и пр.) ищет взглядом и находит предметы, находящиеся на их обычных
    местах. На 8-м мес. Ребенок начинаетпонимать речь: он реагирует на ритм, интонацию, звуковой рисунок слова,
    различает имена взрослых, поворачивает к ним голову, ищет источник речи, живо
    реагирует на ситуацию игры с речью, например, игра в прятки вызывает радостную
    эмоциональную реакцию, хотя ребенку еще безразлично, какими словами она
    сопровождается. 8 мес. Понимание речи проявляется вразличных ситуациях: в процессе одевания («Спряталась, маленькая», — говорит
    взрослый, ребенок кладет голову на колени и смеется, ожидая игры), во время
    одевания («Дай» — говоритвзрослый, ребенок по слову взрослого протягивает ножку, поднимает ручку, по
    слову «Встань» пытается встать, держась за пальцы взрослого), во время
    кормления (по словам «Открой ротик», «Возьми булочку», «Откуси» и пр. ребенок
    выполняет требуемое), во время игры (понимание слов-действий: «Бросил, бах!» —
    и ребенок бросает мяч; «Открыл — клоп, закрыл — хлоп» — и ребенок открывает и
    закрывает коробочку). Из сложного комплекса слов взрослого ребенок умеет
    выделить отдельное слово, с которым у него связано конкретное представление,
    например, «Покажи, постучи, брось, помаши ручкой» и пр.). 9 мес. Ребенок усваивает значение 8—10 слов, произносимых взрослым,продолжает участвовать в действиях через речь: «Ешь, пей, открой ротик, бери
    чашку, дай ножку, дай другую, застегнем пуговку, почистим носик» и пр. По
    просьбе взрослого «дай» раскрывает ладонь в дающем жесте, выпускает предмет при
    слове «упал» или «бах», кладет игрушку на стол при слове «положи», умеет
    выполнять двух- и трехкратные действия по слову взрослого: «Найди собачку и дай
    мне», «Подними мячик и положи в ведерко». 10—11 мес. У ребенка развиваетсяпонимание имен окружающих его людей, названий предметов. Он смотрит в
    направлении указательного жеста взрослого, выбирает по требованию взрослого
    предмет из ряда других: «дай куклу», «дай собачку». Ребенок воспринимаетцелую фразу и дает ответную реакцию, например, на вопрос «Где часы?» или «Куда
    ушла мама?» следует указательный жест с произнесением слова; имеется понимание
    речи, обращенной не только к ребенку, но и к другому. Слыша поручение, данное
    другому, выполняет его, например, приносит игрушку.
    12 мес. Начинает ходить и в действиях выполнять инструкции взрослого:«Иди сюда, встань, держись, Подними ножку, переступи через порог»; интересуется
    улицей: машинами, людьми; использует указательный жест, показывая что-то. В понимаемой речи появляютсяпервые обобщения (например, на вопрос: «Где киса?» находит и несет любую кошку:
    резиновую, пластмассовую и др.). Определениеразвития экспрессивной речи Развитие экспрессивной речи детей болеедоступно наблюдению родителей, нежели развитие импрессивной речи родители, как
    правило, охотно рассказывают о том, слова первыми появились у ребенка, и как он
    их употребляет в общении. Запоминают родители и необычные звуковые комплексы,
    которыми дети обозначают вещи домашнего обихода, одежду, игрушки и т. п. Однако
    для полного (или относительно полного) исследования экспрессивной речи логопеду
    необходимо знать этапы ее становления и в соответствии с этими знаниями
    целенаправленно строить беседу с родителями. Восстанавливая в памяти родителейрадостное событие появления ребенка в доме, логопед выясняет следующее. В 3 недели1 мес. слышалось(нет) в крике ребенка открытое «А», говорящее о сильном голоде или боли, о
    сильном аффекте. Поясняет, что имевшее место сочетание звуков «УА» с носовым
    оттенком может свидетельствовать о сравнительно несильном аффекте; что в минуты
    физического напряжения ребенок кряхтит, издает одиночные звуки «А», «Э». Во второй половине 2-го мес. звук«Э» приобретает немного другой фонетический оттенок: «АЭ», «АИ-АИ», часто
    слышится звук «М — М» («МА — МАМ»). В конце 2-го мес. ребенок издает(нет) звуки в более спокойном состоянии. В ситуации игры с игрушкой умолкает,
    звуковые проявления непродолжительны и часто чередуются со спокойным
    наблюдением за игрушкой, без игрушки «разговаривает» больше. Приближение
    взрослого и обращение его с улыбкой и речью ребенок встречает общим
    эмоциональным подъемом, улыбкой, лепетом, смехом, ребенок как бы
    переговаривается со взрослым, ждет его речи и отвечает на нее. На З-ем мес. и в З мес. проявляются(нет) предречевые вокализации: гуканье — короткие, тихие звуки; гуление —
    протяжные, певучие звуки; вскрики — короткие звуки, отличающиеся от гуканья
    силой, более сложным составом звуков и эмоциональной окраской. При «комплексе
    оживления» (активно двигает ножками, ручками навстречу взрослому, мимика лица
    радостная, оживленная, улыбка, смех) произносит высокие и пронзительные звуки,
    испускает высокий, тоненький звук, с большим напряжением повторяя его много раз
    подряд, смеется, взвизгивает. В предречевых вокализациях появляются звуки [П],
    [К], [Х] в сопровождении неясного звука вроде Ы: ПЫ, КЫ, ХЫ, АГЫ, ГУ, ГУ, ГЫ,
    ГУ, БЮ, БИ, ДЯ, БМ, ЭМБ,ТЛЬ Логопед уточняет в беседе с родителямиследующее На 4-м мес. ребенок перекликается(нет) со взрослыми на расстоянии во время «комплекса оживления» звуки — гласные
    [А], [Э], [У], [И], согласный [Р]; звукокомплексы АГУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении
    слышатся звуки [П], [Б], [М], [К], [Г], [Х], издает певучие высокие звуки
    наподобие тремолирующих, прибавляются смех и звуки восклицания. В 4 мес. ребенок встречаетприближение взрослого с улыбкой, лепетом, смехом, эмоционально окрашенными,
    предречевыми вокализациями. В лепете могут быть представлены звуки: гласные
    [А], [О], [У], [Э], [И], [Ы], гласные с перемещенной назад артикуляцией [А],
    [О], [У], [И], из них всегда назализован гласный [А], а также [О], [У], [Ы].
    Гласные [Э], [И] назализации не подвергаются. В лепете имеются и согласные звуки; смычные — губно-губные [П], [Б] иполумягкие [П], [Б];: переднеязычные альвеолярные [Т’], [Д’], полумягкие [Т],
    [Д]; заднеязычные [К], [Г]; щелевые — губно-губные — двугубныйзвонкий, фрикативный [W];полумягкий, двугубный, звонкий, фрикативный [W], соответствующие им глухие. Губно-зубные [Ф’]; [В’],полумягкий [Ф], [Ф), Полумягкий [В], [В]. Переднеязычные альвеолярные [С], [3];среднеязычный [Й]; заднеязычный [Х), заднеязычный глубокий [Х]; гортанные [h](ослабленный [Х], [h]),  (ослабленный мягкий [Х]); смычно-проходные: носовые —губно-губные [М], полумягкий [М]; переднеязычные — альвеолярный [Н’],полумягкий [Н] и заднеязычный [Н]; ротовые — переднеязычный,альвеолярный [Л’]; вибранты — двугубный звонкий [Р], велярный [Р]. Во время лепета ребенок развернутой рукойпо 15—20 и даже по 40 раз с силой ударяет по кроватке, постели, делает
    передышку и опять лепечет, стучит, шарит, царапает, рвет. В 5 мес. подолгу певуче гулит, уребенка в голосе появляются опенки на приятное, неприятное. Смех более
    оформлен, высокого тона. Ребенок пытается повторить артикуляцию взрослого, но
    подражание еще неосознанное — эхолалия. Для этого возраста характерна
    структура: гуканья больше, чем гуления, гуления больше, чем вскриков, вскриков
    больше, чем лепета, постепенно ребенок начинает пере- ходить от звукового
    лепета к слоговому: появляются слоги БА-БА, ПАПА, МА-МА. В лепете представлены свистящие звуки(альвеолярные — по своей артикуляции не соответствующие звукам русского языка).
    Но еще отсутствуют переднеязычные зубные [Т), [Т’], [Д], [Д’), [С), [С’), [3],
    [3’], [Ц], [Н], [Н’), [Л], [Л’], а также переднеязычные передненёбные [Ш], [Ж],
    [Ч], [Щ]. «Комплекс оживления» становится элементомсамостоятельной деятельности ребенка. Видя взрослого, ребенок начинает
    лепетать, даже пытается ползти, на руках у взрослого старается схватить его за
    лицо, волосы, реагирует улыбкой и радостными звуками на приветливое лицо
    взрослого, смотрит с недоумением, начинает плакать на строгий голос.
    Интересуется другими детьми, произносит такие же звуки, какие произносит другой
    ребенок. Рука активно участвует в общении: ребенок протягивает ее взрослому,
    тянет за рукав, обеими руками обнимает взрослого, поворачивает к себе его лицо.В 6 мес. начинает произноситьотдельные слоги. Лепет представляет несколько иную фонетическую картину, чем на
    3—5 мес. Представлены гласные русского языка [А], [О], [У), [Э], [И),[Ы] и гласные, не свойственные русскому языку: [А], [О], [У); звук [И] задний,
    глубокий; носовые [А], [У), [Ы), [А), [О]. Имеется семантическая значимость
    интонации, различная интонация при произнесении гласных. Например, ребенок
    произносит звукокомплекс «АИ-АИ-АИ-АИ» как выражение нежности, а звукокомплекс
    «ОП-ОП-ОП» как выражение сильного волнения. Слоговой лепет делается устойчивым,
    оформленным. С 6 мес: и до 8 мес. у ребенкаимеются определенные отрезки времени для самостоятельной речевой деятельности.
    Вначале приближение и обращение взрослого с улыбкой и речью положительно влияет
    на произношение звуков, а затем взрослый начинает мешать. Качественно, меняется
    характер лепета: ребенок тянется к еде и произносит «дя-дя-дя»; он начинает
    подражать лишь определенным звукам взрослого и в этих случаях внимательно
    смотрит в лицо говорящего, молчит или беззвучно двигает губами, открывает и
    закрывает рот. В 9 мес. повторяет за взрослымслоги, которые встречались в его лепете. Повторяет за взрослым самые
    разнообразные слоги, кроме трудно произносимых со звуками [С], [Р], шипящим и
    отмечается истинноё подражание движениям и звукам. По подражанию взрослому
    ребенок говорит «ТЯ-ТЯ, ПА-ПА, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ТЕТЯ, ПАПА, ПА...ДАЙ...ТЕТЯ А-А- А-А,
    БА-БА-БА, ДА, ДЯ; АР-АР-АР; АТЯ-АТЯ, ДЯ-ДЯ, Р-Р-. Р, АХ-АХ-АХ, АТТЯ, АДДЯ».
    Ребенок сам играет в ладошки и лепечет: «НА, НА, НА ... ТЕТЯ». Лепетное
    декламирование слогов в 9 мес. является показателем нормального в будущем
    развития речи. Лепет в это время выступаетаккомпанементом манипулятивных движений. Например, игрушка упала, взрослый
    говорит «упала», ребенок смотрит на игрушку и говорит «ПА». В 10 мес. лепет становитсясредством общения с другими людьми. Повышается способность подражания звукам,
    особенно после 10 мес. Слоги состоят из различных согласных и гласных: КА-ТЯ,
    МА-НЯ. Сначала говорит по слогам, затем слитно. В11мес. употребляет первыеоблегченные слова-обозначения, например, «АВ-АВ», «КИС-КИС» и др. Возникают
    слова «НЕ», «ДА» с соответствующими жестами. «ДАИ АМ» — просит есть,
    употребляет мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на
    проходящего мужчину и говорит: «ДЯДЯ», на женщину — «ТЕТЯ». Сопровождает слова
    взглядом, например, поднимает вверх голову и указательный палец и говорит:
    «ЛЮНА» (луна). Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес.: «АП- ЛЯ...БАБА...БА
    БА...ВАД...ВАД, ТЕТЯ, ДАЙ-ДАЙ, БА-БА АММА, МАММА, ААА, ТИТИ, ТИТИ, ТЯТЯ,
    АТЯТЯ,.ДАИ-ДАЙ; ДА, ДА, ДА». В 12 мес. заканчиваетсяподготовительный этап в развитии речи, и ребенок владеет 8—10 словами типа
    «БАБА, КИС-КИС, МУ, БЭ» и др. Он может образовать до 25 самостоятельных
    слов-названий предметов; владеет способностью соотносить слово с предметом,
    например, поднимает собачку и говорит АВ-АВ-АВ», играет с самолетом — «Т-ТР»,
    смотрит на шарик и говорит «ДЛИ-ЛИ», берет игрушечную кошечку, подносит ее к
    миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь, «НЯМ-НЯМ». Имеется
    нерасчленённость слова и предложения, слова и звука: «А!» — зовет мать, называя
    ее в другой раз «мама»; «У, ВИ» — просит машину; «МАМА, НЯНЯ, ТЕТЯ» — зовет
    взрослого. В 12—13 мес. происходит становлениеактивной речи. Появляется «слово-фраза». Например, ребенок говорит слово «мама»
    и показывает на ее новый наряд; или в интонации появляются обращение, указание,
    жалоба, радость, просьба, желание обратить на себя внимание; говорит «дай» и
    тянет взрослого гулять. Происходит становление активной речи. Этовремя начала и развития ходьбы. С появлением способности передвигаться у
    ребенка быстро расширяются представления об окружающем мире и активно
    развивается речь. В речи ребенка наблюдаются фонематические искажения,
    употребляются корни слогов, ударные слоги, начальные слоги, пропускаются
    трудные звуки, имеются перестановки слогов.
     
    Форум » Психология » Детская психология » Возрастые показатели нервно-психического развития детей (Как происходит развитие ребенка до 3 лет)
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Поиск
    Приглашаем!
    Новинки каталога файлов
    [27.01.2024]
    Мастер - класс "Семейный портрет" (206)
    [29.12.2023]
    Проект В кругу семьи в Центре семейной культуры (170)
    [29.12.2023]
    Имбирное печенье в Центре семейной культуры (173)
    [29.12.2023]
    Ролики о безопасности (214)
    [10.11.2023]
    Зимние заготовки в семейном кругу (222)
    [04.06.2023]
    Чемпионат по ползанию «Ползунки 2023» видео (548)
    [31.03.2023]
    ТНР о Центре семейной культуры, репортаж от 30.03.23 (435)
    [11.11.2022]
    Игры, совместные дела, вкусные посиделки в Излучинске (521)
    Новости форума
  • Татьяна, с ДНЁМ РОЖДЕНИЯ! (27)
  • Надежду Дедюхину с Днём Рождения!!! (58)
  • Босикову Ульяну Юрьевну с Днем рождения! (2)
  • Юлию Рыбак с Днём рождения! (13)
  • Дистанционные школы (2)
  • Гибрид Хонда Шатл в ХМАО, Нижневартовский район (45)
  • Гемофилия. Нижневартовский район ХМАО (4)
  • Татьяну Гутникову с Днем рождения! (2)
  • Социальные услуги
    При использовании материалов с сайта и форума согласование с администрацией и гиперссылка на сайт Семейная культура обязательны

    Семейная культура © 2024