Семейная культура

Меню сайта
Новые публикации
[22.12.2023]
Почему важно обойтись без насилия (202)
[12.12.2023]
Воспитание без насилия (201)
[03.07.2022]
Игры нашего детства нашим детям! (828)
[28.03.2019]
Стишки и потешки для сопровождения массажа и гимнатики младенцам (3235)
[22.04.2018]
Принципы общения: один взрослый; одна ситуация; одно время - один язык (6020)
[22.04.2018]
Игровые упражнения для развития речевого слуха (3848)
[20.04.2018]
Роль шахматного образования в современной школе (5243)
[20.03.2018]
Методики раннего развития (3656)
Статистика
Вход на сайт

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Образование » Дошкольное образование » Различные методики дошкольного образования (Обсуждение методик, применяемых в дошкольных учреждениях)
Различные методики дошкольного образования
Надежда-ДедюхинаДата: Суббота, 19.12.2015, 18:01 | Сообщение # 1
Центр семейной культуры
Группа: Администраторы
Сообщений: 392
Награды: 19
Статус: Offline
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ДЕТСТВО ИЛИ ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Ребенок, который учится работать руками, становится исполнителем. Ребенок,
который учится работать руками и головой, становится создателем.
Ребенок, который учится работать руками, головой и сердцем, становится
творцом.

Руки, голова, сердце

Малыш, который совсем недавно казался крошечным, теперь уже не держится за мамину юбку и даже
говорит: "Я сам". Он любит по двадцать раз в день рассказывать наизусть
стишок "Милый котик сел на плотик, моет ротик и животик". Он подружился с
соседским карапузом. У него уже есть любимые сказки и игры. В песочнице
он подрался из-за синего совочка. Он взрослеет.
Мамочки малышей-ровесников с детской площадки вовсю обсуждают, в каком детсаду
ребенку будет лучше: в одном - каждый день кормят ананасами, в другом -
учат английскому, в третьем - как раз набирает группу самая добрая в
мире воспитательница. Куда же податься?
В поисках ответа на этот вопрос я набрела на вальдорфскую педагогику, которая не спешит нагружать
малое дитя иностранными языками и математикой, а предлагает сначала
научить кроху осознавать себя в мире, воспитать его яркой, свободной
личностью.
А начинают вальдорфцы с заботы о трех человеческих сущностях: теле, душе и духе. Иными словами, педагоги рассматривают
ребенка как целостного, гармоничного человека во всех его проявлениях -
интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.
Рудольф Штайнер, австриец по происхождению, ученый, художник и философ, основал
первую вальдорфскую школу в 1919 году в немецком городе Штутгарте. В ее
основе - глубокое понимание внутреннего мира ребенка: кто он, как
развивается, как откликается на воздействие окружающего мира. Задача
такого образования - разностороннее развитие малыша. Обучение, в которое
включены и руки, и голова, и сердце. Обучение, которое не загружает
детскую память, требуя от дошкольника механического запоминания
стихотворения, алфавита, порядка чисел. Может быть, поэтому вальдорфским
педагогам удается сохранить и приумножить в каждом ребенке искреннюю
любовь к учению?

Ребенок копирует и подражает

Согласно вальдорфской концепции, развитие ребенка идет семилетними циклами. И
первое семилетие - самое важное. Оно является фундаментом для дальнейшей
жизни, в нем закладывается основа для здоровой сильной воли в чувствах,
мыслях, поступках и стремлениях. В ребенке формируются самые глубокие
пласты и уровни личности. Именно поэтому на первый план выступают не
формальные требования к знаниям, а человеческие отношения с
воспитателем, общее самочувствие малыша в детском саду, атмосфера в
группе. Развитее ребенка начинается с восприятия - увидеть, пережить,
удивиться. Так приобретается жизненный опыт, потом на его основе
делаются выводы и строятся теории.
Малыш в этом возрасте - единый орган чувств, он открыт окружающему миру, впитывает его, словно губка.
Все хорошие и плохие поступки, радость и гнев, мимика и интонации
взрослых - все это ребенок воспринимает, и, подражая, обучается.
Малыш постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Ему, как существу,
наиболее близкому к естественным законам природы, свойственно
подражание, то есть неосознанное копирование поведения. Поэтому в
вальдорфских детских садах нет деления на группы: младшую, среднюю,
старшую. Есть разновозрастная группа, в которой дети от 3,5 до 6 лет
живут, как в большой семье. Маленький ребенок стремится подражать
старшим, участвовать во всем, что они делают, и обучаться. А дети
постарше подражают воспитателю и закрепляют свои навыки, помогая
малышам.

Ритмы жизни

В детском саду дети живут в ритме дня, недели, года. Причем эта ритмичность не является каким-то
надуманным педагогическим изобретением, а соответствует великой мудрости
наших предков: жить в согласии с тем, что нас окружает, что было и
будет всегда, независимо от нас и наших желаний, - явлениями природы,
сменой времен года.
Ритм является носителем здоровья, с ритмом связаны все жизненные процессы. И если создать для ребенка определенный
ритм, дать возможность проживать неизменную последовательность событий
своей жизни, то он обретет уверенность и спокойствие. Ритм недели связан
с повторяющимися по одним и тем же дням занятиями.
Годовой ритм связан со сменами времен года - зимой, весной, летом и осенью. Каждый
сезон приносит с собой особенные чувства, которые воспитатель передает
детям в игре, хороводе, стихах, песнях, занятиях рукоделием и живописью.
Например, зимой дети лепят из теплого воска, который передает малышам
чувство защищенности и уют. Летом ребята рисуют акварельными красками,
которые несут с собой свежесть и прохладу. Весной, когда природа
пробуждается, воспитатель рассказывает о том, что пришло время обработки
земли, и малыши на детской площадке делают свои грядочки и сажают
пшеницу, мастерят изделия из дерева, лозы, шерсти, ткани. Так дети
переживают настроение сезона, и из этого сопереживания рождается чувство
близости с природой. Завершение каждого сезона, целой эпохи для
ребенка, всегда отмечают особенным праздником, который не готовят
заранее и не репетируют изо дня в день. Он как бы рождается сам собою и
становится кульминацией всех чувств. И самое лучшее угощение на нем -
это пироги, выпеченные детскими ручонками из муки, которую они сами
смололи из пшеницы, которую они сами вырастили!

Жизнь в сказке

Ну а самый главный праздник для каждого ребенка - это, конечно же, его
День Рождения. Малыш принимает поздравления, сидя на троне. А
воспитатель рассказывает сказочную историю о появлении на свет
именинника - о появлении не как случайном событии, а как о долгожданном
подарке любящим родителям от Ангела-хранителя, который будет
сопровождать ребенка всю жизнь и помогать ему в самые трудные минуты...

"Вдох" и "выдох"

Режим дня в вальдорфском садике связан с "вдохом" и "выдохом". "Вдох" - это
время, когда воспитатель занимает внимание детей: хоровод, сказка,
живопись, лепка, пальчиковые и жестовые игры. "Выдох" - это свободное
время малышей, которое связано с игрой или деятельностью взрослых.
Например, воспитатель делает игрушки, шьет, вяжет или рисует, а
ребятишки, заинтересовываясь его занятием и подражая ему, тоже
втягиваются в работу. Это может быть подготовка к празднику, рукоделие,
плетение корзин, рисование мелками, выпекание булочек. Детям не задают
определенной темы, и нет никакого давления извне. Стимул - только
интерес ребенка, его фантазия, всячески поддерживаемые и развиваемые
взрослыми.
Как же строится вальдорфский день? Первый "вдох" - это утренний круг, ритмическая игра-действие, в которой дети вместе с
воспитателем проговаривают и поют какой-нибудь игровой сюжет. Такой
способ занятий позволяет малышам, непоседам и егозам, соединить свои
возрастные особенности с занимательными речевыми упражнениями в виде
игры. Дети копируют определенные движения-жесты воспитателя, ритмически
двигаются. Повторяя эти игры каждый день в ненавязчивой форме, ребята
запоминают стихи и песни. У них развивается память, а движения день ото
дня становятся более четкими и скоординированными. Каждую неделю малыши
узнают новую сказку, которую воспитатель рассказывает или показывает в
виде театрального мини-представления. Дети, подражая взрослому, не
только сами начинают рассказывать эти сказки, но и придумывают новые.
Развиваются и музыкальные способности малышей, слух и чувство ритма -
ведь в группе много поют. А пение воспитатель сопровождает игрой на
флейте, ксилофоне, лире или другом народном инструменте. Так, благодаря
игре, сказкам и музыке, решается одна из главных задач воспитания
маленького человечка - созвучие души и тела.
Пальчиковые и жестовые игры, которыми малыши занимаются после дневного сна (это второй
"вдох"), развивают мелкую моторику рук и речи. Ведь каждый пальчик, как
и все человеческое тело, имеет свое представительство в коре больших
полушарий мозга, которые расположены очень близко к центрам речи. Так,
благодаря интересным занятиям, у малышей развивается речь.
За "вдохом" следует "выдох" - подвижные игры, координирующие движения и
чувство равновесия, и игры-ожидания… Что это такое? Представьте:
воспитатель в один тканевой мешочек насыпает, например, кофейные зерна, в
другой - каштаны, в третий - соль (вариантов очень много). А детишки по
внешнему виду мешочков, ощупывая их, и запуская ручонки во внутрь,
стараются угадать, что же там спрятано. Такие игры развивают интуицию,
осязание и внимание.

Детское искусство

Один раз в неделю в группе проводят занятия различными видами искусства. Это и живопись
акварельными красками, и рисование цветными восковыми мелками, и лепка
из пчелиного воска или воскового пластилина. Сначала малыши разогревают
воск в своих ручках, а когда он становится теплым и более пластичным, то
сам начинает согревать маленькие пальчики. Лепка развивает моторику и
чувствительность кистей и пальцев.
Во время рисования или, правильнее, "игры с красками", детям не задают общей темы, их
воображение не привязывается к заданному шаблону. Воспитатель лишь
побуждает малышей к творческому фантазированию. И если рисунки малышей
обычного детсада впоследствии мало чем отличаются друг от друга (и
ничего удивительного - там хвалят за похожесть, приводя в пример
"правильные", "хорошие" рисунки), то в вальдорфской группе все дети
рисуют так интересно и своеобразно, что удивляют даже специалистов. Ведь
каждый ребенок одарен врожденным талантом не просто слышать звуки или
видеть цвета, но и душой откликаться на их воздействие.
Очень важно, что детское творчество воспитатель не оценивает как хорошее или
плохое. Собственное произведение всегда нравится ребенку, и это дает ему
желание продолжать творить, не оглядываясь на то, похож его результат
на образец или нет.

Игра в камушки

Игрушки в вальдофских садиках рукотворны или природны. Это камушки, нитки, желуди, деревянные
кубики, вязанные или шитые самодельные куклы и фигурки животных. Они
позволяют малышу пофантазировать, додумать что-то свое, сочинить новую
сказку, в отличие от детально прорисованных пластмассовых игрушек, не
оставляющих шанса для детских "придумок". Но не только самоделки учат
детей смотреть и видеть, чувствовать и понимать происходящее вокруг,
осознавать причинно-следственные связи - помогает и тесное общение с
реальным миром. Воспитанники вальдофских дестких садиков и школ (которые
существуют более чем в ста странах мира), выращивают на грядках пшеницу
и пекут из нее хлеб, прядут нитки и ткут из них ткань, трудятся в
кузнях и ухаживают за животными. "Вальдорфские" дети получают гораздо
более широкое и глубокое представление об окружающем мире, чем те, что
часами просиживают за компьютером или обучаются по изготовленным для них
взрослыми формальным пособиям.

Кстати

Обстановка игровой комнаты - естественна и гармонична. Деревянные стеллажи, столы, полки,
маленькие плетеные стульчики, корзины с игрушками. Легкие и пестрые
натуральные материи, из которых можно соорудить и "халабуду", и плащ
рыцаря, и наряд принцессы. Здесь нет пластмассы и синтетики. Стены,
занавеси, пологи на деревянных кроватках - в нежной розовой гамме,
наиболее естественной и полезной для маленького ребенка.

На заметку

Многих пугает то, что в вальдорфском садике не занимаются ранним обучением
математике, письму, чтению. Но если предлагать малышу заучивать готовые
знания, разве он станет от этого мудрее? Вальдорфская педагогика
способствует развитию и мышления, и воображения, и характера.
Представьте, например, какие мыслительные и творческие процессы
происходят в ребенке, придумывающем и собственноручно "строящем" свою
сказку!

Мария ГАЛЬЧЕНКО, Журнал "Мир семьи", № 4, 2004
 
Форум » Образование » Дошкольное образование » Различные методики дошкольного образования (Обсуждение методик, применяемых в дошкольных учреждениях)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Поиск
Приглашаем!
Новинки каталога файлов
[27.01.2024]
Мастер - класс "Семейный портрет" (223)
[29.12.2023]
Проект В кругу семьи в Центре семейной культуры (181)
[29.12.2023]
Имбирное печенье в Центре семейной культуры (183)
[29.12.2023]
Ролики о безопасности (226)
[10.11.2023]
Зимние заготовки в семейном кругу (236)
[04.06.2023]
Чемпионат по ползанию «Ползунки 2023» видео (564)
[31.03.2023]
ТНР о Центре семейной культуры, репортаж от 30.03.23 (443)
[11.11.2022]
Игры, совместные дела, вкусные посиделки в Излучинске (529)
Новости форума
  • Татьяна, с ДНЁМ РОЖДЕНИЯ! (27)
  • Надежду Дедюхину с Днём Рождения!!! (58)
  • Босикову Ульяну Юрьевну с Днем рождения! (2)
  • Юлию Рыбак с Днём рождения! (13)
  • Дистанционные школы (2)
  • Гибрид Хонда Шатл в ХМАО, Нижневартовский район (45)
  • Гемофилия. Нижневартовский район ХМАО (4)
  • Татьяну Гутникову с Днем рождения! (2)
  • Социальные услуги
    При использовании материалов с сайта и форума согласование с администрацией и гиперссылка на сайт Семейная культура обязательны

    Семейная культура © 2024