Надежда-Дедюхина | Дата: Вторник, 16.12.2014, 09:51 | Сообщение # 1 |
Центр семейной культуры
Группа: Администраторы
Сообщений: 392
Награды: 19
Статус: Offline
| Наверное, нам еще рано делиться своим опытом в семейном обучении детей. Точнее, рано делать какие-то выводы, но рассказать, как мы «дошли до жизни такой», что нас подтолкнуло изменить привычный для всех уклад школьных лет, и как все происходит, наверное, стоит сразу, потому что воспоминания все-таки немного искажают реальную картину. Итак, о нашем семейном образовании и нашей семье. Не ходить в школу я мечтала еще в детстве, несмотря на то, что проблем с обучением, учителями и одноклассниками у меня никогда не было. Конечно, как и всем, наверное, хотелось, чтобы школа, система образования стала другой, идеальной, лучшей. Во время перестройки эти мечты подогревались телепередачами и статьями об учителях-новаторах, экспериментальных школах. Наверное, поэтому и пошла в пединститут – строить новую систему образования по стопам таких вот новаторов. Но как-то не туда все в итоге изменилось в нашей школе, в том числе и высшей, и работать учителем мне не пришлось, хотя и тружусь я на ниве образования, дополнительного. В общем, все-таки знаю внутреннюю кухню школы и с позиции учителей, и на взгляд учеников. О такой форме, как семейное образование узнала еще до того, как мои дети пошли в первый класс, и очень хотела попробовать учить их дома. Долгое время только хотела, но не решалась – боялась, что не справимся, считала, что детям нужно дать возможность пожить в коллективе, тем более, что старший рос человеком общительным. И все-таки идея о семейном образовании в нашей семье обсуждалась, изучалась, анализировалась, и в итоге мы решили в восьмом классе дать возможность старшему сыну учиться дома. Юридические вопросы изучили, все, что мы нашли, вы можете прочитать на нашем форуме в том числе из опыта Нижневартовской семьи (Модератор форума: Anna27). С прошлого учебного года семейники стали испытывать некоторые сложности, например, материального плана – там, где родители получали денежную компенсацию, ее перестали выплачивать, изменились формальные отношения со школами в связи с изменениями формулировок в законе, ну и другие тонкости. В нашем же случае сложность была в том, что такой формой образования никто в Нижневартовском районе не пользовался. Тем более, что мы решили не перейти на семейное образование, а сочетать две формы обучения – очную форму в образовательном учреждении и семейное образование. Ну если по-русски, то Герман ходит в школу на физику, химию и английский язык, а остальные предметы изучает дома. По закону, в конце учебного года он должен пройти аттестацию по всем предметам, которые изучал самостоятельно, отметки по трем выше названным предметам ему выставляют, как и всем остальным – по четвертям и в конце года. Фактически в школе он бывает ежедневно – на одном или двух уроках, и конечно, выполняет домашнее задание, которое задают в классе. Чтобы не было «окон», если «его» уроки в расписании стоят не рядом, он приходит на урок в параллельный класс, благо во всех параллели эти предметы ведут одни и те же преподаватели. Конечно, такое наше решение вызвано опять же опасениями и некой неуверенностью в своих силах – предметы сложные, помочь сами мы вряд ли сможем, а репетиторов нанимать накладно. Но, наверное, лучше было бы иметь полную свободу от школы, чтобы более продуктивно распоряжаться своим временем. В общем-то эта цель и была главным доводом нашего сына – он хотел работать, серьезно заняться спортом, посещая тренировки в Нижневартовске, ну и заниматься творчеством – писать рассказы, снимать фильмы. Все это совместить никак не удавалось – уроки заканчиваются в 14-15 часов, минимум 2 рабочих часа в день, тренировки через день, но тоже не меньше 2-3 часов занимают, включая дорогу, а еще и уроки делать надо. В общем, суток не хватало никак. Поговорили, посчитали, прикинули, и решили, что без походов в школу можно справляться со всеми своими обязанностями и задумками можно быстрее. Например, можно быстрее изучать школьную программу – за час и параграф прочитать, и практические задания, которые на дом задают, выполнить, ну или вообще отдельные предметы освоить и сдать досрочно. Такие были мысли. У меня, честно говоря, еще была надежда на то, что такое обучение даст сыну реальные знания, а не просто умение получать хорошие отметки. Ну не буду сейчас заниматься критикой системы образования в целом, вернемся к нашему опыты. Итак, во-первых, мы не раз сходили в школу и по телефону поговорили с Управлением по образованию. После всех разговоров поняли, что нам никто не разъяснит, какие шаги мы должны предпринять, потому что, повторяюсь, прецедентов перехода на сочетание различных форм обучения в Нижневартовском районе не было. Пришлось еще раз проштудировать Интернет, изучая чужой опыт, и определить для себя конкретные шаги, которые необходимо сделать, чтобы учиться, как хочется. Их в общем-то, немного. По закону родители обязаны написать заявление в образовательное учреждении о своем желании изменить форму получения образования, уведомить Управление по образованию (или другой орган местного самоуправления, выполняющий его функции) о своем решении, далее заключить Договор со школой, ну и договориться о деталях. Конечно, все не быстро, потому что никто не знает, что и как правильно делать и оформлять. Но примеры и заявлений, и уведомлений, и договоров есть, их можно брать за образец и менять под свои условия. И в школе, и в Управлении образованием должны быть приняты положения Об организации получения общего образования в форме семейного образования, в соответствии с которым и оформляется договор. Хорошо, конечно, когда к договору прилагается график промежуточных аттестаций и конкретные требования по предметам. Но мы конкретных дат в договоре не прописали, возможно, и к лучшему. На совещании с учителями-предметниками мы договорились, что отдельные предметы, такие как изо, технология, информатика, сын может изучить и сдать досрочно, аттестация по другим предметам, изучаемым самостоятельно у него тоже начнется раньше, чем у остальных – не в конце, а в начале мая, чтобы к концу мая он мог со всем классом сдать экзамены, предусмотренные учебным планом. Вообще, можно было бы выбрать и свои индивидуальный график промежуточной аттестации (кстати, промежуточная аттестация – это аттестация в конце учебного года, а не по четвертям, итоговая же – это только ГИА и ЕГЭ), но мы решили пока не отрываться сильно от класса, и там, где есть возможность проходить аттестацию со всем классом, мы будем ее проходить вместе с классом. Вот даже дополнительно в первом полугодии сдали зачет по русскому языку (как и весь класс), по математике сын пойдет писать итоговую контрольную, и в дальнейшем тоже согласился писать контрольные вместе с классом. Хотя, повторюсь, по закону мы могли бы этого не делать – главное требование – аттестовать учащегося в конце учебного года по всему курсу. Учителям пока сложно понять, как это сделать, ведь остальных учеников они наблюдают ежедневно в течение года. Но надо отдать должное – все предметники в письменном (печатном)))) виде подготовили перечень вопросов и заданий, которые Герман должен освоить к аттестации. Форма сдачи аттестации тоже разная – где-то проект, где-то тесты, где-то собеседование, по литературе и русскому языку еще написанные сочинения. В общем, работы немало, сын очень много времени тратит на учебу – читает, решает, пишет, смотрит видеоуроки, ищет объяснение решений сложных задач. В основном справляется сам, я подключаюсь редко. Сам же составляет распорядок занятий, может быть, даже слишком плотный. Вот в этом я вижу сейчас свою задачу – помочь в плане организации, чтобы не перегорело желание так учиться. Потому что уже сейчас сын говорит, что никогда столько не учился, и одноклассники выполняют в разы меньше работы. Так что не уверена, что на сегодняшний день мы выиграли в плане освобождения времени. Если бы Герман уже определился с направлением своего будущего образования, наверное, можно было бы меньше времени уделять тем предметам, которые не пригодятся в дальнейшем, но сейчас трудно решить, что понадобится. Поэтому изучаем все в равной степени. Не скажу, что все дается легко и просто, бывает, голову приходится ломать подолгу, и понервничать иногда случается, в итоге, доходит до правильного решения сам, хотя никто из учителей не отказался помогать в случае затруднений – все приглашают на факультативы, где можно выяснить любые вопросы. Продолжение следует.
|
|
| |