Бабка повивальная - всем родня дальняя
Приобретение знаний, отказ от старых теорий и убеждений и замена их новыми — процесс постоянный, но неоднозначный. Часто в погоне за лучшим люди забывают о проверенной веками практике, безжалостно вычеркивают опыт предков, а спустя годы с удивлением обнаруживают, что не смогли придумать ничего лучше. И тогда в нашу жизнь возвращаются забытые традиции, профессии... и праздники.
Бабьи каши
Праздник Бабьи каши, в который чествуют повивальных бабок, был жив в некоторых деревнях еще каких-нибудь сорок лет назад. Для горожан «повивальная бабка» — архаичное словосочетание, которое несет скорее негативный оттенок, означающий невежество, а между тем на селе эта специальность была очень уважаемой. Повитуха была желанной гостьей в каждом доме, на любом празднике, ведь именно она помогала появлению в семье самого главного богатства — новой человеческой жизни.
Бабьи каши отмечали на следующий день после Рождества, то есть 8 января, или 26 декабря по старому стилю. В этот день повитуха принимала многочисленных гостей — к ней шли молодые семьи за благословением, родители вели к ней детей и несли подарки. Чаще всего это были деньги и угощения, предназначенные для совместного употребления — блины, пироги, водка и особая каша, которая и. дала название празднику. Также с пожеланиями здоровья и подарками шли женщины, которым вскоре предстояло рожать.
Местная повитуха собирала у себя детишек, которым помогла появиться на свет, для них она на всю жизнь оставалась не только родным, но и почитаемым человеком. В этот день у повитухи было полно угощений, и она щедро делилась ими с пришедшими детьми. Для детворы это был еще один веселый зимний праздник — обходя дворы, ребятня собирала обрядовое печенье в виде коровки, которое пеклось почти в каждом доме.
На Бабьи каши, или . по христианской традиции в Собор Святой Богородицы, возносили благодарственные молитвы, совершались службы иконе Богоматери «Помощь в родах». А по народным приметам судили о предстоящей погоде — ясный день предвещал хороший урожай проса, писк синичек сулил морозную ночь, а крик ворон и галок обещал снегопады и метели.
Кто такая повитуха?
Как правило, в деревне была лишь одна повивальная бабка, но она неизменно пользовалась уважением и практически непререкаемым авторитетом. Она была не только человеком, оказывающим практическую помощь при родах и обладающим соответствующими навыками, но и считалась носителем неких сакральных знаний.
Обязательным качеством для повитухи была нравственная чистота, ведь люди верили, что свой характер и моральный облик она передает детям, которых принимает. Как проводник новой души из потустороннего мира в этот, повитуха ведала, будет ли жить народившийся младенец, и делала все, чтобы он в этом мире остался.
Свои знания повитухи, как правило, получали по наследству, но только тогда, когда этому подойдет срок. Повивальной бабкой становилась только замужняя или овдовевшая женщина в возрасте. Обязательно, чтобы у нее были свои дети, ведь как можно пособлять в родах, если сама ни разу этих трудов не испытала? Хорошо, если у повитухи много детей, обязательно здоровых и красивых, тогда и рожать с ней будет легко. Ученицу повитуха обычно выбирала из своих дочерей. С подросткового возраста она брала ее с собой на роды, где будущая повитуха помогала и обучалась основам своего ремесла.
Легкие роды — здоровые дети
Исправно неся свою функцию на протяжении многих веков, повитухи облегчали труды рожениц молитвами, заговорами и травяными снадобьями. И в этом нет никакого «мракобесия» — уже давно выявлена тесная связь между психологическим состоянием и физиологическими процессами, протекающими в организме. Повивальные бабки использовали те «инструменты», которые помогали женщинам избавиться от боли и преодолеть страх, а значит, обрести душевный покой, необходимый для легких родов не меньше, чем хорошая физическая форма.
Часто повивальная бабка жила в доме роженицы несколько недель и пользовалась таким ее доверием, как никто из членов семьи. Этот духовный контакт играл не последнюю роль, когда приходило время рожать. Повитуха не покидала дом родильницы, пока не убеждалась, что и мать, и ребенок чувствуют себя хорошо. На прощание ее одаривали подарками, производили ритуальное «размывание рук», когда повитуха и мать по очереди моют друг другу руки, а потом провожали. Конечно, многие старинные традиции сегодня кажутся нам нерациональными и даже вредными.
Пуповину новорожденному перевязывали ниткой, свитой с волосами матери, чтобы связь между ними, по народному поверью, оставалась на всю жизнь. С этой же целью только что родившегося младенца заворачивали в отцовскую рубаху или штаны, причем одежда не должна была быть заготовлена заранее, а только что снята с тела. Считалось, что отец будет сильнее любить такого ребенка, а тот будет лучше спать. Чтобы привязать ребенка к дому, запеленатого таким образом младенца повитуха поднимала к матице — балке поперек дома, на которую опирается в деревенских избах потолок и которая считается центром и самым важным местом в доме. И уже только после этого повитуха обмывала младенца, вела родильницу и малыша в баню, где «правила» их, очищала от сглаза и помогала вернуться в форму.
Особое отношение было и к «детскому месту». Тщательно промытую и завернутую в тряпицу плаценту зарывали в землю, произнося при этом особые молитвы. Считалось, что связь с плацентой у человека сохраняется всю жизнь, поэтому «похороненная» в родной земле, она будет всегда поддерживать «хозяина».
Возрождение традиций
После повсеместной победы научного подхода к родам повитухам не осталось места в родовом процессе. С годами эти лучшие помощницы рожениц сделались деревенскими самоучками, способными запросто угробить и мать, и ребенка. Слишком ретивое внедрение в практику очередной теории еще никогда не приносило пользы. Не так давно молозиво считалось вредным и, несмотря ни на что, требовалось выдерживать между кормлениями четырехчасовой перерыв.
Сегодня мы пожинаем плоды прерывания традиции грудного вскармливания — далеко не каждая молодая мать способна правильно приложить ребенка к груди, и нет рядом человека, который мог бы подсказать ей, как это сделать (а раньше эту помощь могла оказать повитуха). Каждый третий ребенок появляется на свет в результате кесарева сечения, то есть треть женщин не в состоянии родить без помощи хирурга. Одной из причин этой печальной картины можно считать искоренение повивального искусства, основанного на естественном подходе к родам, который сейчас вновь активно проповедуется.
Возврат к повивальным традициям ни в коем случае не означает, что нужно отказаться от квалифицированной помощи врачей, на время родов уезжать в деревенскую избу и пренебрегать правилами антисептики. Требуется самое сложное — найти золотую середину. И возможность такого баланса есть. Знакомство с врачом задолго до родов обеспечивает то самое доверие и контакт, пусть и не такой близкий, как с живущей в доме повивальной бабкой. Различные варианты безопасных родов на дому, когда вместо казенной обстановки окружают родные стены, предусматривают присутствие опытной акушерки, которая сможет определить, требуется ли вмешательство врача, а в случае необходимости доставить роженицу в медицинское учреждение. Создаются центры, позволяющие сочетать повивальное искусство и современные достижения медицины. И пусть процесс этого единения народных традиций и науки протекает медленно, но есть надежда, что «физиологично». А раз так, то, возможно, старинный праздник Бабьи каши будет отмечаться не только в глухих деревнях и реставрироваться силами краеведческих обществ, а станет подлинно живым праздником. Ведь пока рождаются дети, будут и те. кто помогает им появиться на свет. Наталья ИВАНОВА
|