Главная » 2014»Апрель»17 » Функции семьи и ее роль в обеспечении потребностей развития ребенка
Функции семьи и ее роль в обеспечении потребностей развития ребенка
19:00
17 апреля в Общественной организации «Центр семейной культуры» Нижневартовского района прошел семинар «Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка». Вели семинар педагоги-психологи, приглашенные из Нижневартовского детского дома «Аистенок», - Ипполитова Мария Викторовна и Калашникова Екатерина Валерьевна.
В рамках выше обозначенной темы были рассмотрены два блока вопросов: функции семьи и потребности развития ребенка. На первый взгляд, ничего нового данные подтемы в себе не несут и не выявляют глубинных познаний в области психологии семьи. Однако очевидно, что они составляют базис выстраивания правильных семейных отношений, без чего невозможно здоровое развитие ребенка и полноценное воспитание. В связи с этим предлагаем обзорно ознакомиться с основными понятиями, данными специалистами на семинаре. Скорее всего, многое Вас заинтересует, и Вы без труда сможете на досуге заняться самообразованием, обратившись к специализированной или научно-популярной литературе по семейной психологии.
В первую очередь определим, что же такое «семья». Семья – это системно-функциональное объединение эмоционально-значимых людей на основе супружества, родства и родительства. В дополнение к этому отметим, именно супружеские отношения дают ребенку представления о модели поведения в семье, что играет немаловажную роль в его благополучном будущем при создании собственной семьи.
Для каких же целей и потребностей человек создает семью? Ответ кроется в разъяснении функций семьи, каждая из которых должна выполняться, иначе постепенно утрачивается жизнеспособность брачного союза.
1. Хозяйственно-экономическая (включает обустройство дома, ведение хозяйства, формирование и расходование бюджета и другое).
2. Сексуально-репродуктивная (деторождение, удовлетворение физиологических потребностей для гармонизации отношений, любовь).
3. Образовательно-воспитательная/функция социализации (состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях).
4. Коммуникативно-восстановительная (совместный отдых, досуг, забота о духовном здоровье и благополучии семьи).
5. Регенеративно-наследовательная (преемственность традиций, истории рода, фамильных драгоценностей из поколения в поколение).
6. Психотерапевтическая (отражает стабильность близких эмоциональных отношений, включает взаимные сопереживание, понимание, поддержку, защиту).
Психотерапевтическую функцию выделяют как одну из наиболее важных на современном этапе развития общества, так как некоторые традиционные функции семьи утратили свою актуальность. От эмоциональной атмосферы семьи зависит эффективность функций ее жизнедеятельности, что определяет здоровье семьи в целом, устойчивость брачно-семейных связей.
Семейное воспитание имеет свои особенности и строится на:
- эмоциональном характере семейного воспитания, основывающегося на родственных чувствах;
- постоянстве и длительности;
- чувстве защищенности, любви, принятия;
- психологических механизмах социализации (подкрепление и идентификация).
Перечислим потребности ребенка, которые родителям необходимо удовлетворить при его воспитании и развитии: потребность в безопасности, здоровье, умственном развитии и образовании, привязанности, идентичности, социальной адаптации, устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением, эмоциональные потребности.
Нереализованные потребности развития ребенка приводят к различным заболеваниям, это могут быть неврозы, фобии, боязливость, узкий кругозор, примитивность мышления, психосоматические заболевания. Поэтому психологи не раз подчеркивают, обязанности по должному и всестороннему воспитанию и развитию ребенка лежат на плечах родителей, а не развивающих клубах и образовательных учреждениях. В первую очередь основы закладываются в семье.
В завершении полуторачасового семинара каждому участнику представилась возможность высказать свое мнение по поводу услышанного и увиденного (велся показ слайдов). К сожалению, временные рамки не позволяют нам в полном объеме получить интересующую информацию по теме от специалистов, зато подобные встречи дают возможность восполнить пробелы и получить ответы на многочисленные вопросы самостоятельно, так как базовые знания уже были заложены.
Центр семейной культуры ежемесячно проводит семинары с практикующими психологами из г. Нижневартовска. Предлагаем желающим присоединиться к нашей встрече в следующем месяце.