Образовательный стандарт по литературе, апробация которого начинается в 2013 году, оказался в центре критики: Минобразования и Российская академия образования посчитали, что в старших классах нужно проходить Людмилу Улицкую и Виктора Пелевина.
Очередной конфликт вокруг реформы образования разгорелся в январе после появления в книжных магазинах Москвы и ряда других российских городов новой программы по литературе, которая составлена Российской академией образования (РАО). Методичка, собранная, по словам авторов, с учетом новых образовательных стандартов (Львова С. И., Ланин Б. А. и др. Русский язык и литература. Примерные программы среднего (полного) общего образования. М., 2013), перечисляет в алфавитном порядке классиков и современников, которых школьники должны будут проходить на уроках литературы.
Именно РАО проводит рецензирование всех школьных учебников, которые затем становятся обязательными для школ. Перечисленные в методичке произведения являются, как сказано в тексте, "ориентиром для составления рабочих программ по учебному предмету и определяет инвариантную (обязательную) часть содержания образования".
Стоит отметить, что сам федеральный образовательный стандарт по русскому языку и литературе впервые в истории старшей школы не подразумевает того, что называется "программа", то есть списка обязательных к прочтению книг.
О новом стандарте известно вообще не слишком много. "В соответствии с законодательством России в области образования новый стандарт в старшей школе во всех образовательных учреждениях начнет вводиться с 2020 года. Вместе с тем по желанию или по мере готовности общеобразовательные учреждения могут начать работать по новым стандартам в старшей школе в апробационном режиме, если в них созданы все необходимые условия – кадровые, материально-технические, организационные, финансово-экономические и другие, с 2013 года", – говорится в заявление ведомства.
Важными нововведениями стандарта являются сокращение часов на преподавание (в 10–11-х классах – с 210 до 140), а также сливание русского языка и литературы в один предмет, который так и называется "Русский язык и литература". При этом обязательным является ЕГЭ только по языку, что очевидным образом ставит литературу в подчиненное положение.
Зато вырос список авторов, которых придется изучать школьникам, и именно вокруг этого списка и разгораются основные баталии. В перечне базовых авторов больше нет Александра Куприна, Николая Лескова и Алексея Толстого. Из шолоховского "Тихого Дона" теперь можно знать лишь "избранные главы". Из программы исчезают "Медный всадник" Александра Пушкина, "Петербургские повести" Николая Гоголя, чеховские рассказы "Студент", "Человек в футляре", "Дама с собачкой", а также "Одесские рассказы" Исаака Бабеля. Все эти тексты стали достоянием углубленного изучения литературы.
Послевоенная советская литература в свою очередь теряет прозу Георгия Владимова, Виктора Астафьева и Сергея Довлатова, драматургию Александра Вампилова, а также поэзию Беллы Ахмадуллиной, Николая Рубцова, Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы.
При этом в школьную программу предложено включить романы "Generation П" Виктора Пелевина и "Казус Кукоцкого" Людмилы Улицкой. Также школьники познакомятся с творчеством фантаста Сергея Лукьяненко, поэта Асара Эппеля, прозаиков Владимира Маканина, Юрия Домбровского, Анатолия Рыбакова, Фазиля Искандера и Юрия Рытхэу.
Реконструируя логику предложенного списка, можно догадаться, что реформа школьного образования в части литературы ориентирована на ее "осовременивание". Один из чиновников, просивший не называть его имени, в интервью газете "Взгляд" отметил, что "никто уже классиков не понимает, все это от современного школьника далеко, пусть будет Лукьяненко, хоть что-то прочтут".
Не согласны с таким подходом школьные учителя, которым не до конца понятны методика формирования списка и включенные в него произведения. Валерия Лазарева, кандидат педагогических наук, методист, учитель литературы одной из школ новосибирского города Кольцово отметила, что проблема школьной литературы не только в исключении Лескова. "Я работаю в старших классах, – рассказала Лазарева. – ЕГЭ есть, а стандартов нет, творится абсолютная неразбериха".
Не очень понятны учителю и мотивы включения в список некоторых текстов. "Список составлен по алфавиту, Пелевин и Пушкин стоят там рядом. Стандарт апробируют на пилотных школах, и я бы меньше всего хотела под эту апробацию попасть. 10-й класс – он самый насыщенный, там Достоевский, там Толстой, а количество часов сокращают. В 11-м классе – "Казус Кукоцкого" Улицкой, он меня добил: там об абортах, зачем это нужно?"
Лазарева объяснила, как, по ее мнению, можно включать современных писателей в курс русской литературы: "Из Виктора Пелевина – чтобы познакомиться с его произведениями – в контексте антиутопий XX века можно включать "Затворника и Шестипалого", это, по крайней мере, логично".
Проблемой, впрочем, является не только примерный перечень обязательной литературы, но и сам принцип его формирования. Алексей Федоров, кандидат филологических наук, заведующий редакцией литературы издательства "Русское слово", учитель литературы гимназии № 1516 отметил, что недоумение вызывает тот факт, что список обязательной литературы исчез из стандарта. "Для литературы список дидактических единиц особенно важен, он и есть – главное, а все остальное – технология. В этом году впервые литература осталась без содержания, а ведомство устранилось от проблемы наполнения образования", – пояснил Федоров.
Он также рассказал о сложностях, с которыми столкнутся учителя: "В отличие от стандарта, опубликованная примерная программа документом не является, она предлагает некий образец – это теоретически, формально. Однако никаких других ориентиров для составителей авторских программ, которые ложатся в основу учебников, просто нет. Представленная программа оказалась настолько вопиющей, что показала, в чем была опасность новых ФГОСов. Нет широкой экспертизы и обсуждения. Примерная программа сделана авторским коллективом и выдана с претензией на то, что этот список и есть обязательные для всех произведения. Будем надеяться, что появится менее экстремальный вариант. Oднако то, что именно этот вариант появился первым, говорит о грустных тенденциях", - заявил Федоров.
Я, конечно. удивлен этим странным списком. Трудно понять чем руководствовались чиновники... Впрочем, если я не ошибаюсь то РАО получает отчисления от использования авторских прав. Понятно, что за Александра Сергеевича никто им платить не будет, а вот громадные школьные тиражи той же Улицкой, вполне позволяют РАО неплохо заработать. Думаю, где-то здесь причины.
Последнее время так много глупости, что комментировать каждую нет никакой возможности. Почему-то мне кажется, что этот бизнес-финт со списком не пройдет. Не знаю, на чем зиждется такая моя уверенность. Наверное, на здравом смысле, который, надеюсь, в конце концов победит.
член союза Российских писателей Александр Папченко
Что-то совсем уже всё открыто, просто и подло. Ну как тут не заподозрить что наши влиятельные люди ангажированы неким кто имеет целью уничтожить всё. Культуру, культурного, грамотного человека, и все пути подхода к более менее хорошему образованию. Это необъяснимо! Кто решал? Чем думали эти предлагальщики? Там вообще кто собирался? Как больше нет Куприна? А чем будут жить новые наши россияне, если не Чеховым, не Лесковым? Пелевиным? Так он, видимо под косячок понимаем, вероятно. Это выходит нужно знать и понимать ту сферу жизни, которая пронизана наркотиками. Улицкая конечно женщина плодовитая, местами где-то даже красиво, но если вспомнить её программку "Другой, другие о других" - та же подлость и растление. Ещё удивительно, что даже не смотря на то, что множество людей против предлагаемых изменений, какую бы не взять сферу, педагогику, медицину, здравоохранение, эти изменения всё равно будут внедрены. Не сейчас, так чуть попозже, тихо и быстро, в аккурат, когда народ успокоится и перестанет бузить. Страшно и грустно. И безнадёжно.
Мнение обычного школьного учителя русского языка и литературы (из личной переписки):
"Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать (Дидро). Кто-то очень хочет, чтобы выросло нечитающее поколение = "тупое быдло". Лукьяненко рядом с Пушкиным? Пелевин перед Пушкиным?! Я ещёв детстве удивлялась:почему в школьной программе нет "Трёх мушкетёров". Теперь понимаю. Литература, как один из видов искусства, должна будить мысль и возвышать душу человеческую. А беллетристика - это как конфеты, приятно, да и только. Никто не доказал, что Пелевин и Улицкая (я уж не говорю о Лукьяненко) - гениальны (хороши - да, но не гениальны, я это теперь понимаю), и именно те произведения просто необходимы подрастающему поколению. "Поколение П" - это про тех, кто сейчас является родителями тех, кто к 2020 году будет учиться в 5 классе. "Казус Кукоцкого" - кстати, мне понравился - о наших матерях и бабушках, как они себя убивали, делая аборты. Я действительно не пойму, почему выбор пал именно на эти произведения. Ведь есть более простые и менее травматирующие психику, "Затворник и Шестипалый" (хотя это ещё вопрос, тут протест и бунт в чистом виде против системы), "Дочь Бухары", "Капустное чудо". Я не просто в шоке. Я возмущена! Этак можно и комиксы вместо Рафаэля изучать! Два года назад, на одном из педсоветов, наша чудная молодая психологиня (дочь той славной женщины, которая судилась с Собчак и добилась перевода "Дом 2" из прайм-тайма в другое время), Алекса выступала с докладом о предстоящих ФГОС. Задание было рассказать о том, какие волшебные перспективы нас ожидают. Но надо знать эту семью, они ничего не принимают на веру, кроме Бога. Выступление Алексы было по сути диверсией. Она провела параллель между ФГОС и Дальтон-планом, который был разработан и реализован 100 лет назад. Тогда тоже хотели развить всесторонне развитую личность, объединяя предметы, подчиняя их какому-либо одному явлению( на математике цифру 2, на биологии утку, у которой 2 крыла и 2 ноги, на рисовании - рисунок птицы, на чтении - что-то про утиную охоту и т.п.) 10 лет прошло, и дети-"дальтоники" пошли поступать в вузы. Результат - никто не поступил. Своим маленьким багажом знаний (ведь главное не знания, а умение их добывать и ими пользоваться) они не смогли покорить высшую школу. Эксперимент свернули, вернулись к традиционной системе, и вот результат - самые лучшие в 60-80-е годы специалисты, самая читающая нация. Кому мы нужны такие умные? Своему государству? Нет, это ж платить надо, да и опасно держать более умных рядом с собой, вот и убежали мозги на запад. А тут подоспел 1991 год, когда мы - спасибо Ельцину - вступили в Болонский процесс, чтобы наши специалисты не подтверждали свои дипломы за границей (самая нелепая причина), уравнять с Европой нас решили. Вот нам и ЕГЭ, и ГИА сделали. И дурная система оценивания, и отказ от классической системы образования (которую, кстати, Китай перенял как лучшую в мире) - диверсия против собственного народа, я так считаю.Разрушение на корню. Плюс призывы к толерантности (я не про национализм, а про сексменьшинства), плюс дискредитация Русской Православной Церкви (привет дурам в балаклавах). Всё против русской нации. Изнутри уничтожить. Так управлять легче. (Я не про ПВВ и ДАМ, есть другие, повыше и влиятельнее) Думаю об этом, и злость берёт, что не могу противостоять. А потом - нет, могу. Заражаю детей оптимизмом и любовью к хорошим книгам, к хорошему театру. Я не одна, такие есть и у вас в городе. Я не против беллетристики, но нельзя же одним мёдом питаться. P.S. Вспомни детские журналы "Мурзилка", "Весёлые картинки" - тексты на логическое мышление, картинки на наблюдательность, милые детские детективы. "Пионер" - да я почти всего Крапивина прочитала благодаря этому журналу! А что сейчас видят дети в детских журналах? И всегда есть отговорка, будто это лучше продаётся, т.к. интереснее. У меня ощущение, что этот интерес к пустому нам навязывают. Да, и это всё на фоне мощнейшего табачного и алкогольного лобби."
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]