Зима 1941 года была суровая. Замерзали не только руки, но даже губы, ноги. Однажды к нам старушка привела девочку. Звали ее Нина, ей было лет 7 - 8. Пальцы рук, лицо, ноги у нее были обморожены. Девочка рассказала страшную историю. Отступая, немцы угоняли наших людей. Мать девочки тоже выгнали из деревни. Кроме Нины у нее было еще двое детей: Витя трех лет и Саша трех месяцев. Нина рассказывала: «Витька сам не мог идти, а нести двоих мама не смогла. Снег был очень глубокий. Мама устала. Немцы били ружьями тех, кто отставал. Тогда мама положила Сашу на снег и пошла, взяв на руки Витю. Я плакала, кое-как успевала идти, затем я упала и не помню больше ничего». Молча слушали мы рассказ девочки... (из воспоминаний Л.М.Лебедевой) Женщина и война. Серия «Урал. ХХ век»/Сост. Е.В.Черняк. - Екб, 2000, - с.52В свое время меня потрясла эта история. Невыносимость ее вынужденного выбора. Кажется, его можно сделать только от обреченности. Но в наши мирные дни такой выбор, без мук совести, совершенно легкомысленно совершают подавляющее большинство наших соотечественников. Эта трагедия в жизни каждого человека и всей страны спокойно именуется планированием семьи. Убивать своих детей абортами и контрацептивами - это почти бесплатно, с минимальным риском для здоровья женщин, это модно, наконец. Большинство легкомысленно повинуются такому навязанному выбору - государство в своих призывах к народу больше двух, максимум трех, детей на семью не просит. И те, кто выбирает самый естественный путь - родить всех своих детей и быть мамой, те не могут рассчитывать на государственную помощь и поддержку общества. Часто они становятся изгоями, гонимыми до конца своих дней. В наши дни это воистину подвиг, часто ценой собственной жизни. Ее звали Татьяна. В ее жизни и смерти, как в капле воды отразилось все отношение общества к своим детям, к своему будущему. Имеются обоснованные опасения воспринимать судьбу этой женщины, как образ судьбы нашего народа и нашей Родины. Смерть бывает разная. У нее был инсульт, и она умерла в тот же день, когда он случился. Ей было всего 35 лет. У нее было семеро детей. В представлениях современного общества, законов и людей, их исполняющих, она не была достойной матерью и уважаемым человеком. Татьяна с мужем появились в наших краях в середине 90-х годов. Они оставили свое процветавшее в советское время, а теперь обанкротившееся, село под Курганом. Подались на Север в надежде выжить. Еще совсем молодые люди, тогда у них была только одна дочь. Обыкновенные сельские жители с сельскохозяйственными профессиями - доярка и механизатор. Устроились на завод с тяжелым производством. Когда стала заметна беременность, Татьяну уволили, не до аясь, пока она принесет больничный. Родили двойню. Им везло на двойняшек, они рождались у них трижды. Хорошую работу было не найти - сказывалось отсутствие прописки, даже временной. Муж работал где брали, в основном, у частников (что это такое, многие знают не понаслышке). На свое жилье рассчитывать не приходилось, снимали, что подешевле - балки, дачи. Они никогда не могли предположить, что станут беженцами в собственной стране. Как-то я спросила ее, может все-таки им лучше вернуться домой, чем скитаться на Севере, перебиваясь случайными заработками. Она ответила, что так у них хоть какие-то средства к существованию есть, дома же ни копейки. Они предпринимали какие-то действия, чтобы получить прописку, встать в очередь на квартиру, как-то решить свои социальные проблемы. Обращались к депутатам, к чиновникам, те как бы не отказывали, но и не помогали. В рамках существующих законов многодетной семье помочь можно только следующим - бесплатные обеды детям в школе (около 80-ти руб. в учебный день пищею), компенсация за проезд детям на городском транспорте (300 руб. на ребенка в месяц) и частичная компенсация коммунальных расходов, если есть жилье. Это все, на что может рассчитывать многодетная семья при условии наличия регистрации. А нет жилья - нет регистрации. У этой семьи не было регистрации. Поэтому они не могли рассчитывать даже на этот минимум. На протяжении многих лет в жизни семьи ничего не менялось, бытовые проблемы не разрешались, только детей становилось все больше. Муж от осознания своей полной несостоятельности начал пить. Однажды его сильно избили на улице, и он, получив травму головы, стал вести себя неадекватно - странничал, надолго уходя из дома. Лежал несколько раз в психушке. В малоприспособленных для круглогодичного проживания помещениях, где семья вынуждена была обитать, часто простужались и болели дети. Чтобы они могли поправиться, приходилось класть их в больницу. Тогда Татьяна разрывалась между детьми, мотаясь между теми, кто оставался дома, и теми, кому требовался уход в больнице. Однажды она, оставив самого младшего сыночка на попечение старшей дочери, поехала в больницу к своим двум двойням. Возвратившуюся мать ждало горе. Мальчик упал на открытый обогреватель и получил серьезную травму. Телефона не было, людей, к которым можно было бы обратиться за помощью, тоже, а оказать быструю необходимую помощь девочка не смогла. На всю оставшуюся жизнь ее брат обречен быть инвалидом. Ни одна мать не простит себе беды, случившейся с ее ребенком, даже если в этом нет ее прямой вины. Но может ли государство считать себя непричастным к случившемуся?! Государство в лице своих чиновников много рассуждает о необходимости повышения рождаемости, но не желает брать на себя обязательств по поддержке и защите многодетной семьи, оставляя ее один на один с порой неразрешимыми проблемами. А проблемы и в самом деле неразрешимые и серьезные. К примеру, жилье, на получение которого наша героиня не могла даже надеяться. Ипотеку многодетной семье даже с работающими и живущими в округе постоянно родителями никто не даст - среднедушевой доход меньше требуемого. В социальной очереди на жилье многодетная семья не имеет никаких преференций и состоит на общих основаниях, постоянно уступая всем другим льготникам. Субсидии на приобретение жилья с погашением за ребенка только для молодых семей. В это трудно поверить, но даже в нашем нефтяном округе есть многодетные семьи, живущие в балках или имеющие жилье, площадь которого может быть меньше, чем два квадрата на каждого члена семьи. И федеральное и региональное законодательство в большинстве случаев не оставляет этим семьям никаких перспектив. Наш губернатор на одной из встреч с избирателями обещал решить жилищные проблемы хотя бы семей с пятью и более детьми. Всего таких семей в округе около 3-х сотен. В марте 2010 г. будет уже 3 года, как обещал. Кому-то везет - частным порядком мэр смилуется над конкретной семьей, или верующий бизнесмен попадется. Прошедший с помпой в 2008 Год семьи не решил ни одной реальной проблемы многодетных семей. Не было принято ни одного закона, реально улучшающего жизнь многодетных семей России. Президент передал ответственность за решение проблем субъектам Федерации. И каждый решает их по-своему. В нашем округе многодетные семьи могут рассчитывать на дополнительную поддержку лишь в категории малоимущих. И на том, конечно, спасибо. Не как в Москве, но лучше, чем в среднем по России. С другой стороны, лучше, чем в среднем по России у нас развита и охрана репродуктивного здоровья, построенная на идеологии сокращения населения путем абртно-контрацептивного планирования семьи. Во многих случаях социальные службы, призванные заниматься семьями с детьми, находятся в одном помещении с медперсоналом. При обращении многодетным сразу предлагают все самое «необходимое» для жизни - ...бесплатная стерилизация, контрацептивы, презервативы, аборты. Татьяна, будучи от природы нравственным человеком, не смогла принять предложенную государственную «помощь», а ничего другого, в рамках существующих законов предложить ей было нельзя. Сложившаяся система, стремясь разрешить сложную ситуацию, смогла лишь поместить детей Татьяны на пребывание в приют, дабы обеспечить им сносные условия жизни, которые не могла предоставить их родительница. Только в таком варианте государство смогло взять этих детей под свою государственную заботу. Теперь Татьяна могла их видеть только в выходные и праздничные дни. Тогда она забирала их домой, и семья ненадолго восстанавливалась. Последняя беременность - снова двойней. Выжила одна девочка. А сын умер, так ей сказали врачи. Уставшая, измученная скитаниями и лишениями мать смогла выхаживать свою младшую дочь до 8 месяцев. Она не отходила от дочери, это были последние месяцы жизни Татьяны. Во всех этих перипетиях Татьяне помогали разные люди, община православного храма. Но ни частные лица, ни церковь не могли решить проблем этой многодетной семьи с жильем и стабильным доходом, хотя бы на уровне прожиточного минимума, достаточного для семьи с семью детьми. Татьяна не дожила до Нового года всего несколько дней. Приехавшая скорая увезла мать в реанимацию, а ребенка в окружную клиническую больницу. Девочку забрали сразу. И никто из детей не знает, куда делась сестра, в какой семье растет. Другие дети первый раз встретили праздник без мамы, в казенном учреждении. В течение полугода в две разных семьи разошлись еще четверо средних ребятишек. Самая старшая и раненый малыш остались в приюте. Теперь государство в законодательном порядке берет на себя обязательства по выплате более чем приличного пособия приемным родителям этих детей, готово к моменту совершеннолетия решать проблемы жилья, пусть даже и в социальном варианте. Жизненно необходимые меры государственной поддержки могут быть предоставлены этим детям только теперь, когда они стали ...сиротами. А ведь будь они предложены своевременно, это могло бы спасти семью, избежать увечья ребенка, спасти жизнь Татьяны, а значит, сделать счастливыми ее детей. Автор далек от мысли обвинять в скоропостижной смерти многодетной матери каких-то конкретных людей. Разумеется, никакого злого умысла ни с чьей стороны не было. Но и трагической случайности, в результате которой могла бы наступить безвременная кончина, также нет. Инсульт и смерть от него свидетельствует о том, что человек смертельно надорвался, так и не найдя необходимой помощи, устал жить. Общество, нежелающее рожать и растить своих детей, пораженное постабортным синдромом, презирает тех, кто несет этот подвиг. И не только презирает. Оно их давит своим презрением и равнодушием. Вся ответственность этого населения перед будущим определяется призывами родить второго ребенка. И все. Но даже к этим призывам общество остается глухим, считая, что для такого подвига нет условий. Рождение ребенка воспринимается как одолжение государству-власти. Недовольные государством, вымещают это недовольство на собственных детях, не давая им возможности родиться. Каково тогда может быть отношение к тем безумцам (а к многодетным так и относятся), кто решается на третьего и больше?!. Хотя истинное безумие как раз называть безумными людей, не делающих аборты и не предохраняющихся абортивными средствами, считающих это противоестественным, безнравственным и душепагубным. С обывательской точки зрения Татьяна была маргиналкой. По обывательским понятиям житейская ее несостоятельность и столь ранняя кончина вполне закономерны - зачем она сюда приехала, кто ее просил рожать?! Ей часто приходилось слышать такое в свой адрес, в том числе и от тех, кто в силу своей деятельности должен был ей помогать. Что могла сказать эта женщина в свое оправдание?! Как объяснить тем, кому не понять, что такое настоящая нужда, когда она срывает и заставляет бежать с насиженного места. Нам больше знакомо птичье желание перебраться в теплые края, нажив себе здесь какой-никакой капиталец. А какой вопиющей безответственностью, негуманностью, в глазах этого общества был ее выбор в пользу рождения детей? В глазах современников эта беззубая уже в 30 лет женщина с виноватым взглядом заслужила то, что получила. И нет ей оправданий. Но только лишь в глазах современников. Если посмотреть на образ и судьбу этой женщины сквозь призму традиции - русской православной традиции, за тысячелетие создавшей выдающуюся культуру и империю, раскинувшуюся от Атлантики до Тихого океана, то нет оправданий обществу, осудившему ее. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...» (Быт.1:28), «... жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». (1Тим.2:14,15). О том, насколько ей удалось или не удалось стяжать святость, будет судить Господь. Эта необразованная по нынешним меркам женщина поняла и исполнила главное женское призвание - миссию чадородия. Вопреки всем обстоятельствам, всему злу, обрушившемуся на нее, она стала настоящей матерью всем детям, которых даровал ей Господь. Настоящей, потому что хотя бы никого не убила. Не омрачила свою совесть и не запачкала свою бессмертную душу кровью своих детей. Она увидела лицо каждого ребенка, дала ему имя и крестила. Никакие скитания и лишения не могли заставить ее отказать в рождении своим детям. Несмотря на все лишения, она осталась матерью. В этом она была счастливым человеком. По-настоящему счастливым. Почему?! Она по смерти была оплакана своими детьми, и они стали ее молитвенниками. В нашем страшном веке это такая редкость, когда дети провожают мать здесь на земле, а не встречают ее за гробом взглядом укоризны за свое безвременное убиение в материнской утробе хирургическим абортом или спиралью-таблеткой в первые дни после зачатия. Возможно, за это редкое и невыносимо тяжелое земное счастье быть многодетной матерью, она заплатила ранней смертью. Тем выше ее подвиг, подвиг матери, не распорядившейся самовольно чужой жизнью. Ее ранняя смерть и короткая жизнь - подвиг самопожертвования. Обычный подвиг матери, патриота, гражданина. Подвиг, ставший для большинства русских женщин невозможным ради карьеры, сомнительных земных благ, или просто по легкомыслию. Но рано или поздно завершится всякая жизнь. И наступит момент, когда общество, осудившее ее на мученическую жизнь и раннюю смерть, будет ею судимо. Общество, отрицающее ценность жизни ребенка, изживающее многодетность как норму жизни и делающее ее маргинальным явлением, обречено на то, что его некому будет содержать и защищать. Оно обречено на смерть, возможно, насильственную, немирную. Не надо быть пророком, чтобы представить, что нас вероятно ждет в недалеком будущем, до которого большинство из нас, скорее всего, доживет. Распад государства, этнические чистки, утрата территорий. Беженцами на когда-то своей земле может стать большая часть населения России. Недавний пример тому сербские Косово и Метохия. Там сербское государствообразующее население также предпочло в свое время одно-двух детную семью и безопасный секс. Бежать в случае коллапса России на Запад на этот раз будет бессмысленно. Ведь сам Запад сейчас так же активно стареет и вымирает на фоне замещающей миграции. А пока вечная память Татьяне. Таким, как она женщинам, труженицам и матерям, и жертвам войны, на этот раз демографической, посвящены следующие строки: ...Да разве ж об этом расскажешь - В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!.. Михаил Исаковский 1945 Что бы обратить внимание на живых многодетных матерей, семьям которых еще не поздно помочь хочется процитировать нашего Президента: «Самые бедные у нас в стране это семьи, у которых есть двое или больше детей. По глубине и, что называется, ширине бедности никто не сравнится с многодетными семьями, это ужасно. Я думаю, что кризис здесь не улучшит ситуацию, а ухудшит её. Поэтому хотелось бы обратиться в первую очередь с такой просьбой: инициировать увеличение размеров детских пособий, я думаю, в разы, потому что в противном случае это никак не поправляет ситуацию. У нас ведь есть тревожная тенденция сокращения детского населения». Стенографический отчёт о заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. 15 апреля 2009 года http://news.kremlin.ru/transcripts/3767 Ни клоны, ни киборги, ни мигранты Россию не спасут. Единственная надежда на будущее России - многодетная русская, в цивилизационном смысле этого слова, семья. Если государство, общество, культура не смогут создать реальные условия для ее массового возрождения, они обречены. Типичная семья в России век назад - обязательный венчаный брак, несколько детей, несколько поколений - бабушки, внуки, жизнь без разводов. Типичная семья сегодня - однодетная. Среди тех семей, что имеют детей, 2/3 имеют одного ребенка, 28 процентов - двух и более (из них лишь у 6 процентов - 3 ребенка), совсем немного - 4. А семей с 5 детьми и более - меньше процента. Готовы считать многодетной уже и семью с двумя детьми, хотя она не обеспечивает простого воспроизводства: чтобы население не увеличивалось и не уменьшалось, нужно 2,2 ребенка. Сейчас у нас приходится 1,3 ребенка на одну женщину за всю жизнь. Семья - это уже нечто исчезающее из человеческой жизни. Академик Антонов А.И. Эра однодетности... http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=19&idArt=1062 А.Георгиева, многодетная мать. Хмао-Югра |