4 апреля в Центральной библиотеке Нижневартовского района состоялась тематическая беседа "Женщина - душа тайги" о традициях и обрядах коренных народов нашего края. В ходе данной беседы была представлена повседневная жизнь женщины, ее место в хантыйском обществе, семейный уклад коренных народов. Особенное внимание было уделено рождению, воспитанию ребенка. Руководитель МАУ Межпоселенческий центр национальных промыслов и ремесел Фёкла Семеновна Бондаренко и ее сотрудница Марина Михайловна Айпина увлекательно рассказывали нам об основе жизни хантыйского общества – его обрядности, соблюдении сакрального начала в религиозной, хозяйственной и бытовой сферах. Основная цель обрядов направлена на размножение животных, благополучие и здоровье людей. В их основе заложен богатейший опыт человека, связанный с освоением природы. В них отражены закономерность, периодичность явлений в жизни людей, животных и растений в связи со сменой времен года.
В религии ханты, кроме исконных символов, выработанных в течение многих поколений, свою роль сыграло и православие. О данном синтезе свидетельствует изображение креста на люльках младенцев. В их традиционные узоры вплетаются христианские символы, также они приникают и языковую область – у ханты распространены «русские» имена Мария, Иван и т. п.
Особенно заинтересовала нас уникальная родильная обрядность: изготовление и функция духа охранителя-ушпай, процедура родов, сакральная скверна и способы очищения от нее, приобщение ребенка к социуму и миру духов.
Рождение ребенка зависело, по воззрениям ханты и манси, от женского духа, носящего имя Калтась, Торум-анки, Пугос. Она дает новорожденному душу, лили.
Когда женщина обнаруживает беременность, то говорит: «Ел мансум, елн вэллум» - «В сторону отошла, в стороне нахожусь». Через некоторое время свекровь изготавливает куклу веш акань - «куклу из нароста бересты». Она была безликой, и считалась, что женщина, не изготовившая ее, будет тяжело переносить беременность и роды.
Во время беременности женщина соблюдала ряд запретов. Нельзя было употреблять в пищу мясо священного животного – лося. Нельзя пинать собаку - у ребенка ноги будут волосатые. Нельзя посещать дом, где находился покойник и т.д.
Для первых дней жизни малыша мать шила из осенней бересты люльку – сэн, внутрь которой клали мягкое одеяло из заячьей шкурки. На дно люльки выкладывали мягкие стружки – это была своеобразная замена подгузников. Когда стружка намокала, ее оставляли у корней деревьев, так как существовало поверье, что ворон радуется детям, грея лапки на теплых кореньях дерева.
При приближении родов женщина говорила: «Гнездо делать пора», детей же в свою очередь называли «птенчиками, детенышами». Про самого младшего говорили: «Гнезда последний птенчик».
Процесс родов проходил в «маленьком» доме, в котором имелось особое приспособление: две палки, один конец которых крепился к полу, другой к потолку, третью палку клали поперек, и роженица, сидя на коленях, упиралась на нее подмышками. Женщина рожала в специальном платье, разорванном спереди, как халат. Она расплетала косы, «открывая дорогу ребенку».
Женщина, принимающая роды, обрезала пуповину, впоследствии ее называли «пупковой матерью» этого ребенка.
После того, как отпадал пупок, ребенок как бы принимался в сообщество людей, это явления считалось переходным. Малышу шили «пупковую набирушку» - берестяное хранилище для пуповины, и наносили на нее узор. Несмотря на единую языковую группу, народ ханты делится на множество племен и у каждой семьи были свои особенности в нанесении узора. Символика играла огромную роль в их жизни, по ней узнавали гостя и сородича, уважали древние законы гостеприимства.
После рождения ребенка сразу же угощаются, благодарят высшего бога Торума. Так ханты и манси первый и последний раз празднуют именины, т.е. у них традиционно не принято отмечать день рождения.
Женщина кормила грудью ребенка до двух–трех лет, а то и больше. В длительных поездках малышу давали сосать беличью лапку либо оленье сухожилие.
Еще в колыбельном возрасте детям шили полный комплект одежды, украшая ее подчас богаче взрослой (пришивали маленькие колокольчики, украшения). Игрушками служили миниатюрные копии вещевого набора взрослых – игольница, маленькие стрелы, лук, фигурки оленей.
Игры детей нередко были «уроками труда». Игрушки изготавливались из кожи и меха животных, его костей и сухожилий, а также бересты.
Фёкла Семеновна и Марина Михайловна помимо рассказа порадовали нас мастер-классом по изготовлению хантыйских детских кукол.
Для игрушки вам понадобится пять лоскутов разноцветной ткани (квадрат примерно 7х7 см) и отрез шерстяной нити:
- Сверните первый лоскут таким образом, чтобы получилась полоска ткани шириной 2-3 мм. Согните его пополам – это основа вашей куклы.
- Второй лоскут сложите треугольником и укутайте им первый лоскут - получившуюся полоску ткани. У вас должны получиться «платок-косынка» и выглядывающее из него «личико».
- Третий и четвертый лоскут опять складываем треугольниками и последовательно заворачиваем куклу таким образом, чтобы из каждого последующего слоя выглядывал предыдущий.
- Последний пятый лоскут заворачивает все слои, образуя вокруг личика складки.
- Кукла перетягивается шерстяной нитью и подвешивается на ручке, шее, либо одежде ребенка.
Что хочется сказать в итоге. Во-первых, большое спасибо за сохранение самобытной уникальной культуры коренных народов. А во-вторых, нам многому стоит поучиться у этого удивительного народа – почитанию взрослых, заботе о младших и беззащитных. Как женщины, так и мужчины ханы никогда не поднимали голоса, а тем более руки на ребенка, ведь его рождение – божественная милость. Ну и конечно, их гармоничному взаимоотношению с природой. Ханты и лес не разделимы – их женщины – Душа тайги…
Киселева Кристина, член правления ОО «Центр семейной культуры» Нижневартовского района
Статья написана на основе беседы с Фёклой Семеновной Бондаренко и Мариной Михайловной Айпиной, а также материалов Татьяны Семеновны Соколовой (с.п. Аган).
|