ЕСЛИ ВЫ КОГДА ЛИБО ЗАДУМЫВАЛИСЬ, ЧТОБЫ УЧИТЬ РЕБЕНКА НЕ В ШКОЛЕ, А В ФОРМЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ СТОЛКНУЛИСЬ С ПРОБЛЕМОЙ ПРИ ПЕРЕВОДЕ РЕБЕНКА НА ТАКУЮ ФОРМУ ОБРАЗОВАНИЯ, ТО ЭТО ОБРАЩЕНИЕ К ВАМ. (ПОЖАЛУЙСТА НЕ ПУТАЙТЕ СЕМЕЙНОЕ И ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ) Я призываю Вас задуматься о своих свободах, гарантированных Федеральными Законами и притесняемых по любому удобному поводу. И НАПИСАТЬ КОЛЛЕКТИВНЫЕ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ В http://www.n-vartovsk.ru/adm/ , http://edu-nv.ru/ , http://www.obrnadzorhmao.ru/node/5, http://www.depobr-molod.admhmao.ru/wps/portal/edu/home, по всем адресам есть он-лайн приемные, можно дублировать почтой. Если соберемся и будем писать коллективную, то наверное надо будет отправлять по почте. СООБЩАЮ ВАМ, ЧТО НА ДАННЫЙ МОМЕНТ В ГОРОДЕ НИЖНЕВАРТОВСКЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ В ЭТОМ ГОДУ (2013) ОЧЕНЬ ОПАСНАЯ СИТУАЦИЯ ПО СЕМЕЙНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (информация основана на личном опыте и опыте ещё одного человека, который в прошлом году уже был оформлен без проблем на семейное обучение, не верите проверьте сами позвонив начальнику управления общего и дополнительного образования Департамента г. Нижневартовска Шемелиной Елене Валентиновне - 43-66-50 (КАБИНЕТ 305))
На директоров школ и других аккредитованных учебных заведений возложили более строгую ответственность за выполнение статей ФЗ «Об образовании», касающиеся лицензирования, проверок педагогов и пр. В связи с этим школьные чиновники решили перестраховываться и консультироваться с Департаментом по образованию, а именно с начальником управления общего и дополнительного образования Департамента г. Нижневартовска Шемелиной Еленой Валентиновной. По ее мнению семейное образование не наше законное право оговоренное в статье №44 п. 1 ФЗ «Об образовании» («Родители(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.»), а глупое требование. Опять же , по ее мнению, на семейное образование ребенка может оформить только родитель с высшим педагогическим образованием или родитель обязан нанять платного педагога и отчитаться в школе. (такого не указано в Законе об образовании с 1992г.)
ПО МОЕМУ МНЕНИЮ ПРОСТО ХОТЯТ ЗАДАВИТЬ НЕМНОГИЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ, ЧТОБЫ ДАЖЕ ПРАКТИКИ ТАКОЙ НЕ ЗАВОДИЛАСЬ. «ИШВЫУМНЫЕТАКИЕ ШТОЛИ»
При желании можете прочитатьвсю статью 44 - http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974 и другие статьи касательные семейного образования статья 17 (форма получения образования), статья 33 (кто такой экстерн), статья 34 (о сдаче экзаменов экстерном), статья 58 (если аттестация не сдана), статья 63 (о необходимости извещать о своем решении обучать ребенка в семье) – ПО НОВОМУ ЗАКОНУ Прочитав данные статьи Вы нигде не найдете на чем представительница Департамента основывает свое мнение.
Я ТОЧНО ЗНАЮ ОДНО, ЕСЛИ МЫ СОЗНАТЕЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА В ЧАСТНОСТИ И ХМАО В ЦЕЛОМ НИЧЕГО НЕ ПРЕДПРИМЕМ ПРЯМО СЕЙЧАС (КАК ЭТО ДЕЛАЮТ СЕЙЧАС В МОСКОВСКОЙ, ПИТЕРСКОЙ И САМАРСКОЙ ОБЛАСТЯХ), ТО ТАК И ОСТАНЕМСЯ, КАЖДЫЙ НАЕДИНЕ С ЧИНОВНИКАМИ (ПО 10 ШТУК НА НОС) И ИХ ПРОИЗВОЛОМ.
По всей стране у школьных и связанных с образованием, чиновников происходит воспалительный процесс на почве НОВОГО ЗАКОНА. И во всех регионах заново принимают Положение о семейном образовании и методические рекомендации для родителей и работников школ по этому вопросу. Думаете, сами чиновники такие сознательные – НЕТ. Люди пишут в Думы городов и Департаменты образования и в Министерство Образования, везде где только можно с жалобами и заявлениями. Мы со своей стороны уже написали жалобу, конкретно изложив вопрос (ЕСЛИ КОМУ НУЖНА ПОСИЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В НАПИСАНИИ ЖАЛОБЫ, ОБРАЩАЙТЕСЬ ПОМОГУ), и заявление в по вышеуказанным адресам.
ДОРОГИЕ ГРАЖДАНЕ! ДАВАЙТЕ БУДЕМ БОЛЕЕ СОЗНАТЕЛЬНЫ И АКТИВНЫ РАДИ СВОИХ ДЕТЕЙ! НЕ БОЙТЕСЬ ЖАЛОВАТЬСЯ И ДОБИВАТЬСЯ СВОИХ ПРАВ! ЗА ЭТО ПОКА НЕ РАССТРЕЛИВАЮТ, А БУДЕМ МОЛЧАТЬ СТАНУТ!
В прошлом году у нас был опыт общения с чиновниками через жалобы – ОТВЕТЫ ГРЕЮТ МНЕ СЕРДЦЕ И ПОМОГЛИ МОЕМУ РЕБЕНКУ СДАТЬ ЗАЧЕТЫ БЕЗ ПРОИЗВОЛА СО СТОРОНЫ ШКОЛЫ.
Обещанное приложение: Заявление.
В соответствии со ст. 17, 63 Закона Об образовании от
29.12.2012 N 273-ФЗ мною (ФИО) совместно с ребенком (ФИО), выбрана семейная форма обучения. ЗДЕСЬ МОЖЕТЕ В ДВУХ-ТРЕХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ИЗЛОЖИТЬ СВОИ ПЕРЕГОВОРЫ СО ШКОЛОЙ. (ЕСЛИ СЛИШКОМ ДЛИННО ТО ЭТО В ЖАЛОБУ ПЕРЕНОСИТЕ) На данный момент проблемы нашего отношения со школами и разночтения ФЗ «Об образовании» упираются в отсутствие законодательных актов регионального значения. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ» организация общего образования, в том числе в форме семейного образования, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Таким образом, власти субъектов федерации, местные власти уполномочены законом разработать местное Положение по Семейному образованию, в том числе и порядок финансирования. Если они этого не делают, это, с их стороны, нарушение федерального законодательства. Ст.43 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на образование. Согласно п.4 ст.5 ФЗ «Об образовании» государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Из положений ст.44 Федерального закона «Об образовании» следует, что право на образование, установленное Конституцией РФ, помимо права выбора образовательного учреждения и образовательной программы включает в себя еще и выбор формы получения образования. Статья 17 ФЗ «Об образовании» кроме получения образования в образовательном учреждении закрепляет право на освоение образовательных программ в форме семейного образования, не обуславливая реализацию этого права наличием либо отсутствием каких-либо иных региональных нормативных актов в области образования, и образованием родителей выбирающих форму обучения. Отсутствие в г. Нижневартовске и Уставе школы положения об освоении образовательных программ в форме семейного образования не является основанием для отказа в реализации права на образование моего ребенка. Устав образовательного учреждения не может противоречить действующей Конституции РФ и федеральным законам. Таким образом, действия (директора школы, начальника департамента (нужное выбрать) ФИО) отказывающегомне в переводе моего сына/дочки на семейную форму образования на обоснованных законных условиях, являются нарушающими конституционное право моего ребенка на образование. Прошу обеспечить конституционное право моего ребенка на получение образования в выбранной нами форме. Также, прошу совместно с вышестоящими органами подготовить и принять все требуемые законодательством документы для сопровождения выбранной нами семейной формы образования.
Мы тоже хотим перевести своих детей на семейное образование, в конце прошлого учебного года начали "закидывать удочки", разговаривая с администрациями школ. К сожалению, по семейным обстоятельствам пришлось отложить решение этого вопроса, и с сентября дети пошли в школу. Но ситуация в районе в отношении семейного образования мало чем отличается от Нижневартовской. Все четко знают, что мы имеем право выбрать форму семейного образования, но механизм реализации нашего права никому не понятен, и я тоже слышала фразу, о том что имея педагогическое образование, я могу обучать детей дома. Возможно, так проще решить вопрос с денежной компенсацией родителям, заменив ее зарплатой родителю-педагогу. Я тоже считаю, что это в корне не правильно и в законе не предусмотрено. Не знаю, найдем ли мы еще единомышленников, чтобы коллективным запросом вынудить принять нормативные акты на местном уровне, но безусловно - один в поле не воин, будем держаться вместе. Сегодня мы попросили юриста, консультирующего на нашем сайте, изучить ваш вопрос, хорошо бы найти нормативные акты, принятые в других регионах
ГДЕ ВЫ ПРОЧИТАЛИ ЧТО ЛИЧНО Я ПРОШУ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ! Я СЕЙЧАС УЖЕ ДЕЛАЮ ВСЁ ОТ МЕНЯ ЗАВИСЯЩЕЕ!
Приведенное заявление составлено в примерной форме московскими родителями - очень многие отправили его просто от себя. Вы можете направить такое же заявление единолично (как я), только немного изменив начало, что мол только думаю о переводе на семейное. Нам не надо сейчас жалеть директоров - они мол не знают - я тоже не знала и не юрист, но законы прочитать не так сложно. Уже третий год не встречаю понимания в этом вопросе в школах и, если честно меня такая застоялая ситуация пугает. ОТПРАВКА ЗАЯВЛЕНИЯ С ВАШЕЙ СТОРОНЫ ВАС НИ К ЧЕМУ НЕ ОБЯЗЫВАЕТ! А НАМ С СЕСТРОЙ НАДОЕЛО УЖЕ ЛЕЗТЬ ОДНИМ НА АМБРАЗУРУ! НО ЛЕЗЕМ И БУДЕМ! О ПРИНЯТЫХ нормативных актах это по Москвве http://www.uvuo.ru/doc_07_2013/rekomendazii.pdf http://www.svouo.ru/index.p....rograms
Добавлено (20.09.2013, 17:58) --------------------------------------------- А ЭТО ИЗ РЕКОМЕНДАЦИЙ МОСКВИЧАМ НО ПРОШУ ОТМЕТИТЬ, ЧТО У НИХ В ПРОШЛОМ ГОДУ ВСЁ БЫЛО, И НОРМАЛЬНЫЕ ДОГОВОРЫ И ЗАКОН ПО МОСКВЕ И КОМПЕНСАЦИИ ПОТОМУ ЧТО ОНИ НЕ МОЛЧАЛИ, А СОБИРАЛИСЬ И ВСЕМ МИРОМ ЖАЛОВАЛИСЬ И ТРЕБОВАЛИ ""... Региональное общественное движение « Семейное образование» г. Москва советует москвичам действовать следующим образом:
Если с вами заключили стандартный договор, в котором прописано финансирование, не обращайте внимания на навязываемые вам «варианты» стать очниками или выписаться из контингента учащихся. Доведите до сведения директора школы и письменно до руководства УО, что вы требуете исполнения договора, в противном случае будете вынуждены обращаться в суд - вполне вероятно, что после этого деньги в школу на вашего ребёнка будут перечислены. Обращаю внимание ещё раз, что «рекомендательное» письмо Департамента образования не отказывает в выплате компенсаций родителям ( они знают, что это противозаконно), а лишь сообщает, что эти деньги не будут поступать в школы.
Если с вами заключили или готовы заключить договор только о сдаче аттестации, подписывайте его, если только в нём нет пункта о выходе ребёнка из контингента учащихся. После этого вам нужно написать заявление на имя руководства УО по месту нахождения школы. Почему в Управление образования? Потому что, согласно п.3.1 ст.6 Закона № 25 г. Москвы, выплаты производятся из средств учредителя образовательного учреждения, а это УО. Деньги на вашего ребёнка поступают и уже поступили из бюджета именно в УО. К заявлению вы прикладываете ксерокопию заключённого с вами договора как доказательство того, что вы учитесь по семейной форме образования. И просите : - выплачивать вам установленную законом компенсацию за обучение в размере норматива финансовых затрат, согласно п.3.1. ст.6. Закона № 25 г. Москвы - выплачивать вам компенсацию за питание ребёнка, согласно Приказу Департамента образования г. Москвы « Об организации питания в образовательных учреждениях, находящихся в ведомстве Департамента образования г. Москвы на 1 полугодие 2013-2014 учебного года» В конце укажите, что в случае неисполнения или неполного исполнения просьб, изложенных в заявлении, вы будете вынуждены обратиться в суд и государственные органы. Посылать надо почтой с уведомлением или привозить непосредственно в УО и сдавать в канцелярию с подписью и печатью о том, что заявление принято, на втором экземпляре. С этого момента вся ответственность ложится на УО. И у УО нет ни одного законного повода отказать в удовлетворении заявления.
Если с вами вообще отказались заключать любые договоры, действуйте по вышеизложенной схеме, с тем добавлением, что в начале заявления вы заявляете о выборе семейной формы образования для своего ребёнка и просите прикрепить ребёнка к выбранной вами школе или любой школе по месту жительства на выбор УО. Основанием для этой просьбы явл. п.4 ст.6 Закона №25 г. Москвы, в котором сказано, что «в целях осуществления контроля за освоением обучающимся основных общеобразовательных программ последний закрепляется за государственным образовательным учреждением», т.е. входит в контингент, поясняем мы, числится в отчётности школы. В законе не указано, что этим закреплением должны заниматься родители, по сути это прямая обязанность органов управления образования.
Заявление надо направлять в УО по месту нахождения школы. Почему по месту нахождения школы? Потому что п.6 ст.6. Закона № 25 г. Москвы даёт москвичам право на выбор образовательного учреждения. Далее пишете про компенсации и указываете, что в случае неисполнения или неполного исполнения просьб, изложенных в заявлении, вы будете вынуждены обратиться в суд и государственные органы. С этого момента вся ответственность ложится на УО. И у УО нет ни одного законного повода отказать в удовлетворении заявления.
С этим вариантом действий, единственно возможным и правильным в данной ситуации, согласен Игорь Моисеевич Чапковский. Этот вариант действий одобрен высококвалифицированными юристами.
Прочитайте нашу нормативную базу : это Закон №25 г. Москвы( ст.ст.6,22) –это наш главный закон после федерального, Постановление Правительства Москвы №827-ПП, Приказ Департамента образования г. Москвы « Об организации питания в образовательных учреждениях, находящихся в ведомстве Департамента образования г. Москвы на 1 полугодие 2013-2014 учебного года».
Все законы работают, ни в одной букве не противоречат закону об образовании!
Общественное движение « Семейное образование» г. Москва оказывает помощь в суде (помощь в составлении исков, судебное присутствие, советы). ..."
Добавлено (21.09.2013, 18:29) --------------------------------------------- НАПОМНЮ ИЗ КЛАССИКИ
Когда они пришли за коммунистами, Мне было все равно, я не коммунист.
Когда они пришли за эсэрами, Мне было все равно, я не эсэр.
Когда они пришли за профсоюзами, Я не протестовал, ведь я не профсоюзный деятель
Когда они пришли за евреями, Я молчал, я ведь не еврей.
А когда они пришли за мной, Некому было больше протестовать.
Я НЕ НА СЕМЕЙНОМ! МЕНЯ ЭТО НЕ КАСАЕТСЯ!?
Добавлено (24.09.2013, 16:06) --------------------------------------------- Сейчас в департаменте образования уже отвечают, что не могут прокомментировать этот вопрос потому-что нужные документы в регионе не приняты. Двигается? Или просто задумались пока? Не знаю..
Анна, добрый день! Вы получили хоть один ответ на ваш запрос от чиновников, в частности, меня интересует их обоснования по поводу высшего образования одного из супругов. Это единственный вопрос, который нас и интересовал и который мы задали юристу. Пока мы не получили ответа... Вероника вчера выходила на связь, пообещала скоро быть с нами. Те ссылки, которые вы приводите выше, мне знакомы, я вам уже сообщал, что мы в районе тоже решались на такой шаг, но пока приостановили, так как ждём рождения 5 ребёнка... Чуть позже я вам допишу в этой теме, возможно, нам нужно будет встретиться. Завтра я буду с утра в "Молодой семье", мы попробуем оговорить время для нашей встречи. Сергей Дедюхин
Вероника мне сейчас сказала, что вам надо писать письмо в прокуратуру, а потом уж если что и мы будем "выступать". На стадии общения с этой организацией вам, вероятно, понадобится помощь юриста, в плане семейного образования она, наверно, ничего не скажет, а вот по поводу общения с прокуратурой должна помочь. Вы наверняка помните эту девушку, её зовут Яна, мы вместе проходили "Молодую семью" в начале двухтысячных...
Я написала в региональный департамент, в службу по контролю в сфере образования - это жалоба плюс заявление, и заявление в министерство образования и местный департамент. Пока ответов не было. Пришли уведомления что мои сообщения ушли в обработку, им присвоен номер. В прокуратуру я пока подавать не буду. Через прокуратуру буду действовать только после ответов на жалобы, если ничего не измениться и будут дальше гнуть свою палку. Видимо под давлением жалоб от меня и еще некоторых граждан Щемелина больше не дает комментариев по вопросу семейного образования. А на сайте лицея выложили Положение о семейном образовании в очень зеленом виде. Вчера прислали уведомление из лицея, что мол приходите к нам для подписания договора. Мы их уведомили, что просим прислать договор по электронной почте для ознакомления. Не прислали. Я сама нашла его на сайте лицея. Исправила до устраивающего нас (не знаю кто его составлял, но белеберда со ссылками на статьи старого закона) и отправила им на имя директора. Пока молчат..
И вообще у нас карапуз со скуки "дохнет" уже, пока мы жалобы сочиняем и в законы вчитываемся... Мы "бомбу" забросили пусть шуршат пока... Стандартная обработка сообщений везде месяц. + ответ по почте идти будет дней 10. Мы пока ждем и успокаиваем нервы.
В прокуратуру я пока подавать не буду. Через прокуратуру буду действовать только после ответов на жалобы
Конечно? это уже потом. В Службу по контролю в сфере образования мы тоже писали, они и растормошили наш департамент, но там была другая история, воевали против книг и учебных пособий... ссылка и ссылка а мы с женой пытаемся вас вспомнить, но что то , кстати? на форуме Молодой семьи
Ну что, на самом деле, не пропустили мы ничего, почитав закон об образовании. Юрист Алеся подтвердила, что правильной дорогой идёте, товарищ! Ставку вам дать не могут, потому что нет пед.образования, вероятно всё же, что придётся им со стула попу поднять. Конечно, вам тяжело, были бы ещё желающие, было бы проще. Но если благодаря вам примут на местном уровне законодательные акты, позволяющие учить ребёнка в семье и получать при этом компенсацию, то наверно желающие могут и появиться! Не много, конечно...И компенсация... Что-то мне говорит, что и тут без войны не сдадутся наши чиновники и директора, поэтому и боятся что-то менять... Анна, вы не против, если я вас попрошу присылать мне копии писем, я буду их выкладывать - для всех?
Нет не против! На мыло прислать наверное лучше? + по приведенной ссылке составленные юристами в Москве письма они тоже при небольшом изменении пригодятся. Я в прошлом году вообще с пустого практически места жалобы составляла, по рекомендациям общим онлайновым рекомендациям юристов. А в Москве например семейников тоже около3 процентов - тоже немного, но добиваются же люди....
Сообщение отредактировал Anna27 - Среда, 25.09.2013, 18:55
По ссылке что в сообщении 11 прочитал, что у родителей москвичей с нового учебного года тоже начались проблемы и именно в части выплат компенсаций:
Главе внутригородского муниципального образования – муниципального округа … в г.Москве
….полный адрес… от …полное имя родителя… прож…..
УВЕДОМЛЕНИЕ
1 сентября 2013г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 63 которого предусматривает следующее: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают». Закон города Москвы от 20.06.2001 № 25 «О развитии образования в городе Москве» также допускает по желанию родителей обучение детей по программам основного общего образования в форме семейного образования». На основании изложенного, информирую Вас о том, что моя дочь(сын) ….., род…., успешно обучалась(ся) в форме семейного образования с ….. Мы намерены и в дальнейшем продолжать обучение, получая образование вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность – в форме семейного образования (п.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 273). В связи с этим просим разъяснить, когда и с кем родители, осуществляющие воспитание и обучение несовершеннолетнего ребенка в семье, будут заключаться договор на выплату денежных средств в размере затрат на образование ребенка, определяемом в соответствии с финансовыми нормативами затрат. В связи с отсутствием информации у руководства образовательных учреждений, с 01.09.2013г. соответствующие договоры в прежнем порядке с нами не заключаются, и родители оказались в ситуации правовой неопределенности. Такое бездействие по установлению порядка финансирования расходов, связанных с обеспечением государственных гарантий прав граждан Российской Федерации, проживающих в г.Москве, на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования в форме семейного образования приводит к нарушению прав родителей на выплату компенсаций затрат за обучение дочери собственными силами.
Дата Подпись
Директору ГБОУ СОШ № …
от …полное имя родителя… прож….
Моя дочь(сын), род……г. в г.Москве, успешно обучается в форме семейного образования в ГБОУ СОШ № ……с …….г. Мы намерены и в дальнейшем продолжать обучение в форме семейного образования.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне таких организаций, в том числе в форме семейного образования. Закон города Москвы от 20.06.2001 № 25 «О развитии образования в городе Москве» также допускает по желанию родителей обучение детей по программам основного общего образования в форме семейного образования. Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 названного Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Однако в связи с отсутствием информации в Департаменте образования г.Москвы о новом порядке организации семейного образования, мы оказались в ситуации правовой неопределенности. Такое бездействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц по установлению порядка финансирования расходов, связанных с обеспечением государственных гарантий прав граждан Российской Федерации, проживающих в г.Москве, на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования в форме семейного образования, приводит к нарушению прав родителей на выплату компенсаций затрат за обучение дочери собственными силами.
На основании изложенного, прошу разъяснить, когда родители, осуществляющие воспитание и обучение несовершеннолетнего ребенка в семье, будут заключать (продлевать) договор о получении обучающимися общего образования в семье (в том числе на выплату денежных средств в размере затрат на образование ребенка, определяемом в соответствии с финансовыми нормативами затрат и на организацию и проведение промежуточной (по итогам обучения в …. классе) аттестации обучающегося, получающего общее образование в форме семейного образования).
ДатаПодпись
Руководителю Департамента образования г.Москвы
129010, г.Москва, ул.Большая Спасская,д.15, стр.1
от нижеподписавшихся родителей (законных представителей) детей, обучающихся в форме семейного образования на территории города Москвы
ЗАЯВЛЕНИЕ
Возможность получать образование в различных формах является важной гарантией конституционного права каждого на образование (ст. 43, части 1 и 5 Конституции Российской Федерации). Согласно пункту «е» части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне таких организаций, в том числе в форме семейного образования. Закон города Москвы от 20.06.2001 № 25 «О развитии образования в городе Москве» также предусматривает возможность по желанию родителей обучение детей по программам основного общего образования в форме семейного образования (ст.6). Порядок предоставления соответствующих услуг и иные организационные вопросы, утверждение форм заключаемых договоров устанавливаются Правительством Москвы. Закон г.Москвы от 10.03.2004 № 14 «Об общем образовании в городе Москве» закрепляет в ст. 8, что органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления городских округов создают условия для поддержки различных форм получения образования; образовательное учреждение обязано создавать условия и оказывать содействие обучающемуся в получении им образования в избранной форме».
Финансовое обеспечение образовательного процесса города Москвы отнесено к полномочиям органов государственной власти города Москвы: Статья 26.3. Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципа организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации (п. 13); организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (13.1); финансового обеспечения получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений (п. 13.2). Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, городского округа в силу пунктов 11 части 1 ст. 15 и пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения соответственно муниципального района и городского округа. Однако Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил, что полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования в городе федерального значения Москве, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъекта Российской Федерации – города Москвы.
До сентября 2013г. отношения между образовательными учреждениями и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося регулировались договором, примерная форма которого утверждалась Департаментом образования города Москвы. Постановление Правительства Москвы от 25.09.2007г. № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования» закрепляет, что обучающие, осваивающие общеобразовательные программы в очной, заочной формах, в форме семейного образования, по индивидуальному учебному плану, зачисляются в контингент обучающихся конкретного образовательного учреждения (п.2.3), и родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе обучения в государственном образовательном учреждении, определяемом в соответствии с финансовыми нормативами затрат. Выплаты производятся за счет средств учредителя государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей (п.4.8). В настоящее время законы города Москвы и постановления Правительства города Москвы продолжают действовать: они не признаны утратившими силу или недействительными. Следует отметить, что они не противоречат положениям нового Федерального закона, а напротив, закрепляют правовые механизмы его реализации, проверенные на практике на протяжении нескольких лет. Законом г.Москвы от 21.11.2012г. № 59 (ред. от 10.04.2013) «О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривает финансирование реализации Государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы (Столичное образование)», в том числе на обеспечение возможностей выбора форм получения общего образования (семейное образование, экстернат) и повышение их эффективности через совершенствование нормативного регулирования, информационную и методическую поддержку (код 03 Б 0785). Финансирование родителей, осуществляющих воспитание и обучение несовершеннолетних детей в семье до конца 2013г. должно осуществляться в прежнем порядке. Часть 13 ст. 108 (заключительные положения) Федерального закона предусматривает обязанность до 1 января 2014г. органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществить обеспечение государственных гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации, а также финансовое обеспечение получения гражданами образования в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим основным общеобразовательным программам частных общеобразовательных организаций в указанном размере.
Принятие Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», прошедшее предварительное длительное широкое общественное обсуждение, не было направлено на ухудшение существующего положения, а напротив, было рассчитано «на эффективный механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительное укрепление защиты интересов личности в области образования. Принятие закона должно создать правовые условия, обеспечивающие превращение образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности страны, при одновременном сохранении юридических гарантий свободы и равного доступа к образованию, наиболее полном удовлетворении образовательных потребностей личности». В пояснительной записке этого законопроекта содержится указание, что принятие этого закона направлено на создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования, расширение образовательных возможностей граждан . Предполагалось сохранить базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством об образовании и оправдавшие себя на практике (в том числе в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования и так далее); закрепить ряд новых инструментов, направленных на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги. В отдельности среди них можно отметить нормы, предусматривающие возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы. С учетом международной практики, различающей понятия формального, неформального, информального образования, законопроектом установлено, что образование может быть получено как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (путем самообразования, семейного образования). Во исполнение положений Федерального закона, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» также предусматривает, что долгосрочная стратегия развития российского образования ориентирована на создание системы сред и сервисов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения и подрастающего поколения, поддержки самообразования и социализации: «Должен быть обеспечен переход к качественно новому уровню индивидуализации образования через реализацию учебных траекторий в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного образования, самообразования».
Однако мы столкнулись с тем, что некоторые должностные лица окружных управлений образования Департамента образования города Москвы неверно трактуют положения принятого Федерального закона, в частности п.1 ст. 17 – о том, что якобы от образовательных учреждений организационно и финансово отделены обучающиеся, получающие образование вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в формах семейного образования и самообразования), и что они исключаются из контингента образовательной организации, в которой они ранее обучались или числились в контингенте. В связи с этим механизм реализации принятого Федерального закона на территории города Москвы оказался не обеспеченным надлежащим образом, а бездействие должностных лиц и отказ от сложившейся практики оформления взаимоотношений между образовательным учреждением и родителями, выбравшими для своих детей форму получения общего образования в форме семейного образования, - не соответствует целям принятия Федерального закона об образовании. С 01.09.2013г. образовательные учреждения г.Москвы не выплачивают денежных средства в размере затрат на образование детей на соответствующих этапах образования и вообще не обеспечивают государственные гарантии прав граждан Российской Федерации, проживающих в г.Москве, на получение образования в сфере семейного образования. Бездействие по установлению порядка финансирования расходов, связанных с обеспечением государственных гарантий прав граждан России, проживающих в г.Москве, на получение образования в форме семейного образования приводит к нарушению наших прав на получение бесплатного образования и выплату компенсаций затрат на обучение детей собственными силами. Отсутствие договора с образовательным учреждением не позволяет определять дисциплины и предметы, образовательные программы и учебные пособия, по которым мы желали бы учить и аттестовывать своих детей, конкретных педагогов, которые будут принимать экзамены или в ином порядке проводить промежуточную аттестацию, оплачивать консультации педагогов образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации, а также лишает возможность доступа к иным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, покупать дополнительные материалы, учебники, оплачивать бассейн, занятия в спортивных секциях, музыкальных школах и иные дополнительные занятия. Отказ в предоставлении семейной формы обучения лишает многодетных семей права на получение льгот на питание, школьную форму, средства обучения и воспитания и т.д.
Такая позиция должностных лиц не основана на действующем федеральном законодательстве, законодательстве города Москвы и противоречит ст. 43 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Договор об образовании между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями, законными представителями несовершеннолетнего лица) не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению (п.6 ст. 54). С принятием Федерального закона экстернат перестал быть формой обучения и трансформировался в институт, обеспечивающий государственную итоговую аттестацию в аккредитованных образовательных организациях обучавшихся в форме семейного образования или самообразования. Закон устанавливает бесплатность такой аттестации по школьным программам и определяет, что при прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе (ч. 3 ст. 34). В соответствии с Приказом Минобразования России от 23.06.2000 № 1884 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» экстерн имеет право: получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом), брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения, посещать лабораторные и практические занятия, принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании. Вследствие вышеуказанного ошибочного понимания должностными лицами Департамента образования города Москвы норм Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» ущемляются упомянутые права экстернов, поскольку обучающиеся по семейной форме образования не будут зачислены в контингент обучающихся конкретного образовательного учреждения. Также будут нарушены права экстернов на прохождение аттестаций, поскольку при отчислении экстернов из контингента обучающихся образовательного учреждения руководство образовательного учреждения вправе отказать в проведении аттестаций. Вопрос: за чей счет и на каком основании планируется финансировать данные мероприятия, если обучающиеся на семейной форме образования не будут зачислены в контингент обучающихся конкретного образовательного учреждения? Можно ли будет проходить такие аттестации одновременно в разных образовательных учреждениях, если это право предоставлено бесплатно для всех обучающихся вне образовательных учреждений (имеет ли право отказать руководство образовательных учреждений в проведении подобных аттестаций)? Статья 33 Федерального закона лиц, осваивающих образовательные программыначального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные образовательные программы относит к категории УЧАЩИХСЯ - вне зависимости от формы обучения и режима пребывания в образовательной организации. Следовательно, дети, обучающиеся в форме семейного образования не могут не считаться «учащимися» и «обучающимися», а родители несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования и соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и их родителями и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений. В отношении обучающихся по семейной форме образования не могут быть произведены изъятия прав и меры социальной поддержки и стимулирования, предусмотренные в ст. 34 Федерального закона, в том числе выбор формы получения образования (п.1 ч. 1), полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, питанием и иными мерами социальной поддержки, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами. В соответствии со ст. 44, органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей, в том числе при реализации права родителей на выбор формы получения образования и формы обучения (п.1 ч.3).
Деятельность Департамента образования города Москвы всегда была направлена на формирование московского стандарта качества образования, который в качестве одной из важнейшей составляющей включал в себя социальную поддержку обучающихся и государственно-общественное управление образованием. Надеемся, что и в дальнейшем создание и реализация московского стандарта качества образования будет одной из приоритетных государственных задач, которую решает Департамент в рамках своей деятельности. На основании изложенного, просим решить вопрос организации и финансирования семейного образования – в соответствии со сложившейся практикой, которая существовала до 01.09.2013г., поскольку она не входит в противоречие со вступившим в силу Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - обеспечить государственные гарантии на получение нашими детьми общего образования в форме семейного образования, обязав руководителей образовательных учреждений города Москвы заключать договоры на получение обучающимися общего образования в семье (в том числе обеспечение выплат денежных средств в размере затрат на образование каждого ребёнка на соответствующем этапе образования в государственном общеобразовательном учреждении, определяемых региональными нормативами, а также на организацию и проведение промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации).
Представитель инициативной группы по сбору подписей ______________ «___» сентября 2013г.