В правительстве Югры затягивается разбирательство с деятельностью «Фонда поколений». За 12 лет работы структуры в неизвестном направлении исчезли ее активы, минимум на 8,5 миллиардов рублей, а вместе с ними из региона удалились и чиновники круга экс-губернатора Александр Филипенко. Основная задача фонда - выплаты с 2017 года совершеннолетним жителям округа крупных «подъемных» оказалась на грани срыва. Чиновники правительства Натальи Комаровой сегодня ломают голову над тем, как соблюсти обещания 12-летней давности без ущерба для окружной казны. Думские оппозиционеры требуют полной ликвидации проблемного фонда. Однако в ближайшие годы ожидать этого вряд ли приходится.
Сегодня правительство губернатора Югры Натальи Комаровой планировало ликвидировать «Исполнительную дирекцию регионального государственного Фонда поколений ХМАО-Югры». Однако в последний момент, как сообщил собеседник «Правды УРФО» в региональном минфине, вопрос из перечня обсуждаемых был исключен по причине «дополнительной проработки законодательных тонкостей».
В ведении исполнительной дирекции с 1994 года находились все активы организации, в уставной капитал которой было привлечено более 11 миллиардов рублей. В 2002 году все имущество учреждения в связи с изменением законодательства было передано почти одноименному ГУПу «Исполнительная дирекция Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа». Больше 10 лет дублирующие друг друга учреждение и госпредприятие существовали вместе. При этом бюджетное учреждение дошло фактически до банкротства.
«В отличие от бюджетного учреждения на ГУП не возложены обязанности выплат гражданам. Бюджетное учреждение было создано по окружному закону № 9 в 1994 году. В 2002 году по ОЗ № 11 появился ГУП, на который перешло все имущество. Он не имеет отношения к бюджетному учреждению», - ограничивается кратким комментарием помощник директора департамента по управлению госимуществом Евгений Поддубный.
Чиновники в департаментах правительства округа расшифровывают его слова. По словам одного из специалистов, знакомых с историей «Фонда поколение», к 2017 году на счетах организации должны были скопиться крупные суммы, предназначенные для выплат югорчанам. Собственно ради чего и создавался Фонд.
Ханты-Мансийск
«В 2000 году вышел окружной закон (№ 137), который предписывал выплаты от «Фонда поколение» детям, родившимся с 2000 года на территории Югры в размере не менее 20 МРОТ. При этом учитывался ценз оседлости. Родители ребенка должны были прожить на территории округа не менее 5 лет. Пока нет понимания, через какую именно структуру эти выплаты должны идти, бюджетное учреждение не устранят», - говорит осведомленный источник «Правды УРФО» в региональном правительстве.
Конфликт в правительстве провоцирует схема подсчетов обещанных жителям Югры выплат. В зависимости от выбранного варианта она может меняться от 2 до 90-95 тысяч рублей. Как объясняют чиновники, если за МРОТ принимать минимальный объем социальных выплат, который на 2000 год составлял 100 рублей, каждый житель Югры получит в 18 лет капитал чуть более 2 тысяч рублей. Если же за МРОТ принимать минимальный размер оплаты труда в округе на 2012 год - 4611 рублей, - то выплачиваемая сумма с учетом коэффициента индексации превысит 90 тысяч рублей. Третий вариант предполагает подсчет суммы с учетом изменения МРОТ за каждый год действия закона.
«У каждого варианта есть свои сторонники и противники. Непонятно даже общее число потенциальных получателей. В департаменте соцзащиты сейчас считают, сколько человек с учетом ценза оседлости должны получить деньги. Но если в 2000 году у нас родилось 15 тысяч человек, то в 2011 - уже около 300 тысяч», - рассказывает источник «Правды УРФО» в правительстве ХМАО-Югры.
В «Фонде поколений» к схеме подсчетов более категоричны. Для себя ГУП «Исполнительная дирекция Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа» выбрало наиболее экономичный вариант оплаты.
«Средства на выплаты у нас есть. Только налогов мы платим ежегодно 500 миллионов рублей. На целевые денежные выплаты (в 2018 году), по нашим подсчетам, необходимо 200 миллионов рублей. Считаем по схеме: 20 МРОТ умножаем на ставку капитализации. МРОТ составляет 100 рублей. Те люди, которые предлагают другие схемы, видимо, не достаточно глубоко знакомы с темой», - рассказал «Правде УРФО» директор «Фонда поколений» Анатолий Киселев.
При участии господина Киселева накануне в фонде была проведена инвентаризация. С 1994 года туда было инвестировано 11 миллиардов рублей. На сегодняшний день стоимость оставшихся активов составила 2,5 миллиарда рублей. Поступления в бюджет Югры от продажи собственности до сих пор детально не подсчитаны. С уверенностью, чиновники говорят лишь о продаже принадлежавших фонду Челябинской и Боровской птицефабрик, а также завода «Бикор» на общую сумму в 5,2 миллиардов рублей.
«Поступления в фонд начали расти с 1999 года. В это время налоги на добычу полезных ископаемых стали активно поступать в бюджет округа. Это связанно, прежде всего, с динамичным ростом цен на нефть. Бюджет Югры буквально захлебывался десятками миллиардов рублей. Тогда губернатор Александр Филиппенко предложил депутатам Окрдумы направлять часть финансовых излишек в «Фонд поколений». В пример приводил Норвегию, где через подобные фонды идут накопления жителей для вложений в образование, социальное развитие и так далее. Идеологом инвестиционного проекта, скорее всего, был приснопамятный Вячеслав Новицкий, работавший тогда замом Филипенко в правительстве», - рассказывает источник «Правды УРФО» ранее работавший в правительстве ХМАО-Югры.
Александр Филипенко, губернатор ХМАО-Югры 1996-2010 гг.
Напомним, что Фонд стал активно пополняться средствами, когда цена на баррель нефти на мировых рынка с 8, 5 долларов США в 1998 году скаканула до 20 долларов 1999, а потом начала безудержный рост. До принятия соглашений с Тюменской областью и делегирования Югу исполнения 26 государственных полномочий, в Югру поступали колоссальные финресурсы по НДПИ.
В последние годы, по словам чиновников, в фонд регулярно направлялись сотни миллионов рублей. ГУП скупал различные активы: акции, золото, предметы искусства и проч. По сведениям источников «Правды УРФО», уставной капитал госпредприятия составлял 11 миллиардов 465 миллионов рублей. Только в предприятия лестной отрасли, большинство которых сейчас в состоянии банкротства, было вложено порядка 7 миллиардов рублей. Стоимость купленной в Санкт-Петербурге недвижимости оценивается в сумму от 1 до 4 миллиардов рублей. Однако, часть имущества, приобретенного за время работы фонда, «… исчезла в неизвестном направлении».
О том, что Фонд недосчитывается гигантской суммы, в одном из интервью сообщила главный финансист автономного округа Вера Дюдина. Впрочем, были и вполне ликвидные приобретения.
«Покупались акции авиакомпании «ЮТэйр», «Ханты-Мансийского банка». Были и покупки золота, оно находилось в ВЭБе, но этот лот был продан, и регион получил от него прибыль. Контроля за расходованием средств фонда при Филипенко практически не было», - описывает распоряжение активами прежнего руководства фонда Анатолий Киселев.
Государственная художественная галерея Фонда поколений ХМАО-Югры
К онтроль за эффективностью расходования денежных средств организации возлагался на правительство и думу автономного округа. Большая часть депутатов, работавших во время пика активности фонда, о финансовых схемам использованных фондом, предпочитают не распространяться. Так экс-депутат югорской думы, ныне федеральный парламентарий Павел Завальный не пожелал открывать информацию об отчетах организации и категорически отказался от комментариев для «Правды УРФО» по вопросу о контроле окружной Думы за деятельностью правительства Филипенко.
Работа ГУПа «Исполнительная дирекция Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа» даже после смены руководства не сходит с повестки дня. Активно спекулируют на ней оппозиционеры в думе Югры. С их подачи в думе была начата подготовка к общественным слушаниям о работе фонда. Намеченное на середину ноября мероприятие перенесено на неопределенный срок.
«В думе создана рабочая группа по вопросам отчетности фонда. Коллеги - «единороссы» поддерживают деятельность этой организации. Правительству и губернатору стыдно признать те растраты (которые приходятся на время управления регионом Александра Филипенко - прим. ред.)», - говорит депутат ЛДПР в тюменской облдуме Владимир Сысоев.
Оппозиционер уверен, что имущество фонда должно быть целиком передано округу. По его мнению, это позволит обеспечить прозрачность сделок с реализацией имущества фонда. Однако сегодня из темы работы Фонда тайны уже никто не делает.
«Мы предоставляем отчетность о деятельности фонда. Отчет за прошлый год есть у депутатов Югры. В марте 2013 года сведем все бухгалтерские данные за 2012 год и будем готовы по запросу депутатов дать очередной отчет», - уверенно заявляет Анатолий Киселев.
Речи о ликвидации фонда, чего добиваются оппозиционеры, пока не идет. Вопрос структурных преобразований организации решиться после четкого определения механизма выплат для жителей Югры.