Замечено: в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка – дети усваивают речь быстрее и лучше, потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.
Рекомендация: хотите, чтобы ваш ребёнок говорил красиво, тогда и ваша речь должны быть грамотной, выразительной, вежливой, доброжелательной.
Проблема: у вашего ребенка слабо развита связная речь, то есть умение логично, без пропусков передавать содержание просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.
Решение проблемы: если Вы прочитали ребенку сказку, рассказ, стихотворение, рассказали ему интересную историю, посмотрели мультфильм - не останавливайтесь на этом:
- Учите малыша внимательно слушать;
- Попросите ребенка пересказать услышанное или увиденное. В случае затруднений помогите ему наводящими вопросами;
- Пересказывайте сказку по частям (Родитель начинает, ребенок продолжает и т.д.);
- Заранее не сообщайте сыну (дочке) название произведения, а придумайте его вместе;
- Поиграйте с ребенком:
Игра: «Я начну, а ты закончи», например, «Жили – были дед и баба …» (малыш может закончить любой знакомой ему сказкой: «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Снегурочка», …) или «В некотором царстве, в некотором государстве» или «Муха цокотуха по полю пошла …»;
- Попробуйте совместно с ребенком рассказать потешку или прибаутку, стихотворение с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно, огорченно, например: «Идет коза рогатая, …»;
- Организуйте домашний театр (кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, драматизацию) – совместно с ребенком инсценируйте сказки.
Проблема: ваш ребенок с трудом составляет предложения:
Решение проблемы: в повседневном общении:
- Разговаривайте с малышом на разные темы во время кормления, одевания, купания, прогулок, игр (что видите, что делаете, …);
- Учите его поддерживать разговор, наблюдая за чем-либо, задавайте ему различные вопросы;
- Беседуйте с ребенком о том, что вы видите вокруг себя или на картинке;
- Показывайте сыну (дочке) книги с картинками, называйте нарисованные предметы, обсуждайте увиденное;
- Побуждайте ребенка к активным речевым высказываниям, удивляясь чему-либо, радуясь, огорчаясь, умышленно ошибаясь, чтобы он вас поддержал или исправил;
- Поиграйте с малышом:
Игра «Я начну, а ты закончи» - например, «Птицы весело поют, потому что …» или «Мама готовит обед для того, чтобы …»;
Игра «Придумай предложение длиннее, чем моё» - например, «Мама варит», «Мама варит суп», «Мама варит овощной суп», «Мама варит вкусный овощной суп, …»;
Игра «Путаница»: составить предложение из слов, например: «на, цветок, окно, стоит» - «На окне стоит цветок».
|