Утро. Дети приходят в детский сад после выходных дней. Раздевалка группы детского сада постепенно наполняется детскими голосами. Не доходя до двери раздевалки, слышу детский диалог:
-Ты смотрел по телику «Шрека»?
-Нет, мне родители новый диск купили. Я все выходные играл. Знаешь, как там здорово всех стрелять! Я всех победил.
Здесь же слышится разговор девочек:
-Юля, я вот когда вырасту, буду такая, как Светка Букина (сериал «Счастливая семейка»), а ты кем?
-А я буду Фионой (из мультфильма «Шрек»).
-Миша, сынок,- обращается мамочка к сыну, который уже вошел в группу,- ты пакетик с игрушечками забыл. Ты же хотел ими в группе поиграть.
Миша неспешной походкой подходит к маме, берет у нее из рук пакет, ничего не говоря ей в ответ, и вновь заходит в группу. Он садится на ковер и высыпает «игрушечки»: черно-коричневые монстры разных размеров, человек-Паук, Шрек с оторванной рукой, Бэтмен - и, глядя на них, надолго о чем-то задумывается…
Наблюдая подобные сцены и слушая диалоги детей о проведенных дома днях, в который раз начинаешь размышлять, насколько сильно влияние средств массовой информации на детское сознание и какой дефицит детско-родительского общения испытывают дети.
Безусловно, эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно сопровождают не только нас, взрослых, но и наших детей. Телевизор, компьютер, видео давно и прочно вошли в жизнь малышей начиная с первых лет жизни. Во многих семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед экраном, который заменяет живое общение с близкими взрослыми — а это и бабушкины сказки, и мамины колыбельные песенки, и папины прибаутки и присказки. Это безобидное на первый взгляд занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, малыш не плачет, не пристает, ничего не просит, не безобразничает, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной жизни. Покупая малышу новые видеокассеты или компьютерные игры, родители, безусловно, заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным.
Однако если родители не будут активно включаться в совместный просмотр телепередач и компьютерных игр, то это безобидное и безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития.
Включение в диалог
В последние годы и родители, и педагоги все больше сталкиваются с проблемой отставания в развитии речи: дети позже начинают говорить, а научившись, говорят мало и плохо, их речь бедна и примитивна. Как показывают специальные исследования, в наше время 25% 4-летних детей страдают нарушениями речевого развития. В середине 1970-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. То есть число речевых нарушений возросло более чем в семь раз.
Уместен вопрос: а при чем здесь телевидение и компьютер? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь и занят довольно интересным делом. Какая разница, кто говорит с ребенком — взрослый или герой мультфильма?
Разница огромная. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем участвует в нем не только с помощью слуха и артикуляции, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами.
Давайте вспомним, как происходит общение с грудничком. Младенец отвечает на обращенную к нему, хотя еще и непонятную речь взрослого всем своим существом: все его тело точно и плавно, как в танце, откликается на слышимую речь. Речь взрослого как бы охватывает его, настраивает на партнерские отношения и подключает к общению. Ответные движения младенца возникают исключительно на живую речь, адресованную ему. Та же речь, воспроизведенная любым звукозаписывающим устройством, или бессвязные звуки никакого эффекта не производят.
В дальнейшем, в возрасте полутора-двух лет малыш, слышащий обращенные к нему высказывания взрослых, пытается ответить на них и сам воздействует на родителей с помощью слов. Чтобы ребенок заговорил, речь должна быть включена в его конкретные практические действия, в игровые манипуляции, в его реальные впечатления, а главное - в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю и чувства, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».
Однако разговорная речь - это лишь вершина айсберга. Ведь речь - это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и себя в целом. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы всегда ведем внутренний диалог с собой. Именно такой диалог с собой позволяет удерживать в сознании любое содержание и создает ту внутреннюю форму, которая делает человека психически устойчивым и независимым. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи нет, то человек становится крайне зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать в своем сознании какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели.
В результате - внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней формы наблюдаются у многих современных детей.
Деформирующее воздействие
Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух - они затрудняются удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо ярких образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно слушать и читать даже самые хорошие детские книжки.
Резкое снижение творческой активности и отсутствие фантазии - еще один факт, который наблюдается в развитии современных детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Рисунки и игровые сюжеты, как правило, носят однотипный характер. А ведь ребенок с богатой фантазией и развитым воображением быстро включается в любую предлагаемую деятельность, самостоятельно может организовать и любую игру, успешнее решает нестандартные логические задачи, легче переживает неудачи и неприятности, пользуется интересом и уважением у сверстников.
Также можно заметить, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать, не о чем спорить. Они готовы нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней детской пустоты — рост детской жестокости и агрессивности. Иногда можно наблюдать немотивированную агрессию детей в адрес сверстников, а иногда и близких взрослых. Конечно, мальчишки всегда дрались, но в последнее время все чаще проявляют агрессию и девочки. Подражая «героям» и «героиням», дети вступают в схватку со сверстниками и без чувства меры бьют до синяков и царапают до крови. Сопереживание, жалость, помощь слабому — эти качества встречаются все реже.
Напрашивается вопрос: ну неужели всему виной телевизор и компьютерные игры?
Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать сведения, услышанные с экрана, не умеющем критично относиться к той или иной получаемой им информации. Телевизор, который подменяет общение маленького ребенка с близкими взрослыми, безусловно, оказывает мощное формирующее, а вернее деформирующее воздействие на становление личности и психики растущего человека.
У окна стиральной машины
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Изменить или наверстать в дальнейшем упущенное в этот период очень проблематично, а порой и невозможно.
Ярким примером вышесказанному может послужить эпизод из одного западного фильма, в котором молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома, неумело хлопочет по хозяйству, а ребенок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг «кино» заканчивается, и ребенок начинает вопить. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед окном стиральной машины, в котором крутится и мелькает цветное белье. Ребенок резко замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с той же завороженностью, как раньше он смотрел в телевизор.
Этот пример наглядно иллюстрирует своеобразие восприятия экранного изображения маленьким ребенком: он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, он видит яркие движущиеся пятна, которые, как магнитом, притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной стимуляции, ребенок начинает испытывать потребность в ней, ищет ее повсюду. Ему уже все равно, куда смотреть,- только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно так же он начинает воспринимать и окружающую действительность…
Гармоничное и полноценное развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном живом общении с близкими взрослыми и со сверстниками.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые служат настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, демонстрацией моделей поведения в разных ситуациях. Но важно знать, что подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами. И тогда возникнут совсем другие детские диалоги, игрушки, рисунки и игры.
Е. Кадушкина
Педагог-психолог
МДОУ "Крепыш"
г.Ноябрьск. ХМАО-Югра
|