Функции речи детей третьего года жизни расширяются. Начинает формироваться регулирующая функция речи, так как ребенок может слушать и следовать инструкции взрослого, выполняя его требования о том, что и как надо сделать. В ходе совместной со взрослыми предметно-игровой деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. Происходит дальнейшее развитие процесса обобщения, на основе которого формируются понятия. Основой обобщения становятся качества, свойства и функции предметов, животных и людей (Кто работает? - Мама работает, папа работает, все работают). В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова. На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Речь становится не только средством общения ребенка со взрослыми, но и средством общения с детьми.
Очень большое значение для развития речи детей имеет практическая деятельность. На 3-м году жизни ребенка идет становление разных видов деятельности (игра, рисование, конструирование, элементы труда). Продолжается развитие манипулятивной деятельности. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Сюжетное рисование, лепка, аппликация - это не просто занятие продуктивным видом деятельности, это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует, лепит, выполняет аппликацию, изображая простые сюжеты из жизни ребенка, мира людей и природы, из сказок, комментируя каждый этап рисования. В ходе рисования, лепки, аппликации создается особая ситуация речевого общения. На таких занятиях обязательно используется простой сюжет. Если вначале ребенок в качестве ответа может просто показать пальцем нужное место на картинке или выбрать и дать взрослому карандаш нужного цвета, то в дальнейшем его побуждают к ответам в форме слов и фраз. Игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: способствует запоминанию слов, ведет к активному поиску детьми способов словесного выражения, к использованию всех имеющихся у них речевых возможностей. Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Первое время ребенок играет с игрушками, имеющими внешнее сходство с реальными вещами. Расширение отражаемых в игре ситуаций, развитие игровых навыков приводят к тому, что ребенок начинает заменять недостающие вещи другими или словом, начинает действовать в воображаемом плане. Двухлетний малыш все больше играет самостоятельно, а чуть позже берет на себя роль мамы, папы, врача и др. При этом много говорит со своими игрушками, сам с собой. Это надо поощрять. Во время совместных игр и разговоров ребенок услышит много слов, легко запомнит их и будет потом повторять в самостоятельной игре. В некоторых семьях совместным играм с детьми уделяют мало времени. Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредоточиваясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к играм, в основе которых лежит эмоциональный контакт: ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер - куклу жалеть, кормить, лисичку лечить и т.д. Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит, поет за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. [Шевцова Е.Е.]. Родителю надо постараться в каждой совместной с ребенком деятельности предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекают его в речевое общение. Взрослый организует игру, которая интересна ребенку, в которой диалог происходит на эмоциональном подъеме (условие речевого реагирования ребенка). Например, во время совместной игры «Построим дом для обезьянки» ребенок ответит на много вопросов, предложит свой вариант или конструкции, или действия, даст оценку (с помощью взрослого) поведению проказницы-мартышки, мешающей строительству. Завершая строительство, вместе с папой и обезьянкой ребенок порадуется новому удобному, красивому домику. Во время игры ребенок услышит и запомнит немало прилагательных: высокий, низкий, длинный, короткий, широкий, узкий, красный, синий, зеленый, желтый. Словарь малыша пополнится за счет существительных, глаголов (строить, построить, принести, поставить, подвинуть), наречий (близко, далеко, высоко), предлогов (в, на, под, за) и т. д. Будут произнесены фразы различной структуры.
На 3-м году жизни формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает ребенка и помогает ему усвоить социальный опыт. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеальном, понятийном отражении в языке. Поэтому взрослым следует как можно чаще читать сказки, рассказы, потешки, стихи, петь песенки. Именно литературная речь, рифмованная речь развивают у ребенка «чувство языка», которое в будущем поможет правильно читать, грамотно писать. Детей учат элементам пересказа. Взрослый читает или рассказывает своими словами маленький рассказ (три–четыре предложения), иногда демонстрируя действующих лиц или предметы, выступающие в рассказе, рисунком или изображением предметов, героев. Задает вопросы. Очень полезно для развития речи и обогащения знаний детей рассматривание картинок и иллюстраций. Детям можно предлагать как предметные, так и сюжетные картинки. Рассматривая картинки, взрослые с помощью вопросов и объяснения расширяют активный словарь ребенка, учат видеть и называть не только сам предмет, но и его детали. Предлагая сюжетную картинку, взрослый помогает ребенку понять смысл изображенного на картине действия, развивает умение слушать пояснения, высказываться по поводу происходящего на картине (Почему девочка плачет? Мальчик отнял шарик. Другой мальчик ее утешает и предлагает ей свой шарик. Он добрый.). Для начала надо брать картины простые по композиции, с ограниченным количеством действующих лиц, с несложным сюжетом, с ярко выраженными признаками действия.
Словарный запас ребенка стремительно увеличивается на протяжении этого периода. Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов как наиболее семантически значимых единиц речи. Взрослый исправляет порядок слов в предложении, следит за тем, чтобы ребенок при составлении предложений не пропускал глагол и употреблял его в нужной форме, согласуя в лице и числе с существительными. Родительская задача в этом возрасте - накопить словарь в соответствии с возможностями ребенка, с учетом познавательной деятельности вводить слова всех грамматических категорий. Материал для развития речи ребенка дает, прежде всего, знакомство с окружающим миром, причем в разных формах. Это, например: наблюдение, практическое знакомство с предметным миром и природой, беседа, игра, посещение цирка, театра, специальные занятия по развитию речи.
Грамматика – это строй языка, те закономерности, по которым в языке образуются и изменяются слова. К.Д. Ушинский назвал грамматику «логикой языка». Переломным моментом в развитии речи ребенка является вычленение им из слитного языкового материала морфологических элементов слов и их синтезирование в собственном высказывании. Это выражается в быстром усвоении разных типов предложений, продуктивных форм словоизменения и словообразования, а также в образованиях форм слов по аналогии. Для всех без исключения детей на первом этапе овладения фразовой речью характерны так называемые детские возрастные аграмматизмы (окны, платьи, лопатом). Их наличие объясняется невозможностью усвоения ребенком сразу всех сложных грамматических норм языка, которыми он овладевает постепенно и в соответствии с вполне определёнными закономерностями, повторяющимися в своих основных чертах в речи каждого малыша. Этот период в норме длится всего несколько месяцев и в дальнейшем ребенок начинает усваивать нормативное употребление грамматических конструкций. Однако в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена. Показателем правильного развития детской речи является способность ребенка в 2,5-3 года строить предложения из 3-4 слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах.
В настоящее время многие родители позволяют детям раннего возраста много времени проводить за просмотром мультфильмов, что ведет к задержке речевого развития. Овладение речью в этом возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает, но и отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог, всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Основным и решающим в развитии речи ребенка является не само по себе овладение обозначающей функцией слова, а то, что ребенок приобретает возможность посредством слова вступать в общение с окружающими. Главное условие - искреннее желание взрослых общаться с детьми. С ребенком этого возраста можно поговорить о том, что видели на прогулке, как лепили снеговика, как кормили птичек, как ходили к дедушке с бабушкой в гости. В этом возрасте ребенок начинает говорить о своих переживаниями, впечатлениях, действиях вне конкретной ситуации, может сравнивать предметы и явления, делать простейшие умозаключения (На улице лужи - ночью шел дождь). Необходимо способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения к родителям и сверстникам (попроси, поблагодари, предложи). К концу 3-го года ребенок начинает задавать много вопросов. Родителям следует с уважением относиться к детским вопросам и давать на них краткие, понятные ответы, также очень важно самим задавать ему вопросы (Что у коровы на голове? У лошади есть рога? У кого еще есть рога? У мальчика озябли руки, что ему нужно?). Побуждая малыша отвечать на вопросы, мы упражняем и совершенствуем его способность быстро и правильно применять уже приобретенный запас слов, обогащаем его новыми словами, открываем ребенку возможность общения с родителями, которое является для него не только средством приобретения знаний, но и источником радости. Родителям необходимо внятно и отчетливо произносить слова и фразы с естественной интонацией. Это очень важно для маленького собеседника, ведь он продолжает во всем подражать взрослым.
При нормальном развитии правильное произношение звукового состава слов наблюдается не на первых, а лишь на последующих этапах развития речи и находится в определенной зависимости от развития словаря и грамматического строя Нормативное звукопроизношение у ребенка с нормальным речевым развитием формируется только на базе фразовой речи. Темп овладения речью у детей неодинаков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (ш, ж, ч), а также сонорные (л, р). Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена. Часто дети смягчают свистящие звуки (зайка - зяйка, киса - кися), заменяют шипящие — свистящими (шапка – сяпка, жук – зюк) или звуками т-д (шуба – туба). В этом возрасте многие дети точно воспроизводят интонационно-ритмические, мелодические контуры слов: «куяська» (курочка). При овладении слоговой структурой ребенок учится воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Уже после 2,5 лет при нормальном развитии речи нарушение слогового состава крайне редкое явление. Основания для беспокойства: ребенок в 2–2,5 года почти не говорит или говорит мало, запас его слов беден, употребляются лишь простые, односложные фразы.
Ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие общие движения, моторику пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко воспринимать и дифференцировать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикулярный аппарат. Нарушения, возникающие при артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным речевым кинестезиям (восприятие движений органов артикуляции), необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей, а в дальнейшем и появление дисграфических ошибок на письме.
Игровые приемы постановки звуков
Звуки с-з-ц
1. Накачивание воздуха насосом - ссс
2. Полет комара - ззз
3. Тише - ццц
Звукиш-ж-ч-щ
1. Змея шипит - шшш
2. Жук жужжит - жжж
Звуки р-л
1. Болтушка — блблбл
2. Заведем мотор - дрр
Звуки к-г-х
1. Подражание крику кукушки - ку-ку
2. Подражание крику гуся - га-га-га
3. Подражание смеху - ха-ха-ха
Звуки в-ф
1. Подражание вою ветра - ввв
2. Потушить свечу - ффф
Упражнения по развитию понимания речи, слоговой структуры слова, грамматического строя речи представлены в методическом пособии «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРДЛТД, 1998.
Примерный перечень художественной литературы для чтения и рассказывания детям третьего года жизни
Русский фольклор
Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни.
Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...».
Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.
Фольклор народов мира
«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев «Сельская песня»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».
Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше…», «Был у Пети и Миши конь…»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу“?»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».
Произведения поэтов и писателей разных стран
С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.
(ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.)
Развитие речи детей на третьем году жизни происходит в процессе общения не только с родными, но и с другими взрослыми, а также с детьми. В Центре семейной культуры в понедельник, четверг в 16.00 с детьми от 1 года до 3 лет проводятся развивающие занятия. Групповые занятия, игры с детьми раннего возраста помогают подготовить ребенка к посещению детского сада. Большинство родителей знает: к школе ребенка необходимо подготовить. Но о том, что не менее важна готовность к детскому саду, задумываются не все. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных: отсутствие родных рядом; необходимость выполнять требования незнакомого взрослого; строгий режим; длительный контакт с ровесниками; особенности нового пространственно-предметного окружения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Постарайтесь приблизить домашний ритм к режиму дня детского сада. Позаботьтесь, чтобы рацион питания ребенка был похож на тот, который будет в детском саду. Укладывайте малыша спать дома в то же время, которое предусмотрено в детском саду. Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания.
Многие дети глубоко переживают расставание с близкими, так как опыта общения с посторонними не имеют и не готовы вступать с ними в контакт. Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее адаптация к условиям детского сада. В Центре семейной культуры помогут сформировать у детей потребность и умение общаться не только с близкими, но и другими взрослыми, с ровесниками. В играх, на занятиях продуктивной деятельностью, во время театрализованных представлений воспитывают доброту, чувство коллективизма, умение договариваться с другими детьми, отстаивать свои интересы, подчиняться общим требованиям.
|