На каждую ночь – сына и дочь По обычаю традиционной крестьянской свадьбы, заведенному с давних пор, когда жених и невеста возвращались из-под венца, начинался свадебный пир. За праздничным столом гости величали молодых и пели: Живите богатые, Спереди горбатые, Сколько в лесу пеньков Столько вам сынков! Сколько в поле кочек Столько вам и дочек! Тем временем постельная приставница в отдельной комнате для первой брачной ночи готовила новобрачным постель. Как только пир заканчивался, родители благословляли молодых на "первый брачный сон". Жениху и невесте подавали горшок с пресным молоком и соком брусники — чтобы рождались дети белые и румяные. Молодые выпивали, брались обеими руками за горшок и разбивали его. А родители им говорили: Сколько черепков, Столько у нашей Марьюшки Будет девочек и парничков! Ложитесь вдвоем. Вставайте втроем! На каждую ночь - Сына и дочь! Молодые отправлялись в опочивальню. Им вслед говорили: "Желтые кудри к перине пошли, русую косу за собой повели: Желтые кудри - Василий-молодец, русая коса -душа Аннушка". Подруги невесты пели: Не заспалася, не задремалася, Это мягкая перинка залежалася. Ты одень, млада, для милого-ладного Свою белую рубашку полотняную. Что ты шила-вышивала по три ночи. На правом плече шита заря утренняя, На левом-то плече поздне вечерняя; Против ретива сердца красно солнышко. На крылечках в облаках светел месяц; По всей-то рубашечке полотняной - Рассыпались часты мелкие звездочки. Прежде чем лечь, молодые подходили к образам и произносили молитву "О зачатии и даровании им детей". Укладываясь на кровать, молодая жена произносила слова: Лягу я благословясь, Лягу перекрестясь. Оденусь легким светом. Опояшусь вечерней зарёю, Покроюсь легкими облаками, Обтыкаюсь яркими звездами. Повернусь я, молодешенька, На пуховой на перинушке Да на праву руку на посолонь, Куда солнышко закатилося, Луна небесная воротилася, — К самому всё Господу Богу. И предаюся Вышнему Творцу, Что нас на земле сотворил И на прилученье благословил. Утром молодых будила постельная приставница и отправляла мыться в баню. Сваха снимала с кровати простыню, завертывала в холст, прикалывала красный платок и передавала ее матери жениха, с приговором: "Та пара сопарилася, та ровня соравнялася!" Молодец, покажись В народе говорили: "С детьми горе, а без них вдвое". Дети во благо, к счастью. Дети - благодать Божья. В утробе матери полагалось лучше ребенка оживить и сохранить, нежели многими воздержаниями погубить. Младенца загубить в утробе - считалось непростительным грехом. Какая женщина долго не могла забеременеть, за нее родные молились преподобному Роману Чудотворцу и преподобному Иппатию. Давали ей пить яблочный уксус, смешанный с медом. В какую - счастливую или несчастливую пору, в какое время и день зачать ребенка, не гадали, а знали. Говорили: "На Купалу в Иванову ночь зачнёшь - богатырь будет, а в Святую Троицу - богобоязен станет. На ущербе молодого месяца зачнёшь - болезен будет, а при полной луне - здоров и богат". И на небо на частые звезды взглядывали и зори высчитывали. Определяли: "На вечерней заре зачнёшь - дитя угрюм и зол родится, на утренней - весел и добёр будет; в полдень зародится - будет ленив, а в полночь - работлив". Когда родители хотели, чтобы родилась девочка, то жена ложилась с мужем спать с повязанным на голове платком и обязательно на правый бок. Если хотели мальчика, то под подушку клали кочедык и трубку, а жена ложилась спать на левый бок. Делали и по-другому. Когда хотели зачать девочку, ложились в ночь спать в саду под молодую яблоньку, а когда хотели мальчика, то ложились при рождении молодого месяца. Чтобы родилась девочка, то в продолжении трех дней с момента первого движения младенца в утробе будущая мать ходила к корове в хлев и тайно из сосков пускала на навоз немного молока. Затем на задворках, умывшись холодной водой или снегом, заговаривала: "Иду я, матица, из ворот на волюшку - в чистое полюшко, девицу закликать. Станут мясные ворота отпирать, чтоб милую дитю - дочушкой звать!" Чтобы родился мальчик, беременная женщина в продолжение девяти дней со времени первого движения младенца в утробе не произносила ни одного женского имени. По вечерам она ходила также на задворки, умывалась холодной водой и при этом приговаривала: "Как водица стекает с лица вниз, так милое дитя во бремени не извернись! Молодец, покажись!"
Соловьиные сны В деревнях и селах существует множество примет, помогающих по внешнему виду беременной женщины и по некоторым другим признакам, определять, кто родится: сын, дочь или двойня. Замечают: если женщина худеет - то родится мальчик, а поправляется - девочка. Если первые три месяца беременной легки - родится мальчик, тяжелы - девочка. Если шевелится в правом боку - будет мальчик, шевелится в левом - девочка. Коли мать ест хорошо всякую пищу — родится мальчик; коли охотно слушает песни - родится девочка. Соловьиные сны снятся, соловей роженице привидится во сне - родится мальчик, а белую березку во сне увидит - девочка. Шли и на такие ухищрения. Сажали за стол первого ребенка беременной женщины и раскладывали перед ним различные хозяйственные вещи мужской и женской принадлежности (веретено, шило, моток пряжи, оселок и т. п.). Если ребенок первым возьмет в руки мужской предмет - то родится мальчик, женский - девочка. Предсказывали не только физические, но и "духовные свойства" утробного младенца. Если первое движение его в утробе матери будет ночью, то он будет нрава тихого, если днем - то крутого, если утром - то будет на лицо моложав и добр; если же вечером - то лицом будет старообраз, прыщеват, будет злым и неугомонным.
«Правильное» дитя В народе существует много примет, которые предостерегали беременную женщину. Если беременная наступит на кошку или собаку или перешагнет через них, на теле ребенка может появиться место, покрытое шерстью. Когда такое случается, женщина должна скорее искупаться в воде, настоянной отрубями и березовой золой.
*Женщине нельзя смотреть на покойника, подходить к падали и брать ее в руки. От этого как мать, так и дитя заболевают цингой. *Если спящей роженице на грудь или живот попадает лунный свет,то ребенок будет лунатиком. *Испуганная пожаром женщина, пока не пройдут испуг и страх, не должна касаться руками своего тела. Иначе на этих местах у младенца будут красные пятна, которые остаются на всю жизнь. *Беременной не дают есть со сковородки или прямо из котелка, иначе родится ребенок с черными пятнами. *Беременной нельзя долго смотреть в воду, иначе ребенок будет косоглазым. *Нельзя наступать на кривые предметы: оглоблю, дугу, хомут, коромысло, косу-не то дитя станет горбуном. *Нельзя ей становится на веревку-ребенок родится удушенный пуповиной. *По старинным понятиям "отяжелевшая" должна избегать глядеть на все некрасивое, физически уродливое, в противном случае у нее дитя родится уродцем. *Беременная не должна есть рыбы, ибо родившийся ребенок не будет долго говорить. *Роженица не должна присутствовать при заколе животных или слышать при заколе их крик, иначе ребенка, который родится, "обуяет родимчик", и он не будет по ночам спать. *Считалось, что беременной полезно смотреть и любоваться на маленьких здоровых детей. И часто взглядывать на мужа - чтобы ребенок был похож на него. А если мужа долго нет, то смотреть на себя в зеркало. *Лучше всего, если женщина во время беременности будет обращать внимание только на одно хорошее и красивое, это будет способствовать появлению "правильного" младенца-пригожего и здорового.
Как ношено, так и рожено Перед родами роженицу посещала бабка-повитуха. Она осматривала ее, определяла положение плода и если ребенок лежал в утробе не так, как следует, поправляла его положение. Бабка-повитуха разминала и разглаживала руками тело. Растирала живот коровьим маслом и смазывала сметаной для его размягчения. Потом давала роженице пить успокоительные и лечебные травы и коренья. После увещеваний и наставлений повитуха вела роженицу в баню, чтобы распарить и размягчить кости, а также принять меры от "напуска" и "сглаза". Роженица просила: "Бабушка гордая, рука твоя легкая, сведи меня рожонушку во теплу парну баенку, в белу умываленку. Вызволи меня, бабушка, от мук и болестей". Родные роженицы, провожая ее в баню, пели: Про тебя баенка топлена, Для тебя изготовлена. Еще наша парна баенка Во сыром бору рублена-строена, На добрых конях вожена, По реке байна приправлена, По край бережку поставлена. Мшёна баенка лисицами, Крыта баенка куницами; В нашей парной баенке Ободверенки дубовые, А двери-то щитовые. В нашей парной баенке Есть три лавочки брусовые, Есть три полочки точеные, Камеленочка хрустальная, Черепушечка серебряная. Истопили мы парну баенку, что без дыму, без чаду-то, Без кудельной-то копоти. Наносили воды колодезные, нарубили дрова самосушные, Самосушные, самовольные. Изукрашена парна баенка Все цветами аленькими, Аленькими да лазуревыми. Огорожена путь-дороженька Она белой березонькой. Растопись, наша баенка! Разгорись, сыра каменка! Чтобы приготовить "наговорную воду" бабка-повитуха шла за ней с новым ведром на речку, зачерпывала воду всегда по течению реки. Вернувшись в баню, молилась. Потом погружала в ведро правую руку и, зачерпнув там горстью воду, сливала ее по руке через локоть в ушат и приговаривала: "Как вода на локте не держится, так на рабе божьей Ма-рьюшке-ни лихие оговоры, ни призеры не держитесь!" Бабка-повитуха черпала воду три раза, потом с молитвой опускала в эту воду три раскаленных до красна уголька и чертила на воде ножом крест. После этого считалось, что во¬да набрала целительную силу. Бабка-повитуха сажала роженицу на банный порог лицом на восток и три раза брызгала ей в лицо "наговорной водой", со словами: "Вода-водица! Вода-царица! Вода-благодарица! Как течешь, смываешь красны бережочки, желтые песочки, пенья и коренья, белы каменья, так омой рабу божью! Сухватки, призеры, лихие оговоры - из лиц и косиц, из ясных очей, из черных бровей, из белого тела, из ретивого сердца, из горячей крови. Тем словам моим ключ и замок, крепкий заговор!" Оставшуюся воду повитуха выливала на голову роженице. Потом клала ее на полок и начинала растирать, хлестать березовым веником, приговаривая: "Идет красна девка с сухим веником, тушит-гасит банную нечисть - все сухватки и боли! Как у этого веника листки опадут, так и сухватки и боли пропадут!" Так же она плескала три раза на каменку воду и говорила: "Мою я рабу божью Марьюшку во жару, во пару! Как идет из каменки жар, а из дымника пар, так бы сходили бы с рабы божьей Марьюшки все скорби и боли!" Когда роды приближались и у роженицы начинались схватки, она произносила молитвенный приговор Божьей Матери. Чтобы Пресвятая Богородица брала золотые ключи, отпирала у нее мясные ворота и выпускала младенца на белый свет, на Божью волю.
Родины дети–благодать Божья В народе говорили: дети во благо, к счастью, дети — благодать Божья. С большим желанием, благоговейно ждали в семье появление ребенка. Ведь ему род-племя продолжать, своих батюшку и матушку утешать. Особенно с нетерпением ждали первенца. У кого первенец родится: во лбу светлый месяц, за ушами ясны звезды. Как только подходили роды, всех посторонних из дома выпроваживали. Считалось, что когда чужой в доме, то вдвое продлеваются родильные муки, опасались и сглаза. Если в доме было тесно или много детей, то роженицу отводили рожать в баню или в отхожую избу. Роды принимала опытная бабка, а помогала ей одна из молодух, знающая это дело. Первым делом бабка-повитуха "поправляла" роженице живот, успокаивала ее, старалась внушить терпение: просила во время родов не кричать хулительные слова, не про¬клинать себя и ребенка. "От этого, - говорила она, - боль-тягота только увеличивается". Для облегчения родов произносили молитвы: "Опростай, Боже, мою внученьку, ее душечку да рожёную, другую душечку да новоявленную. От Богородицы вспоможенье бывает, крепкой потуги не бывает, болести рожающей утихают, дитя утробное здраво являет". В зависимости от положения ребенка в утробе, одних рожениц бабка заставляла рожать лежа, других - стоя, третьих - сажала к себе на колено и перегибала. Если ребенок лежал в утробе поперек или шел неправильно, то она умело и осторожно поворачивала его. Как только появлялся ребенок, бабка по особому способу обрезала пуповину. По старинной примете существовал "законный" и "незаконный" обрез. Считалось, что этот обрез влияет на судьбу ребенка. У мальчика "законный" обрез пуповины должен быть сделан обязательно ножом над горсткой хлебного зерна и каким-то плотничным, столярным предметом; только тогда из мальчика должен был выйти работящий мужик и хороший мастеровой. У девочки обрезали пуповину ножницами и так, чтобы она упала на куриное яйцо и на какую-то женскую работу - моток пряжи, начатое шитье, вязанье: тогда родившаяся будет хорошей матерью и доброй хозяйкой. Обрезав пуповину, бабка-повитуха перевязывала ее льняной ниткой. Потом сжимала в ладонях головку, пока она мягкая, как воск, делала ее более округлой или чуть длиннее. Обмывая младенца, смотрела, нет ли у него вывихов, и если были, то, распаривая его в бане, выправляла. Раньше крестьянские женщины считали, что беременной полезно работать до самых последних дней: это дает облегчение в родах и хорошо для здоровья ребенка. Поэтому нередко схватки застигали женщин и в поле, и в дороге. Рожали они и на жнивье, и на сенокосе под стогом, и в степи под подводами. Кто из женщин оказывался рядом, помогал роженице. После родов мать клала ребенка в подол и в сарафане несла домой. Часто случалось, что роженица оставалась дома одна. И приходилось ей рожать одной. Рожала трудно, тяжело, но крепилась и умело все справляла, и ребенок появлялся здоровый и крепкий. Русские женщины считали себя в родах очень выносливыми и претерпеливыми. Когда трудно давались роды и роженица долго не могла распростаться с "последом"-детским местом, ее поили кислой опарой или давали принять спорыньи и солода. Вышедший "послед" мыли холодной водой и завертывали в чистую тряпочку: после девочки с ним клали одно яйцо, а после мальчика - два. Это все зарывали в навоз или под подвальное бревно, что по старому поверью делалось для того, чтобы рождались и другие дети. Обязательно для подкрепления сил родившей давали ломоть посоленного ржаного хлеба и полстакана настоянной на калгане водки, говорили: "Нужно для золотников (чтобы матка сокращалась скорее) и для укрепления организма". От кровотечения давали пить настой аниса и богородской травки. После родов топили шесть бань. Приглашались бабки-"тратиницы", которые умели "размывать тело и трать по всем жилам". Роженицу они начинали тереть с ног, потом переходили к рукам, пояснице, особенно осторожно растирали живот, стараясь не сдвинуть "золотники". Для подъема опустившегося после родов живота к нему прикладывали бересту, смазанную броженым толокном. А родильные пятна на коже выводили свежим молоком, смешанным с квасцами и нутряным салом. Также в бане заговаривали сильные боли и "родовицы". Роженицу тщательно парили и мыли. Напоследок, окачивая водой, приговаривали: "В баньке парим, в баньке жарим! В баню на санях, а из бани на ногах!" Оправившись, просидев несколько дней в бане, роженица принималась за хозяйство и с другими женщинами становилась на работы. Старые люди говорили: "Вылежи от утренней до утренней зари неподвижно на спине, так на другой день уже можешь вставать". В зажиточных, богатых семьях роженица не принималась за тяжелые крестьянские работы до сорока дней.
Родился в рубашке Когда рождался ребенок, то по внешним и физическим данным определяли его участь. Если младенец при рождении появляется лицом вниз и плачет, уставившись в одну точку, или не по летам умен и очень резв, то это предвещает ему скорую смерть. Коли у новорожденного головка необыкновенно раздвоенная, он слабо и вяло кричит и в ушах хрящ мягкий - долго ему не жить; а коли голова маленькая, кричит громко и в ушах хрящ твердый - будет долго жить. Широкое темя у родившегося означает, что он здоров, а острое - что его ждет недолгая жизнь. Когда в день родов в доме какая-нибудь потеря, убыток или в церкви вместе с крестинами отпевают покойника - это к болезни ребенка. Смотрят: коли сын на мать походит, а дочь на отца - к счастью, а коли наоборот - к несчастью. Если в день родов в доме случается какая-нибудь прибыль или ребенок родится с волосами - он будет счастлив всю жизнь. Ежели ребенок рождается в пузыре, как в пленке, то говорили: "Родился в рубашке, родился он в ней в целостности, неповрежденный, и это к счастью". Пленку эту высушивали и берегли, ее клали в мешочек и зарывали у переднего угла избы или зашивали в ладанку и носили вместе с крестом на шнуре. Сразу после родов гадали о судьбе новорожденного. Это зависело от того, в какой день он родился. Счастливыми для его жизни считались дни: воскресенье, вторник, четверг, суббота; а понедельник, среда и пятница предвещали плохую весть, бедноту, болезни. Всегда обращали внимание на время рождения. Предполагали, что если ребенок родится утром, то будет здоровым и счастливым; если родится в полдень - будет богатым, но вместе с тем задирой и буяном; если вечером - будет часто хворать, проживет недолго и будет пьяницей; если ночью, то ладно и хорошо будет жить в семействе, станет человеком работящим и ловким. В народе говорили: "Нет в дитя зарождённого, не будет положенного" - это значит, он родился без какого-то таланта к чему-то и его уже не научишь. Считали: ребенок рождается с определенными способностями и с определенной судьбой. Поэтому старались угадать, что из ребенка станет, каков он будет. Если он родился, когда на небе была ясная звездная россыпь, по старинной примете у него будут зоркие глаза и ясный ум. А родился в яркую игру звезд - к богатству. Если родился во время сильного, буйного ветра или вихря - будет смел и удал. Если ребенка приняли, когда месяц народился на полдень вниз рогами, то будет о спокойный, покладистый; а если ребенок появился на свет, ког-да молодой месяц был на полночь вверх рогами - будет беспокойный и упрямый. Крутые месяцевы рога в родильный день - ребенок вырастет норовистым и злым, а пологие месяцевы рога - добрым и проживёт счастливую жизнь.
Приняла на свет Сначала бабка-повитуха родившегося ребенка обмывала. Потом подносила к матери и отцу и говорила, кто родился - мальчик или девочка. Если мальчик, бабка припевала: Приняла-то я на свет Мальчика красен-цвет! Расти - веселый, Расти - здоровый, Расти - учен, Будь богачом! А девочке пела: А я девочку приняла, в добрый час взяла, Она всем дорога! Будь здорова, как вода, Будь богата, как земля, Будь красна, как весна! Чтобы ребенок был спокойный и не плаксивый, его завертывали в от¬цовскую рубаху и клали отцу на колени - чтобы отец любил. Клали также и на вывернутый на изнанку тулуп - к богатству. Управившись с родами, бабка несла новорожденного в баню. Считали, что лишь тот ребенок будет жить счастливо и богато, которого искупают в корыте, наполненном "пробежной" речной водой. Отец должен был положить в эту воду серебряную монету и янтарь, а бабка - насыпать зерна ржи или овса. Чтобы на ребенка не действовал оговор или сглаз, в воду она бросала три уголька, чертила ножом по воде кресты и наговаривала: Вода-водица, Морская царица, Мыла, полоскала Пенья, коренья, Серы каменья, Желты пески, Травы шелковы. А с моего младенца, с белого тела, С ретивого сердца Все скорби, болезни Смой, сполощи! Ребенка бабка обмывала с мылом и растирала со словами: Вдоль да ты расти, Поперек толсти! Чтоб в роток - говорунок, А в головку - разумок. Чтоб ручки хватали, А ножки бежали. Будь здоров! Ребенка после бани сразу же клали к груди матери и желали: "Дай бог кому дитёнка родить, тому и вскормить!" Ребенка и роженицу всячески оберегали, говорили: "Не бойся родов, а бойся отродок". До шести недель, пока мать не брала у священника в церкви очистительной молитвы, ребенка посторонним не показывали, боялись оговора и сглаза. К роженице в дом на "провидки" приходили родственники и близкие соседи. Они поздравляли мать и отца с рождением ребенка и дарили подарки. Для гостей устраивался праздничный родильный стол. За ним исполнялись родильные поздравительные песни, произносились пожелания: "Чтобы рос сынок, как пшеничный колосок. Был бы он здоровенький, веселенький. Сегодняшним денёчком появился, счастлив на много лет уродился". И пели: Как сегодняшним денёчком Ярко солнышко по летнему, Греет красное по вешнему. А у Марьи-то счастливицы Сердце клубышком катается, Все от радости свивается. А во Марьиных во белых руках Красно золото ли светится, Серебро ли рассыпается? Это милое роженое, Славно дитятко сердечное.
За родильным столом Когда рождался ребенок, к роженице в дом на "провидки" шли родственники и близкие соседи. Женщины обязательно пекли и несли драчёны - большие блины с салом, яйцом и сметаной. Приносили и свежий свойский хлеб, пироги. Каждый гость приносил по блину и клал его рядом с роженицей. От каждого кушанья она понемножку потчивалась или просто прикасалась к ним губами, говорила: "Спасибо, дорогие гости!"- и отдавала все хозяину. Для гостей устраивался родильный стол. Они рассаживались за него и пели: А что по мосту по калиновому, А что по мосту по калиновому Там стучит-бренчит да колясочка, Там стучит-бренчит да серебряная. В той колясочке да Гришечка, В той колясочке да Иванович. Гришечка-он по бабушку идет, Гришечка-повивалушку зовет: А ты, бабушка да Лаврентьевна, А ты, бабушка да Лаврентьевна, Перебабь ты моего дитя малого, Перебабь ты моего да новорожденного, Новорождённого да несмышлёного. "Гришечка" в песне - это муж роженицы, он и ходил за бабкой-повитухой. Гости отведывали блины и родителям приговаривали: "Чтоб рос твой сынок, как пшеничный колосок. Чтоб его отец берег, чтобы мамка берегла, каждый день блины пекла!" Потом начинали "обмывать ребенка" - одаривать, так как без подарка глядеть ребенка было не принято. Дарили полотенца, рубашечки, пеленки, платки, свивальники. Запевали новую песню: Через чистое поле тропа, По ней бабка-повитуха шла. Спросил ее Господь Бог: Где была, бабка-повитуха? На родинах, Боженька. Что приняла, бабка-повитуха? Да у Марьи сыночка, Как ясного соколочка. Отцу - на утешенье, Матери - на умиленье, Добрым людям - на загляденье! Бабка-повитуха была самым почитаемым гостем на родинах. Она говорила: "Горьки родины да забывчивы!" - и по старому обычаю давала мужу роженицы родильную ложку каши, круто насоленную и наперченную. Муж морщился, но ел. Бабка приговаривала: "Солоно и горько рожать да не всем испытать!" А гости пели: Весело, ясно красное солнышко на небесах, Веселей бабке с перебабленным дитем на руках. Да ярок, ярок колоколен звон в храме стоит, Еще звонче бабкин голос в доме звенит: Все Господа молитвы кажучи, Рожденного дитя благословляючи, В пеленки его да повиваючи, В качульку его да укладаючи. Хозяин угощал гостей свойским пивом, разливал по стаканам водку. Песней прощались с бабкой-повитухой и провожали ее домой: Тройку коней запряжем, Бабку домой отвезем. Погуляй, моя бабушка, у меня, Погуляй, дорогая, у меня! А у Гриши молодца Есть бочоночек винца. Погуляй, моя бабушка, у меня, Погуляй, дорогая, у меня! Этой песней родильный стол заканчивался. Гости прощались и расходились по домам.
Опубликовано в журнале «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»
|