Семейная культура

Меню сайта
Категории раздела
Вопросы семейные [3]
Ждём малыша [12]
Всё для будущих родителей.
Компетентное мнение [33]
Информация для родителей от врачей, педагогов, психологов и др. специалистов
Игры и занятия с детьми [24]
Игры используемые на наших занятиях
Сценарии к праздникам [15]
Новые обьявления
[24.09.2017]Видеокамеры
Adaptor sony AC-L25B с аккумулятором
[14.10.2017]Легковые автомобили
SsangYong Actyon, 2013
[21.09.2017]Обувь
Ботинки школьные на мальчика
[21.09.2017]Одежда, обувь, текстиль
Детская одежда и обувь бу в Излучинске
[21.09.2017]Детские товары
Коляску универсальную Geoby C800
Новые публикации
[09.10.2017]
День с потешками 2 (32)
[09.10.2017]
День с потешками 1 (34)
[09.10.2017]
Развивающие занятия с малышом от 9 до 12 месяцев (29)
[09.10.2017]
Развивающие занятия с малышом от 6 до 9 месяцев (26)
[09.10.2017]
Развивающие занятия с малышом от 3 до 6 месяцев (28)
[09.10.2017]
Развивающие занятия с малышом от 0 до 3 месяцев (18)
[08.10.2017]
11 Стишков для тактильных игр с малышом (75)
[13.09.2017]
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи. (103)
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Главная » Публикации » Публикации » Компетентное мнение

Развитие речи детей первого года жизни

Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Однако проходит длительный подготовительный период, прежде чем он сможет произносить звуки речи. Речь не развивается вне общения, особенно вне речевого общения. Очень важно уже с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой. Эмоционально насыщенная речь (интонации, паузы, речь, сопровождаемая мимикой, движениями рук) доступнее пониманию ребенка. Ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего. Ребенок заражается  речевой и эмоциональной активностью матери, стремится подражать. Взрослый, разговаривая с малышом, лаская его, воздействует на все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. Так, эмоциональное общение ребенка с взрослым, оказывая решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, становится ведущей деятельностью ребенка первого полугодия жизни. В 2 - 4 месяца у ребенка появляются: гуканье — короткие, тихие звуки; гуление — протяжные, певучие звуки; вскрики — короткие звуки, отличающиеся от гуканья силой, более сложным составом звуков и эмоциональной окраской.  Начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Ребенок начинает узнавать голос матери (или близкого человека). Постепенно становятся разнообразными интонации и усложняются сами звуки. Звуки гуления не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию. Звуки становятся средством общения, что становится возможным, начиная с конца третьего месяца жизни, когда звуки гуления делаются достаточно отчетливыми по интонации. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова, фразы. Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения.  Прежде всего, дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми.
В результате многократного повторения вырабатываются довольно стойкие динамические стереотипы в виде сложных сочетаний движений мускулатуры губ, языка, гортани, дыхательного аппарата и издаваемых ими звуковых комплексов, т.е. ребенок овладевает звуковой стороной речи. К концу четвертого месяца младенец воспроизводит такое многообразие звуков, которое не встречается ни в одном языке. Забавляясь звуками, малыш не только произносит различные гласные и согласные, но и начинает повторять слоги. В процессе общения с взрослым произнесение одних звуков и звукосочетаний получает постоянное подкрепление и все прочнее усваивается, произнесение других постепенно затормаживается, угасает. Развивается отраженный лепет — повторение за взрослым и собственная речевая активность. По звуковому оформлению лепет все больше и больше приближается к окружающему ребенка языку. Ребенок пользуется им для выражения своих желаний, заставляет обратить на него внимание. В этот же период возникают эмоциональные реакции, соответствующие жестам и мимике взрослого. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова. Таким образом, доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности.
К концу первого полугодия жизни ребенок начинает все больше интересоваться окружающими предметами. На первый план выходят совместные предметные действия, они и становятся ведущей деятельностью ребенка во втором полугодии жизни. Развитие речи малыша в этом возрасте во многом зависит от разнообразия предоставленных возможностей его действий с предметами. Внимание, ласковые прикосновения по-прежнему необходимы малышу, но теперь они становятся лишь фоном — ребенок хочет играть, действовать с предметами. Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и, в особенности, с манипулятивной деятельностью рук. Проявляя интерес к окружающим предметам, он, пробует и кусать их, и извлекать из них звуки. Помимо нормализации мышечного тонуса и развития движений необходимо развивать тактильные ощущения, давая ребенку для игры предметы с различной поверхностью (гладкой, шершавой). У младенца главным органом тактильных ощущений на первых этапах являются губы и язык - следует поощрять облизывание игрушек языком, покусывание. Самостоятельно, один на один, ребенок может познать только физические свойства мира. Любая же игрушка — очень сложная искусственная модель, в которой заложены и информация о свойствах предметов, и способ действия с ними, и, что очень важно, — отношение к ним. [Шевцова Е.Е.]. Только в совместной деятельности с взрослым малыш может все это освоить. Находите такие игры, которые нравились бы и ребенку, и вам и научитесь играть с малышом, включаясь в его жизнь.
Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после шестого месяца в течение седьмого месяца. На 7-8  месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают. По звуковому оформлению лепет все больше и больше приближается к окружающему ребенка языку «па-па, тя-тя, ля-ля-ля, тетя, ба-ба-ба, да, дя, атя-атя, дя-дя, ах-ах-ах, аття, аддя». Примерно к 11 месяцам появляются активные лепетные цепи слогов из сегментов с меняющимся шумовым началом (ма-ля, да-ля, па-на, па-на-на, а-ма-на). При этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука - это начальная стадия формирования ударения. Гвоздев А.Н. отмечает, что ребенок пользуется интонацией понижения для выражения спокойного констатирования уже в период однословного предложения. Примерно в то же время появляются разновидности восклицательной интонации, а на втором году жизни – вопросительные. Также рано усваивается и логическое ударение: с момента, когда предложения ребенка начинают включать несколько слов.
К концу первого года жизни ребенок уже владеет достаточно разнообразными способами эмоционального взаимодействия с близкими, он активен в освоении нового, начинает демонстрировать свои умения по просьбе (с удовольствием обнимает и целует, прощается, играет в «сороку – белобоку»). Ребенок учится находить знакомые игрушки, предметы, выполнять с ними какое-либо действие (покачать, погладить, покатать и др.). Повторяет за взрослым слова и звукоподражания (в зависимости от речевых возможностей: «собака - ав-ав; машина - би-би; лошадка - но-но, и-го-го; корова - му-му; петушок - ку-ка-ре-ку; мяч - бом-бом; курочка - ко-ко; мишка - э-э-э; дудочка - ду-ду-ду; коза - ме-ме-ме; погремушка - дон-дон; птичка - пинь-пинь; гусь - га-га-га; барабан - бам-бам; кошка - мяу; утка - кря-кря»). В эмоционально значимой ситуации начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами. Например: на, там, мама, ням-ням, папа, баба, ляля, тата, кука бах, па... дай... тетя… а-а – а-а и т.д. Такая испытанная веками потешка, как «Ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову). Народ создал чудесные произведения — потешки, прибаутки - некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков. В лингвистическом словаре интонация понимается как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произношения. Однако интонация не только формирует высказывание, но и выявляет его смысл и эмоционально-экспрессивное содержание, служит средством эстетического воздействия на слушателя, по словам Н.И. Жинкина, является «индикатором экспрессии», является одним из важнейших способов самоидентификации и самовыражения человека.
Многими исследователями отмечается, что в период от 9 до 18 месяцев  «период лепетных псевдослов», по определению Е.Н. Винарской происходит начальный этап речевого развития ребенка. Полноценность протекания этого периода играет исключительно важную роль во всем дальнейшем ходе речевого развития ребёнка:
•    развивается внимание к человеческой речи;
•    возникает потребность в речевом общении с окружающими людьми;
•    развивается речеслуховая память;
•    формируется способность к различению речевых звуков на слух;
•    развивается и совершенствуется голосовая функция ребёнка и его артикуляторные возможности.
Всё перечисленное и составляет ту необходимую базу, на которой в дальнейшем может формироваться достаточно полноценная речь. Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность крика; не формируется избирательное внимание к речи окружающих; отсутствует отраженный лепет;  не выполняет простые словесные команды; отсутствуют  подражательные игровые действия. Сроки и, в некоторой степени, последовательность появления тех или иных явлений в детской речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, следует определить причину.
Развитие психических функций левого полушария, в том числе и речи, начинается только после того, как пройдет полноценное становление функций стволовых отделов головного мозга, правого полушария и мозолистого тела. Формирование речи может быть затруднено, если ей не предшествовало развитие пространственных представлений, соматогнозиса (восприятие схемы своего тела как некоторой целостности), зрительного восприятия, копирования, обоняния, осязания, вкуса, ритмов, межполушарного взаимодействия. Фонематический слух, являющийся функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение (шумовое восприятие) в правом полушарии.
В противном случае могут возникнуть грубейшие задержки и нарушения речи
[Сиротюк А.Л.]. Многие серьезные проблемы учебной и иной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционирования. Два полушария нашего мозга, кора которых обеспечивает высшую нервную деятельность, неодинаковы как по своим размерам, так и по функциям. Левое полушарие «отвечает» за движение правой половины тела: правой руки, ноги, правого глаза; и, наоборот, правое полушарие приводит в действие левую половину. Нервные волокна к частям тела и органам чувств идут, скрещиваясь, от противоположных полушарий. Полушария головного мозга не только различны по размерам, не только управляют каждое «своей» половиной тела, но и выполняют разные функции. Условно-левое полушарие можно обозначить как аналитическое («стараюсь», «хочу»), а правое — как рефлекторное («могу»).
Между двумя полушариями существует анатомическая связь — большая спайка головного мозга, по-другому называемая «мозолистое тело». Однако для слаженной, совместной работы обоих полушарий ее недостаточно, требуется их функциональная связь. Эта связь начинает формироваться в период младенчества. Важнейшим для ее формирования является период ползания. Если в младенчестве ребенок ползает много и достаточно продолжительное время, то благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног (правая рука — левая нога, левая рука — правая нога) складывается и координация движений, и координация деятельности полушарий мозга между собой, и координация мозга и тела в целом. Происходит это на бессознательном уровне. В дальнейшем такие люди при движении демонстрируют преобладание правого «рефлекторного» полушария. А их левое полушарие высвобождено для анализа получаемой постоянно информации.
Если же период ползанья у ребенка оказывается сокращен, двигательная активность в это время снижена или этот период вообще «выпадает», то в дальнейшем проявляется излишний сознательный контроль человека над своим телом. Как следствие левое полушарие теряет энергию, необходимую ему для познания.
Каждое из двух полушарий постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом, оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации. Так, с его помощью мы узнаем знакомое лицо в толпе, мелодию по первым нотам, литературный отрывок по двум-трем фразам. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи. Даже работая в одиночку, полушария являются чем-то большим, чем просто рефлекторным и аналитическим. Правое полушарие получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Но само по себе не имеет возможности творчески преобразовывать полученные данные и не может выразить себя вовне. Только союз с левым полушарием дает возможность появиться тому, что мы называем интуитивным знанием, ассоциативным мышлением, долгосрочной памятью. Левое полушарие также имеет множество дополнительных функций, помимо анализа информации. Оно отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки. Однако левое полушарие не обладает способностью запоминать и без участия правого полушария, без использования его способности к целостному восприятию, вынужденно вновь и вновь проделывать одну и ту же работу или операцию. Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученных опыта и информации, становится выразителем нашего Я [Друбачевская И.].
Родителям рекомендую посещать занятия, проводимые в Центре семейной культуры для родителей с детьми до 1 года. Еженедельно проводятся занятия направленные на развитие базисных психологических факторов, становление которых является обязательным условием для развития речи (Логоритмика. Подвижные, дидактические игры. Развитие мелкой моторики рук. Дыхательная,  артикуляционная гимнастика. Звукоразличение. Пространственная ориентация).
Литература
1.    Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика: учебное пособие для студентов.  М.: АСТ: Астрель, 2005. – 207 с.
2.    Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2001. – 112 с.
3.    Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1977. – 143 с.
4.    Сиротюк А.Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М.: Просвещение,  2005.
5.    Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. — М.: В. Секачев, 2007.

 



Источник: http://semeinaja-kultura.ru/publ/publikacii/kompetentnoe_mnenie/razvitie_rechi_detej_pervogo_goda_zhizni/3-1-0-122
Категория: Компетентное мнение | Добавил: Надежда-Дедюхина (14.03.2017) | Автор: Гончарова Ольга Александровна
Просмотров: 425 | Теги: Гончарова Ольга Александровна, логопед в излучинске, центр семейной культуры | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Новинки каталога файлов
[27.08.2017]
Родительская педагогика (сборник) (92)
[30.04.2017]
Награждение команды "Сибирь" на финале окружных игр по футзалу 2017 (359)
[28.04.2017]
Команда "Сибирь" на финале России-2017 по футзалу (339)
[13.04.2017]
Новогодний утренник 2017 в Центре семейной культуры (284)
[12.04.2017]
Веселый День рождение в центре (285)
[11.04.2017]
Региональный фестиваль "Благовест" 2017 (475)
[02.04.2017]
Театральный бомонд 2017. Излучинск (453)
[28.03.2017]
Сюжет телекомпании ТНР от 27.03.17. о песочной терапии в проекте "Поговори со мною, мама" (471)
Новости форума
  • Рыбак Катюшу с Днем рождения! (6)
  • Сергея с Днем рождения (14)
  • Укулеле в Излучинске (27)
  • Игрушки и игры своими руками (13)
  • Первый раз в первый класс... (8)
  • НГОО "Молодая семья" (24)
  • Отзывы о работе Центра (59)
  • Пособия, льготы для многодетных! (17)
  • Хочу быть вечно молодым... (2)
  • Шьем (48)
  • Наши друзья
    Наша кнопка
    При использовании материалов с сайта и форума согласование с администрацией и гиперссылка на сайт Семейная культура обязательны

    Семейная культура © 2017