Уровень развития ребенка раннего возраста определяет его дальнейшее развитие. Недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к недоразвитию речи. На смену эмоциональному общению с ребенком первого года жизни приходит общение практическое, деловое. Путем подражания, взаимодействия со взрослым ребенок осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Малыши любят повторять одно и то же действие (движение, слово, игру). Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль - объясняет и показывает, демонстрирует речевые средства общения, побуждает к речевому подражанию. Способность малыша подражать движениям, действиям, словам развивается постепенно. В случае, когда у ребенка наблюдается отставание в развитии речи, подражание требует специального обучающего воздействия со стороны взрослого. Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимем руки вверх, топаем ножками, побежали-побежали. Затем можно учить детей выполнять одновременно несколько движений Например, в игре «Паровозик» ребенок идет, делая круговые движения руками (Чух-чух, чу-чу, далеко укачу). Следующий этап развития общего подражания - выполнение действий с предметами и игрушками, т.е. серии логически вытекающих друг из друга движений (в машинку нагружают кирпичи, везут на стройку, разгружают, строят гараж, загоняют машину в гараж). На первых порах необходимо давать детям готовый сюжет - простой по строению и доступный по тематике. В результате многократного повторения словесного материала, создания игровых ситуаций, требующих от ребенка выслушать взрослого, сообщить о своих чувствах, намерениях, - ребенок начнет говорить.
На втором году жизни у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Ребенок повторяет, самостоятельно произносит много слов. При этом звуковая сторона речи малыша несовершенна - он путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители - артикуляция взрослого должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого; речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога. На начальном этапе развития речевого подражания не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи (общение людей при помощи языка). Главное - способствовать тому, чтобы ребенок начал говорить. С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все режимные процедуры (умывание, купание, одевание и раздевание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, мытье посуды: «Идем умываться. Откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. Где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу»). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек. При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, если ребенок молчит, отвечает на вопрос сам. Основная цель вашего игрового общения - привлечь и зафиксировать внимание ребенка, сделать его устойчивым. (Это собака. Собака лает. Это нос, это глаза, это рот, это уши, это лапы. А это у меня нос, это у тебя нос. Это у собаки глаза - это у тебя глаза. Это у меня глаза. Это у собаки уши. Это у тебя уши. Это у меня уши. У собаки лапы. У тебя руки, у тебя ноги. У меня руки, у меня ноги. Собака лает - ав, ав.). Взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее ход: игра начинается, когда ребенок в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку нравится эта деятельность, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса. Побуждать ребенка к повторению слов и фраз можно как в ситуациях повседневной жизни, так и в ходе специально организованных игр и занятий, во время чтения стихов, пения песен. Во многих играх используются стихотворения и потешки. В текстах должны присутствовать повторяющиеся элементы - слова, фразы. Полезно сочетать стихотворные тексты с мелодией или пением, а также сопровождать тексты ритмичными, повторяющимися движениями. Все это помогает лучше воспринять, запомнить и воспроизвести текст. По мере накопления активного словаря речевое общение ребенка усложняется.
Этап предложений из нескольких слов-корней (от 1 года 8 мес. до 1 года 10 мес.). Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывания, связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной неизменяемой форме. Понять малыша можно только в ситуации, в которой происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает мимикой, жестами. В это время понимание речи значительно превосходит произносительные способности. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения (дай, ниси, пать). Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Формально-знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Так, при восприятии различных форм слов (дом, дома, домой, домом и т.д.) ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов (дом). При комбинировании аморфных слов-корней ребенок еще не ставит и не может решить задачу выбора нужной грамматической формы и употребляет одинаковые формы слова в различных словосочетаниях.
Этап формирования первых форм слов (1 год 10 мес. - 2 года 1 мес.). На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении. В отличие от предыдущего этапа, на котором все слова использовались в одинаковой неизменяющейся форме, на этом этапе ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются следующие: формы именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием «-ы», «-и» (фонетически всегда «-и» по причине смягчения согласных), формы винительного падежа с окончанием «-у» (кису, куклу), иногда появляются формы родительного падежа с окончанием «-ы» (нет кисы), окончание «-е» для обозначения места (толе - на столе), при этом предлог не употребляется. Первыми грамматическими формами глаголов являются: повелительное наклонение 2-го лица единственного числа (иди, неси), формы 3-го лица ед. числа настоящего времени без чередования в основе (сидит, спит). К двум годам появляются прилагательные, чаще в именительном падеже ед. числа мужского и женского рода, но без согласования с существительными. Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами; согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (Мальчик играет), некоторые формы глагольного управления (Дай кису). Однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов. На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-4 слов (Таня играет кукла). Объективным показателем правильного хода развития речи служит появление к двум годам первых, фраз (Вот таи - вот шары) [Архипова Е.Ф.].
Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает: губные звуки [п п’ б б’ м м’], губно-зубные [ф ф’ в в’], переднеязычные [т т’ д д’ н н’ с’ л’], заднеязычные [к к’ г г’ х х’]. Свистящие звуки [с з], шипящие [ш щ ж ч] и сонорные [р р’ л] ребенок в этом возрасте пропускает или заменяет. Точность, сила, объем артикуляторных движений развиваются у ребенка постепенно. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен прежде всего четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикулярный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы. Задача родителей - проводить подготовительную работу, которая поможет ему овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Привлекайте внимание ребенка к звукам природы, слушайте музыку, читайте ребенку художественную литературу, учите ребенка петь. К концу второго года жизни фонематический слух нормально развивающегося ребенка оказывается уже сформировавшимся, однако для овладения правильным произношением ребенку требуется, по меньшей мере, еще весь третий год, а иногда и несколько лет.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения для губ
Вытягивание губ вперед трубочкой. Крепкое сжатие губ. Растягивание губ в улыбку. Вытягивание губ трубочкой и дутье на ватку. Образование смычки и взрыва. Открывание и закрывание губ. Всасывание верхней губы под нижнюю. Чмоканье вытянутыми губами. Вибрация губ (подражание фырканью лошади).
Упражнения для языка
Движение языком вперед и назад при умеренно открытом рте (как кошка лакает молоко).
Высунутый язык двигать вправо-влево (как маятник у часов), вниз - вверх. Высунутым языком захватить сначала верхнюю губу, а потом нижнюю, попеременно. Язык высовывается лопаточкой, иголочкой, чашечкой. Присасывание языка к нёбу (подражание цоканью копыт лошади). Присасывание языка к нёбу с последующим задуванием воздуха на кончик языка, издавая шепотный звук трр.
Примерный перечень художественной литературы для чтения и рассказывания детям 1-2 года
Русский фольклор
Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок...», «Большие ноги...», «Водичка, водичка...», «Баю-бай, баю-бай...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...».
Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. З. Александрова. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов. «Курица с цыплятами»; В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. «Баиньки».
Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. «Цыпленок».
Родителям рекомендую посещать занятия в Центре семейной культуры. В понедельник, четверг в 16.00 с детьми от 1 года до 3 лет проводятся занятия по развитию у детей слухового внимания, фонематического слуха, речевого подражания, речевого общения, координации слова с движением, интонационной выразительности речи детей. Приучают слушать народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения. Занимаются дыхательной, артикуляционной гимнастикой. Обогащают сенсорный опыт детей (совершенствуют разнообразные действия с предметами, учат действовать с различными дидактическими игрушками). Привлекают детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках. Показывают театрализованные представления.
Список литературы
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.: АСТ: Астрель, 2007.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
- Парамонова Л.Г. КАК ВОСПИТАТЬ ГЕНИЯ. Логопедия для всех. М., 2002.
- Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. Москва: Теревинф, 2007.
Источник: http://semeinaja-kultura.ru/publ/publikacii/kompetentnoe_mnenie/razvitie_rechi_detej_vtorogo_goda_zhizni/3-1-0-125 |