Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
В разделе материалов: 99 Показано материалов: 31-40 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 ... 9 10 » |
Когда мы начинали проект «Поговори со мною, мама», логопед Ольга Александровна подготовила для родителей богатейшую подборку методических материалов, дидактических пособий, книг. Порекомендовала она среди прочих и книгу Людмилы Петрановской «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка», сказав, что прежде чем начинать заниматься с ребенком и знакомиться со специальными изданиями по развитию речи, надо прочитать именно эту книгу, потому что в ней изложены все основы, та база, без понимания которой будут неэффективны любые методики. Перечитав книгу, хочу с уверенностью подтвердить эти слова и порекомендовать всем прочитать книгу полностью, тем более, что она не очень объемна, но содержит очень важную информацию. На наших занятиях мы обсуждаем все темы, затронутые автором, но в книге они изложены в логической последовательности, доступным языком, с научно обоснованными доводами, затрагивая все периоды – от рождения – до взрослой самостоятельной жизни. Поэтому тем, кто не бывает на наших встречах, кто только готовится стать родителем, очень рекомендую книгу прочитать, обдумать, проанализировать – и применять на практике. Ведь действительно, важно сначала удовлетворить базовые потребности ребенка, а потом переходить к решению частных проблем. Воспользуюсь образным примером из другой книги – прежде, чем ожидать плодов, надо взрастить дерево.
Автор предлагает вместе «пройтись по детству», наблюдая изменения, которые происходят, изучая причины и обращаясь к собственному опыту. Главная мысль, которую развивает автор, отправляясь в это путешествие, что «именно хорошие отношения, глубокая и надежная привязанность лежат в основе и хорошего поведения, и успешного раскрытия потенциала ребенка. Не «развивающие методики», а отношения с родителями дают детям лучший старт в жизни – и мы вместе убедимся в этом, шаг за шагом следуя по детству,» - утверждает автор. |
В рамках реализации проекта «Поговори со мною, мама» во втором квартале 2017 года были проведены по две лекции психолога и логопеда, посвященные различным аспектам развития речи детей.
Полностью передать содержание устных бесед в статье сложно. Конечно, на таких встречах лучше присутствовать – есть возможность уточнить непонятое, задать интересующие вопросы, заострить внимание на актуальных для себя проблемах. Попытаемся хотя бы кратко изложить основные вопросы, которые были затронуты на этих лекциях. |
Предлагаем вашему вниманию список книг и пособий для родителей, доступных в Центре семейной культуры.
1. Тищенко Т.Н. Учим говорить особенного ребенка. – М.: Издательский дом «Регламент», 2009.
В книге в доступной форме изложен накопленный автором опыт по обучению речи детей с нарушением слуха, синдромом Дауна, а также других детей, которых принято считать «особенными». Используя собственный опыт, автор убедительно доказывает, что можно таких детей научить говорить, читать, добиться социальной адаптации ребенка в обществе. Главное – это любовь, желание и ежедневный труд родителей, ведь именно им адресована книга. Автор так и говорит в предисловии: «Это книга для родителей, желающих добра своему особенному ребенку.
Это книга для родителей, которые не знают, как начинать заниматься со своими особенными детьми, и находятся в поиске учителей, дефектологов, логопедов, врачей, психологов.
Цель этой книги – помочь родителям научить говорить своего особенного ребенка в домашних условиях».
2. Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. – М.: АСТ, 2015.
Книга будет полезна не только молодым мамам, но и тем, кто хочет переосмыслить отношения со своим, возможно, уже повзрослевшим ребенком.
3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. (Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам) – М.: Линка-Пресс, 1998
4. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рек. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.
В книге представлена система занятий с детьми, все задания которой, предлагаются в игровой форме. Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, он познает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, - таким образом развивается его слуховое восприятие. В книге представлено много заданий, направленных на понимание вопросов и инструкций, так как развивать в ребенке способность к пониманию речи окружающих так же важно, как и научить его разговаривать.
6. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно. – М.: Айрис пресс, 2004.
Это пособие адресовано родителям, воспитателям, логопедам и всем тем, кого интересует как развивается речь ребенка в раннем возрасте. В книге представлена система интересных и полезных занятий, направленных на преодоление задержки темпов речевого развития ребенка. Кроме того, в пособии содержатся ответы на волнующие каждого родителя вопросы: «Каковы признаки благополучного и неблагополучного развития речи ребенка?», «Что делать, если малыш никак не перейдет от лепета к словам?», «Как помочь ребенку если его речь развивается с задержкой?». Автор пишет, что эта книга адресована прежде всего, родителям имеющим детей в возрасте 2-3 лет с проблемами развития речи при нормальном физическом слухе и нормальном развитии двигательной сферы.
7. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Книга адресована родителям, которые хотят как можно раньше научиться ориентироваться в проблемах малыша и оказать ему помощь. В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы, которая охватывает основные формы детской деятельности от рождения до поступления в школу. Приведены упражнения, стимулирующие появление речи, способствующие речевому развитию и формированию познавательной деятельности.
8. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.- М.: Теревинф, 2007.
Книга содержит много практического материала для занятий с детьми. |
Функции речи детей третьего года жизни расширяются. Начинает формироваться регулирующая функция речи, так как ребенок может слушать и следовать инструкции взрослого, выполняя его требования о том, что и как надо сделать. В ходе совместной со взрослыми предметно-игровой деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. Происходит дальнейшее развитие процесса обобщения, на основе которого формируются понятия. Основой обобщения становятся качества, свойства и функции предметов, животных и людей (Кто работает? - Мама работает, папа работает, все работают). В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова. На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Речь становится не только средством общения ребенка со взрослыми, но и средством общения с детьми. |
1. Когда ребенок просыпается:
Потягушечки-порастушечки,
Вдоль и поперек толстушечки.
Ручки хватушечки,
Ножки ходушечки,
В роток - говорок,
А в голову - разумок.
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки,
Мы потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся,
Вот уже растем-растем!!!
2. Умываемся:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
3. Расчесываемся, заплетаемся
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд,
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся!
4. Готовим кушать или ждем, когда мама накормит
Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли,
Не ворчите вы, кастрюли,
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите,
Наших деток накормите.
5. Когда кушать не хотим
Если те не хочешь супа,
Поступаешь, очень глупо
И не станешь нипочем
Настоящим силачом.
6. Когда малыш плачет
Ты не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач,
Если будешь плакать,
Куплю драный лапоть.
7. Боремся с вредными привычками
Неземная красота,
Выньте пальчик изо рта!
Девочки и мальчики, не сосите пальчики!
Дорогие детки, пальцы - не конфетки!
(Э. Успенский)
Нет приятнее занятья, чем в носу поковырять,
Всем ужасно интересно, что там прячется внутри.
А кому смотреть противно, тот пускай и не глядит!
Мы же в нос к нему не лезем, пусть и он не пристает!
(Г. Остер)
|
Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. На смену эмоциональному общению с ребенком первого года жизни приходит общение практическое, деловое, которое и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Меняются и средства, с помощью которых общаются старший и младший участники игры: это обмен игрушками, совместные игры, обучение использованию предметов по назначению. Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания. |
Подготовка к обучению грамоте происходит на протяжении всего дошкольного детства (всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями) и предусматривает развитие устной речи: просодической организации звукового потока (мелодико-интонационная, темпо-ритмическая сторона речи), звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, связной речи на всех видах занятий. По материалам исследования выдающегося филолога А.Н. Гвоздева, ребенок к 4,5 - 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли; легко строить сложные развернутые предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; правильно произносить все звуки; легко воспроизводить многосложные слова; словарный запас должен составлять от 4 до 5 тысяч слов. |
Весенние песенки
Кап-кап-кап
Кап-кап-кап
Поют капели,
Кап-кап-кап
Ручьи запели,
Кап-кап-кап
Весна стучится,
Кап-кап-кап
На крыльях мчится.
Капели
С крыши капели,
Ручейки запели,
Воробьи чирикают,
Они весну кликают.
Выйди-выйди, солнышко
Выйди-выйди, солнышко,
Мы посеем зернышко,
Скоро вырастет росток,
Потянется на восток.
Потянется на восток,
Перекинется мосток,
Мы по мостику пойдем,
В гости к солнышку придем.
Хороводы
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
Великой милостью,
Со льном высоким (поднять руки вверх),
С корнем глубоким (опускают руки, приседают),
С дождями сильными (сузить круг),
С хлебами обильными (расширить круг).
Идет матушка-весна, отворяй ворота
Первый март пришел, белый снег сошел.
А за ним апрель отворил окно и дверь,
А уж как пришел май – сколько хочешь гуляй. |
Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Однако проходит длительный подготовительный период, прежде чем он сможет произносить звуки речи. Речь не развивается вне общения, особенно вне речевого общения. Очень важно уже с первых дней жизни ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой. Эмоционально насыщенная речь (интонации, паузы; речь, сопровождаемая мимикой, движениями рук) доступнее пониманию ребенка. Ребенок заражается речевой и эмоциональной активностью матери, стремится подражать. В 2 - 4 месяца у ребенка появляются: гуканье — короткие, тихие звуки; гуление — протяжные, певучие звуки; вскрики — короткие звуки, отличающиеся от гуканья силой, более сложным составом звуков и эмоциональной окраской. Начинает формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Ребенок начинает узнавать голос матери (или близкого человека). Постепенно становятся разнообразными интонации и усложняются сами звуки. Звуки гуления не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию. Звуки становятся средством общения, что становится возможным, начиная с конца третьего месяца жизни, когда звуки гуления становятся достаточно отчетливыми по интонации. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова. Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения. Прежде всего, дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. |
Начиная реализацию нового проекта, хочется рассказать о наших планах и о том, почему мы вообще решили этим заняться. Мы – это команда единомышленников, родителей разного возраста и «стажа», заинтересованных развитием детей и стремящихся улучшать мир, который их окружает. |
|
Социальные услуги |
|
|